05.10.2019

«Здесь люди рождаются с генетической способностью лепить»

«Здесь люди рождаются с генетической способностью лепить»

«В глине проявляется характер художника»

— Юрий Алексеевич, кто придумывает ваши чудесные игрушки?

— У нас в промысле нет ни одного художника со специальным образованием. Те просто не умеют придумывать, не могут. Были у нас ребята из колледжа, знали, как с материалом работать, приёмами владели, но игрушки у них выхолощенные получались, без души. На Абашевской фабрике никто никого ничему не учит: каждый лепит сам. Ограничений для мастера нет никаких. Приходит человек, и у него либо получается лепка, либо нет. У спасских это в крови на генетическом уровне происходит, вбито в народную память. Фантастика, но так. Здесь люди рождаются с генетической способностью лепить.

Мы никому не запрещаем лепить. Однажды 19 лет назад прокуратура попросила устроить молодого парня, грозили, что иначе посадят его — несколько раз уже попадался. Женщина-художник пошла ему показывать фабрику, а потом возвратилась и говорит, что не может с ним больше — лёг на верстак и жалуется, что все рабочие ему надоели. Я пошёл с ним говорить по-мужски и вижу, как стоит и лепит руками миску. А ручная формовка — это очень сложная работа, надо, чтобы миски тонкими получались и не комкались. Пока мы с ним обсуждали всё это, он за час 100 штук сделал! Человек, пришедший с улицы, которого ничему не учили ещё!

— Художник может изобрести новую игрушку?

— В работе каждого абашевского художника есть некоторые общие черты и образы, но игрушка у каждого своя. У одного — причёсанная и прилизанная. У кого-то — рубленая. В глине проявляется характер самого мастера.

— По каким общим чертам можно узнать абашевскую игрушку?

— Непропорционально длинное туловище, непропорционально вытянутая шея, непропорционально короткие ноги. И, конечно, богатый глиняный декор. У нас есть собственный абашевский орнамент — чешуйки, различные намины (когда глина проминается острой палочкой или пальчиками). Мастера не просто декорируют изделие краской, но ещё и придают живость глине. Глина — это такой материал, что чем больше к ней прикасаются и работают над ней, тем больше она начинает в ответ отдавать. Оживает и сияет.

— Какие краски вы используете, чтобы игрушки сияли?

— В них душа сияет. Каждая игрушка делается руками и поэтому дышит — она живая. Вот вятская и дымковская сейчас тиражируются литьём, а у нас у каждой игрушки есть свой характер. Даже самые маленькие зверюшки бывают смеющимися, грустящими, дразнящимися, смиренными. Что касается красок, то такой палитры, как у нас, нет ни в одном промысле мира. Традиционные абашевские краски — это оттенки зелёного, синего и красного. Они символизируют землю (или пашню), воду и огонь (или солнце).

«Купишь — и будет жених в доме»

— Я вижу у вас потрясающего оленя-солнце. Что символизирует он?

— Каждая игрушка — символ. Олень означает единство людей и природы, когда мозг и сердце человека работают в унисон с природой. И птицы у нас есть, фантазийные и настоящие. Павлин, например, с распущенным хвостом — красота неимоверная. Его очень сложно делать, но мы справляемся. Причём у самки хвост изгибается под прямым углом, а у павлина — вдоль тела. Хвосты у обоих шикарные.

Ещё есть барашек — это золотое руно достатка. А бывает Лев-Баран. Это такая старинная игрушка, баран приносит достаток в дом, когда человек понимает: «Всё, мне хватит на жизнь, на всё лечение и учение». Живут же богатые люди, которые мучаются от того, что им всего мало, а эта игрушка дарит человеку такое состояние, при котором он осознаёт, что самодостаточен и важен. За важность отвечает лев — символ власти на земле. Более сильный символ власти — грифон — соединение льва и орла. Это абсолютнейшая власть, но только на земле.

Ещё у нас есть корова — символ плодородия. За преданность и материнство отвечает собачка. Обычно мы её лепим со щенком.

Можно приобрести барыню — символ чистоты. Всадник на коне — символ верности долгу и жене. Работает, кстати говоря.

— Как? Все верными становятся?

— Купишь и будет жених в доме, вот как. Но самая главная примета такая: когда игрушка попадает в жилище, человек становится добрее. На выставках я всегда общаюсь с людьми напрямую, они игрушки купят, а потом впечатления приносят. Вот бизнесвумен недавно купила у меня 7 игрушек больших. Поморщилась сначала, но взяла. А недавно приходит и говорит: «Я на вас зла до невозможности. Купила, и мой дом стал собранием каким-то: все друзья-приятели постоянно едут, как магнитом их к этим игрушкам тянет!» Еще был случай: пришла пожилая женщина с великовозрастным сорокапятилетним сыном неженатым. Сначала у обоих — сплошной скепсис на лице был, потом мать уговорила его купить большого оленя. Приходит она ко мне на следующую выставку и благодарит, благодарит. Мне даже неловко стало. «В чём дело-то?» — спрашиваю. А она говорит, что сын переменился, человеком стал. Чудес от игрушек много: кто-то не спал, а поставил игрушку на прикроватную тумбочку и без таблеток засыпать стал.

— Из-за чего происходят эти чудеса?

— Я считаю, что срабатывает тот энергетический посыл, который был заложен в самых-самых первых абашевских игрушках 500 — 600 лет назад. Дело в том, что во все времена этим промыслом занимались крестьяне-староверы. И сегодня мы, как люди верующие, перед началом работы просим Господа помочь. Отсюда и результат. А вдохновляемся мы тем, что видим сами или видели наши предки.

— По выставкам ведь не только россияне, но и иностранцы гуляют. Как они реагируют на вашу игрушку?

— Специально для них я делал розового оленя-ёлочку. Увидела девушка из Швеции мои работы и заказала зверя, правда, очень попросила выполнить его в розовом цвете. Это меня совершенно не смутило, потому что, во-первых, я видел игрушки 1927 года с очень модерновыми красками. А, во-вторых, самое главное — это форма (нашу ни с чьей не перепутаешь) и место, где рождается игрушка. А рождается она на правильной территории — в городе Спасске Пензенской области.

— Вы не против того, что русские народные игрушки уезжают за рубеж?

— Я это только приветствую! Это называется проникновение наших по планете. Когда Абашевская игрушка попадает за рубеж, то иностранцы в корне меняют своё мнение о России. Это наша мягкая сила, не назойливая, но очень мощная. Она открывает людям глаза на нас. Чем больше таких контактов, тем выгоднее для всего мира. Это нужно для взаимопонимания, для мирного сосуществования. Ведь вся злоба от незнания. Вот англичане пару лет назад купили на 200 000 тысяч рублей игрушек для частного лондонского музея, и я уверен, что его туристы теперь с большим скепсисом относятся к нападкам на нашу страну. Потому что они видят, какие мы настоящие, какие мы непридуманные. Они вдруг понимают, что мы так же любим, болеем, переживаем и страдаем.

Сегодня Абашевская игрушка нужна всему миру. Она вытягивает из людей всю дурноту. Когда человек делает что-то своими руками, он гармонично вписывается в окружающий мир. Он начинает себя чувствовать совершенно по-особому уверенно. И это даёт ему возможность выбирать и понимать, что можно делать, а что нельзя, что хорошо и что плохо.

— Секрет счастливой жизни — в ручном труде?

— И в сохранении истоков, в обращении к корням. Если человек хочет жить счастливо на земле, то будет сохранять и приумножать то, что до него было сотни лет назад. Поэтому находятся искорки рода человеческого, которые вытаскивают на свет таланты прошлого, и все ахают. Появляется генетическая связь, человек получает энергию рода. Связь с народными промыслами очень важна. Сегодня нужно деньги не в оборону вкладывать, а в бабушек-мастериц из села. И тогда ахнет весь мир.


«Здесь люди рождаются с генетической способностью лепить»

Пенза
12 февраля 2020

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
О деликатности и вере в своё дело
ИСТОРИЯ
Всё началось со свиста
НОВОСТЬ
«Ковровская глиняная игрушка» получит помещение в безвозмездное пользование
СОБЫТИЕ
«Заиграй, моя игрушечка»