Керамика

Керамика

Чтобы вам было проще ориентироваться в тексте, мы разделили промысел на четыре категории. Нажимайте и переходите в необходимый раздел:

На Руси всегда было много глины — этот податливый материал в изобилии можно найти в окрестностях Гжельского куста, рядом с Каргополем, Одоевом, Вяткой и другими старинными городами. Местные жители такую удачу не упускали и мудро распоряжались дарами природы: лепили посуду для себя и на продажу. Большая часть керамических промыслов так и получила названия по тем местам, где мастерам удалось создать неповторимый художественный стиль и отыскать собственный путь.

История русской керамики уходит корнями в глубину веков, ко времени Крещения Руси. Наряду с мавританской и арабской керамиками, она является одной из старейших в мире, уступая только китайской. Само слово керамика образовано от греческого keramike — гончарное искусствo, которое, в свою очередь, идёт от keramos — что переводится как глина. К керамике принято относить все гончарные изделия, от высушенных на солнце до обожжённых в печи, будь то простая глиняная посуда или тончайших фарфор, терракота, фаянс или майолика.

Ещё до татаро-монгольского ига нашим предкам были известны такие сложные техники, как перегородчатая эмаль и полихромная керамика, но за время нашествия часть из них была безвозвратно утеряна. После освобождения во многих районах возобновились и стали развиваться старые ремёсла, получившие в последствии название своих областей или селений.

Керамическое мастерство хоть и опирается на старые традиции, не осталось искусством архаичным и застывшем в прошлом. Оно продолжает развиваться и создавать новые культурные центры и художественные направления, переживая новый расцвет с середины ХХ века.

До сих пор керамика — это ручная работа. Иногда мастера работают вручную от лепки до росписи, иногда, на фабричном производстве, только расписывают изделия. Созданное хоть на фабрике, хоть руками лепщика, каждое из них уникально и неповторимо, поэтому на свете не существует двух одинаковых игрушек или предметов сервиза.

Фарфор

Русский фарфор не имеет единого культурного центра, с XVIII века он развивался в Малороссии, Прибалтике и России — в Дулёво, Конаково, Рыбинске, подмосковном Хотьково. Родоначальницей же принято считать Гжель, где в 1748 году, на основе гжельских глин, был открыт рецепт настоящего фарфора, который даже назвали «белым золотом». Фарфор отличается от фаянса большим количеством коалина в его составе, что делает фарфор звонким, как хрусталь, и способным пропускать свет.

Русский фарфор переживал ни одну смену мод и стилей, от классицизма до русско-византийской росписи, от исторических и батальных сцен до жанровых и пасторальных сюжетов.

В Российской империи существовало огромное количество как государственных, так и частных фарфоровых заводов, а также независимых артелей — некоторые из них продолжают традиции и по сей день. Так, в современной России крупными производителями фарфора, наследниками секретов дореволюционного мастерства  являются Гжельский фарфоровый завод в селе Речицы, Дулевский завод в Московской области, и Дмитровский в поселке Вербилки.

Гжель

Гжельская керамика знаменита во всём мире, а гжельский фарфор конкурирует даже с немецким фарфором из Майсена. Посуду и игрушки в узнаваемой сине-белой цветочной росписи можно встретить в Европе, Америке и Азии, и гжель такой же символ России, как матрёшка или гусли.

Поначалу гжельские мастера расписывали свои работы жёлтыми, зелёными, синими и фиолетово-коричневыми красками, но со временем её отличительной особенностью стали тёмно-синие цветочные узоры на белом фоне, и в гжельской росписи сегодня существует более 20 оттенков синего цвета.

В старину гончары работали всей семьёй. Мужики со старшими сыновьями сами искали и добывали глину, затем замешивали её и на гончарном круге создавали посуду для продажи, а из остатков глины — игрушки. Младшие сыновья, подмастерья, обливали готовые вещи глазурью, а дочки раскрашивали её тонкими перьями. Затем полученные изделия обжигались в печи-горне. Свои ремесленные секреты все ремесленные семьи скрывали друг от друга, передавая их по наследству.

Сегодня этот процесс выглядит иначе. Художники-дизайнеры создают на бумаге эскизы, по которым модельщики вытачивают гипсовые модели. Затем эти модели заливаются жидкой фарфоровой массой, которая, затвердевает, обретает формы будущего изделия. Следом заготовка переходит к оправщику, который полирует её и приклеивает недостающие мелкие детали — носики, ручки, подставки, лепные украшения. После обжига живописец вручную расписывает посуду окисью кобальта, и каждое изделие по узору неповторимо, даже если все рисунки сделаны по одному эскизу. Затем его покрывают глазурью, сохраняющей рисунок и придающий гжельским изделиям узнаваемый блеск. Затем уже происходит финальный обжиг, в огромной печи размером с дом.


Майолика

Майолика — это особая разновидность керамики, которая создаётся из обожжёной глины (отходов фаянса), покрывается непрозрачной глазурью и расписывается специальными огнеупорными красками. XVII–XVIII века - это «золотая эпоха» майолики в России, секрет которой привезли к нам итальянцы и голландцы Петра Великого. Тогда в Ярославле, центре русской майолики, создавались изразцы для домов и церквей. В XIX веке среди зажиточных ярославских семей пользовались популярностью красочные вазы, кувшины и керамические фигурки.

Ярославская майолика

Понятие «ярославская майолика» появилось лишь в 1992 году, и у этого промысла, в отличие от старых, ведущих историю из прежних веков, даже есть «родители» — художники Наталья Павлова и Евгений Шепелёв. Это свидетельствует, что народные промыслы в России не только сохраняют свои старые традиции, но и рождают что-то совершенно новое. Это живое, постоянно развивающееся народное творчество, интерес к которому не угасает.

Отличительные особенности ярославской майолики — это яркая цветовая гамма по лучшим образцам ярославских изразцов и лубочные сюжеты, заимствованные у других, более старых, русских народных традиций керамики.

В ярославских землях большое количество красной глины, из которой и делают керамические изделия. Глазурь наносится в два слоя, первый - с добавлением олова, второй — с добавлением свинца, придающего глянцевость. Расписывают фигурки вручную, нанося рисунок по сырой эмали. Это требует недюженного мастерства художника, его внимательности и точности, потому что поправить или переделать рисунок уже невозможно. Нередко керамист не знает, какие расцветки появятся после обжига, поэтому работает, опираясь на свой опыт.   


Гончарство

Изначально гончарный промысел служ для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. Сегодня же это обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

Семикаракорская керамика

Своё название это керамика получила от казачьего городка Семикаракоры, где издавна процветало гончарное производство. Но, в отличие от многих известных керамических школ России, народно-художественный семикаракорский промысел, знаменитый на всю южную Россию, не уходит корнями в старину. Создавать красочные расписные изделия здесь начали только в ХХ веке, а художественный стиль был создан не ремесленниками, а искусствоведами.

Семикаракорская керамика — это лубочные казацкие сюжеты и стилизованные донские пейзажи с использованием ажурных и растительных орнаментов и лепных жанровых фигурок. Её легко узнать по округлым формам, ярким краскам, необычному декору с использованием фигурок животных или людей. Колокольчики-барыни, шкатулки-зайчики, чайники-храмы, сахарницы-домики, чашки-рыбки — всё это плод фантазии семикаракорских керамистов. Нередко сюжеты фаянсовых изделий — посуды, часов, шкатулок - вдохновлены произведениями донских поэтов и писателей, и чаще всего, конечно, автора «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Говорят даже, что у яркой семикаракорской керамики буйный казацкий темперамент.

Предприятие

Скопинская керамика

Необычная скопинская керамика появилась в середине XIX века, когда гончары села Скопино  Рязанской области стали делать замысловатые, оригинальные глиняные предметы и выставлять их на своих воротах в качестве «рекламного образца». Гончары, которых в Скопине насмешливо звались «горшкошлёпами», соревновались в вычурности форм и сюжетов, так что изделия всё время усложнялись. Затем мастера начали возить эти оригинальные поделки на ярмарку, выставляя со своими обычными изделиями, а вскоре скопинская керамика - посуда со сложными силуэтами, затейливыми орнаментами, с лепниной в виде реальных и мифических существ - стала известна не только в России, но и в мире. В 1900 году скопинская керамика была представлена на Парижской ярмарке, а «горшкошлёпы» прославили родной город на весь мир.

Хорошо узнаваемый, необычный цвет скопинской керамики достигается с помощью порошка свинцовой цветной глазури, который, растекаясь при обжиге, образует желто-коричнево-зелёный стекловидный слой. При обжиге крупинки глазури, неравномерно плавясь и растекаясь, создают живописные узоры.

Скопинские мастера почти не изображают людей, зато лепят драконов, алконостов, сирен, сказочных хищных птиц и других воображаемых существ. Скопинская керамика единственная, которая до сих пор создаётся по старым технологиям XIX века.


Игрушка

Русское керамическое искусство началось не только с изразцов, украшавших княжеские палаты на византийский манер, и рельефных расписных плиток, придававший особый колорит старинным церквям. Наряду с производством кухонной утвари, простой и практичной, в разных районах страны рождалось народное искусство игрушки, свистульки и посуда, расписанные на особый манер.

Филимоновская игрушка

Филимоновской игрушке по самым скромным подсчётам более 800 лет, а первые глиняные поделки, чаще всего ритуальные, в этих местах появились ещё в эпоху верхнего палеолита. Промысел начался в маленькой деревне Филимоново, крестьяне которой занимались гончарным ремеслом, а женщины, из остатков глины, лепили свистульки и игрушки для своих детей, расписывая их яркими и простыми узорами. Затем филимоновцы стали продавать свои поделки на базарах, и игрушки пошли по соседним деревням, а затем и губерниям.

Чаще всего филимоновские игрушки изображают крестьянок, барынь, солдатов, всадников, танцующие пары или животных. Многие символизируют какие-нибудь качества или пожелания тому, кому их дарят. Так олень — символ долгого и счастливого брака, корова — плодородия, свинья с поросятами - достатка, медведь — силы и могущества, женщина — природы и кормилицы.

Филимоновские игрушки — простые, без проработанных деталей и мудрёных узоров. Знаменитая вытянутая форма и удлинённые пропорции, ставшие её отличительным знаком, на самом деле связаны с особенностями местной глины. Жирная тульская глина при сушке оседала и трескалась, так что лепщикам приходилось много раз, в течение трёх-пяти дней, поправлять игрушку, вытягивая её, чтобы спрятать трещины и неровности. Так и появился самобытный филимоновский стиль.

Ещё одна особенность филимоновских свистулек — яркие, кричащие цвета. До появления анилиновых красок краски разводили на яйце, но так как такие краски быстро жухли, к ним добавляли ацетон, который и придавал яркий оттенок. Жёлтый, красный и зелёный цвета, которые филимоновские мастерицы звали «лимонкой», «малинкой» и «зелёнкой», издревле были основными цветами росписи.

В начале ХХ века, когда в деревне осталось лишь три женщины, лепившие игрушки, искусство филимоновских свистулек было на грани исчезновения, но после войны промысел возродился. В наше время ему учат в специальных художественных училищах.

Ковровская игрушка

Гончарный промысел на этих землях развивался благодаря богатым залежам красной и голубой глины на берегах Клязьмы. Археологические находки доказывают, что посуду, а также игрушки и свистульки здесь лепили ещё в XII - XVI веках. История народного глиняного промысла оборвалась в конце XIX века, но в начале 90-х годов ХХ века была вновь воссоздана.

Красочную и самобытную ковровскую игрушку отличает жанровость и сюжетность, она с юмором изображает быт крестьян или сказочных персонажей: скоморохов, водящих хоровод девушек, влюблённую парочку, милующуюся у берёзы, спящего на печи деда, сценку из известной сказки про репку. Среди популярных сюжетов - русская баня, ярмарка, чаепитие и парочка у плетня.

Ковровскую игрушку лепят из голубой глины, используя красную для деталей или в качестве связующего вещества. В отличие от дымковской или филимоновской игрушки, ковровские игрушки отличаются вниманием к реалистичным, тщательно прописанным подробностям. У берёзы вылеплен каждый листочек и нарисована каждая маленькая черточка на стволе, у барыни в ушах серёжки, на сарафане завязочки, а на пальцах колечки, в печки стоят крошечные глиняные пирожки, и у каждого персонажа лицо отрисовано до мельчайших деталей, передавая настроение и характер.

Абашевская игрушка

Изготовление абашевской игрушки зародилось в XIX веке  в Спасском уезде. Особую известность промысел приобрёл  в конце 1920-х годов, связано это было с работой Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, вылепившего многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей.

Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

Дымковская игрушка

Женщины слободы Дымково лепили свистульки к весеннему празднику Свистунья.  Поначалу в этот день поминали погибших в 1418 году дружинников из Вятки и Устюга, которые, в темноте приняв друг друга за татар, устроили побоище. Грустный повод быстро забылся, а праздник превратился в весёлую ярмарку, на которой съезжавшиеся из городов и деревень вятичи танцевали, пели и свистели в свистульки.

Дымковскую игрушку лепят из ярко-красной вятской глины, замешанной с мелким речным песком. Фигурки собирают по частям, скрепляя детали жидкой глиной. Раньше игрушки белили мелом, разведённым с молоком, но сегодня используют специальную эмульсию, а вместо красок, замешанных на квасе и молоке - современные анилиновые материалы.

Дымковские орнаменты нарочито просты, в них используются точки, круги, клетки и полосы. Все краски яркие, и нет полутонов, отчего кажется, что игрушки расписывали дети. Самые популярные сюжеты - это барыни, крестьянки, водоносы, семьи, а также домашние животные.

 

Предприятия