Быть современными и не уходить от традиций
К дымковской игрушке у каждого свой путь. Тамару Ворожцову туда привела любовь: в творческих мастерских работала мама её будущего мужа Анфиса Ивановна Ворожцова, и первое знакомство состоялось именно там. «Володя мне рассказывал, что Анфиса Ивановна художница, и для меня это было что-то недосягаемое: я рисовать не умела. Когда мы впервые пришли в мастерские, то попали в день художественного совета, когда работницы выставляют игрушки на стол и сдают их на проверку опытным мастерам. Это была такая красота и яркость! Все сверкало», — вспоминает она.
В 1991 году, уже в статусе счастливой жены и мамы, Тамара Ворожцова сама взяла в руки глину и кисти и под руководством свекрови стала учиться дымковскому ремеслу. Здесь всегда учат от простого к сложному. «У нас каждая деталь делается отдельно, а потом они с помощью водички и влажной тряпочки прикрепляются друг к другу. Первой игрушкой у меня стала жёлтая птичка, у неё соединяются всего три детальки: гузнышко (основа — примечание автора), головка и клювик, вот мне её и доверили», — делится мастерица.
В 90-е годы дымковский промысел, как и большинство предприятий в России, решал одну глобальную проблему: как выжить в новых экономических условиях. Мастерицы открыли в структуре ВТОО «Союз художников России», куда всегда входили, свою организацию "Творческое объединение «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» и стали учиться не только творить, но и торговать, а также вести всю бумажную работу. И получилось: сейчас в мастерских выполняют как индивидуальные заказы отдельных любителей и коллекционеров, так и работы для таких крупных корпораций, как «Тойота» и «Сбербанк».
«Мы за красочность и весёлость»
Секретов такой популярности у дымковской игрушки несколько. Во-первых, внешний вид: от всех остальных промыслов она отличается яркими красками и хорошим настроением. «Игрушка рождалась перед весенним вятским праздником „Свистунья“. Наши предки отмечали его в мае, когда вокруг были солнце и радость, потому что скоро лето и оттого легче жить», — поясняет Тамара Ворожцова. Настроение игрушки отражается и на выборе цветов, в промысле используются все естественные краски природы, но они непременно должны быть яркими. Поэтому пастельная гамма в Дымковском промысле не приветствуется: барыню в модном мятном или пудровом платье здесь встретить невозможно. «Наша игрушка должна быть яркой, вызывать буйство настроения, мы за красочность и весёлость», — смеются мастера.
За «буйство» отвечает и знаменитый дымковский орнамент. Для каждой игрушки он свой. Всего существует семь элементов орнамента. Их мастерицы называют ласково: кружок (иногда двойной кружок), точечка, пятнышко (оно побольше точечки), полосочка, зигзаг и булочка.
«Орнамент мы подсмотрели в природе, — признается Тамара Ворожцова. — Только краски взяли более яркие. Самые сложные узоры у оленя и городских барышень. Олень может быть разноцветным (в трёх-четырёх цветах), в его орнамент входят зигзаги, полосочки и пятнышки. Когда в прошлых веках сельские мастерицы лепили городских барышень, то, конечно, посмеивались над ними, но все детали богатых нарядов примечали: оборочки, украшения, шляпы с широкими полями».
Ещё одна «изюминка» дымковской игрушки — её многосюжетность. «Изначально у нас было два направления: первое — чисто традиционное — всадники, барыни, разные птицы и животные, то есть отдельно стоящие персонажи, — объясняет искусствовед, председатель отделения ВТОО «Союз художников России» — «Народный художественный промысел „Дымковская игрушка“ Менчикова Надежда. — Второе — творческие композиции. В них с начала XX века мастерицы отражали и реальную жизнь, и сказочные истории».
Самыми первыми были сказочные композиции по творчеству А. С. Пушкина. Позднее появились «Волк и семеро козлят» (лепили в основном козу с козлятами и русскую печку), «По щучьему веленью» (мастерицы особенно любили Емелю и изображали его во всех ракурсах — на печи, в санях, с вёдрами, со щукой), «Маша и медведь» (глиняные Медведь и Маша сидели за столом, собирали ягоды в лесу, причём во время прогулок Маша иногда сидела в корзинке у Потапыча). От сказочных сюжетов перешли к бытовым — чаепитию за столом, катанью на тарантасе, ярмаркам и гуляньям. А потом очередь дошла до современных и даже политических событий.
Так, почётная художница Валентина Бородина в 80-х годах вылепила композицию по мотивам знаменитой встречи Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана. Незадолго до этого другая именитая мастерица Надежда Трухина создала композицию с космонавтками Савицкой и Терешковой на фоне цветущего дерева. «Самое сложное, когда откликаешься на современность, — не выпасть из традиционного ряда, не нарушить вековые правила дымковской росписи», — говорит Тамара Ворожцова. Именно поэтому каждая игрушка или композиция в обязательном порядке проходят процедуру согласования на художественном совете предприятия. Если опытные мастерицы видят, что художника занесло «не туда», изделие безжалостно бракуется.
Одно из главных требований для дымковской игрушки — исключительно ручная лепка. «Инструменты», на которые может рассчитывать мастер помимо собственных рук, — мокрая тряпочка и деревянная лопатка. Это придаёт игрушкам и особый авторский шарм — в природе не существует двух одинаковых дымковских Емелей, потому что каждая художница лепит его по-своему.
Это непросто, потому что современная дымковская игрушка сильно выросла по сравнению со своими предками: те редко превышали 12 сантиметров в высоту, а сегодняшние «вымахали» под 30 сантиметров.
Попала дымковская игрушка даже на зарубежный автопром. Несколько лет назад руководство регионального отделения «Тойота моторс» заказало рельефы с местной вятской тематикой. Рельефы внешне выглядят как картины, только их «рисунок» как бы на треть выступает из фона. В результате изображение получается полуобъёмным. «Это была сложная работа: мастерица Ольга Головина слепила и расписала 10 рельефов с вятскими мотивами — катание на тройке, катание на тарантасе, чаепитие. Все это в самобытном ярком стиле. Получились оригинальные декоративные панно, которые очень понравились гостям из Японии», — гордится Менчикова.
Ещё одна гордость дымковского промысла сегодня — это работа мастерицы Людмилы Верещагиной «Праздник Преображения». Композиция состоит из 163 фигур, в ней изображены мирская и монашеская жизни. Здесь и простые люди, и монахини из Вятского Преображенского монастыря, и великолепные храмы, и деревья.
Не прошли дымковские художницы и мимо спорта. «Недавно женская хоккейная команда из Нижнего Новгорода заказала нам сувениры со своей тематикой. И мы смогли им помочь. Взяли нашу барыню на ножках в не очень длинной юбке, поставили ее на коньки и стали экспериментировать. У нас она и клюшку несла, и коньки шнуровала, и на льду красиво стояла — много всего интересного придумали», — радуется председатель промысла.
Тамара Ворожцова тоже уважает изыски коллег, но признается, что ей по душе всё-таки традиционные образы. «Боюсь, исчезнет игрушка, если будем сильно в угоду современности всё делать, — переживает она. — Наши изделия и так прекрасны, им не нужно под что-то подстраиваться, дети и взрослые их любят и так». Она знает, о чем говорит: сейчас в дымковских всадников играет её внук. Тамара Дмитриевна убеждена, что все игрушки промысла обладают и обережной силой, потому что сделаны руками и с большой любовью.
Эту их особенность вятчане знали всегда, поэтому даже свистулька, от которой боящиеся бедности россияне обычно шарахаются, здесь вызывает только радость. «Мне свекровь рассказывала, что раньше в наших деревнях было два главных детских оберега — нянюшка и свистулька. Нянюшка — это тряпичная крестьянская барышня с ребенком на руках, её клали в колыбельку или подвешивали рядом, чтобы младенец хорошо спал и рос здоровеньким, а свистулькой освистывали углы, когда в доме появлялся ребенок. Считалось, что это поможет защитить его», — рассказывает художница и бабушка.
Когда мастериц дымковского промысла спрашивают, за что так любит народ их игрушку, они отвечают просто: «Это красота, которая делает всех добрее. Её нужно сохранять, чтобы наши дети, внуки и их потомки понимали, чем мы, россияне, особенны, чтобы ничто недоброе не попало к нам».