Художественная обработка металла известна с древнейших времён. Все её основные виды — ковка, чеканка, литьё, филигрань, эмаль и гравировка, широко представлены в российских промыслах. Русское прикладное искусство — это и царь-колокол с царь-пушкой, и тончайшие ажуры русской филиграни, и расписные подносы, и художественные миниатюры на эмали, и ручное чернение серебра, и промышленное литьё. Искусство обработки металлов передавалось из поколения в поколения, вбирая в себя развивающиеся ремесленные традиции и художественные приёмы других народных ремёсел.
Роспись
Тагильская роспись
Этот вид подносной живописи появился на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинске и Невьянске, а датой его «рождения» принято считать 1746 год - именно тогда появилось первое упоминание жестяных подносов с художественной росписью.
Знаменитый заводчик Н. Демидов в XVIII веке организовал при своих горных заводах первую школу росписи, потому эта роспись первое время называлась горнозаводской. Первое время ею занимались исключительно мужчины, а в подмастерья принимались только мальчики, но со временем, из-за нехватки мастеров, на работу стали брать и женщин.
В эпоху Российской империи на Урале жило немало старообрядцев, потому тагильская роспись переняла художественные приёмы старообрядческой иконописной школы — декор из золота, серебра и металлических песков. Кроме того она была основана на народном творчестве и живописных традициях.
Для расписывания создавались специальные минеральные краски, которые хорошо держались на металлических поверхностях: измельчённые в пудру минералы замешивали со смолой на льняном, ореховом или маковом масле. Но самый важный секрет росписи по металлу — это лакировка. Для неё в XIX веке художники-самоучки Худояровы придумали особый рецепт из смолы, льняного или конопляного масла, а также терпентины местных хвойных пород, растворённых в скипидаре.
На подносах писались копии с гравюр, сценки из городской жизни, исторические и мифологические картины, которые обрамлялись изящным цветочным или фруктово-ягодным орнаментом. Роспись делилась по манере письма на многослойную, с прописыванием малейших деталей, и появившуюся к концу XIX века «маховую», которая стала ответом на ускорение темпов времени и желания удешевить производство.
Жостовская роспись
Только в первой половине XIX века расписное ремесло жестяных подносов пришло из Урала в Московскую губернию. Ею стали заниматься в сёлах Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, но самым известным стал промысел в Жостово. В 1825 году откупившиеся от крепостной зависимости братья Вешняковы создали здесь первую мастерскую, а после революции, объединённая с другими артелями, она стала основой Жостовской фабрики декоративной росписи, которая работает по сей день.
В жостовской росписи используют, за редким исключением, чёрный фон и многослойное письмо. Выкованные подносы сначала грунтуют и шлифуют, чтобы поверхность была идеально гладкой, а затем расписывают масляными красками и лакируют. Среди основных сюжетов — цветочные орнаменты, а также пейзажи, бытовые сценки и народные гуляния. Самый распространённый вид росписи, ставший визитной карточкой Жостова, это большой букет, обрамлённый по краям подноса золотым орнаментом. Двух идентичных подносов не бывает — художник пишет не по эскизам и не с натуры, поэтому даже в росписи одинаковых сюжетов использует свою фантазию.
Кемеровская роспись
Кемеровская роспись возникла в начале 80-х годов ХХ века в городе Кемерово, где в 1981 была основана фабрика художественных промыслов «Весна». Тогда группой художников во главе с Валентиной Пантелеевой была разработана новая техника росписи на основе смешения жостовской и нижнетагильской техник. В ассортименте фабрики были расписные подносы различных форм и размеров, блюда, баночки под сыпучие продукты.
Кемеровская роспись относится к одной из школ Урало-Сибирской росписи. Ее отличительной особенностью является двухцветный мазок, который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой — более светлый, затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку. Роспись выполняется масляными художественными красками, затем после высыхания покрывается лаком. Срок годности такой росписи – несколько десятилетий.
Источник фото: библиотеки.кемеровские.рф.
В отличие от нижнетагильской, которая раньше была более декоративной, кемеровская роспись стала более реалистичной, в композицию включают хвою, шишки, таёжные травы. В нижнетагильской росписи применяют круглые беличьи кисти, а в кемеровской сразу стали применять плоскую синтетику, что придаёт работам индивидуальность. Мотивы росписи очень разнообразны: это и лесные и полевые цветы, шишки, ягоды, сосновые ветки, и все многообразие садовых растений.
Фабрику «Весна» в 2001 году закрыли. Однако мастера остались, и некоторые из них до сих пор продолжают самостоятельно развивать эту замечательную технику.
Ювелирное искусство
Кубачинское ювелирное искусство
Село Кубачи недалеко от Дербента называют аулом мастеров. Это родина златокузнецов, создававших неповторимой красоты доспехи, драгоценную посуду и женские украшения. И, конечно же, славившиеся художественной обработкой оружия. Кубачинское оружие высоко ценилось не только на Кавказе, но также в Турции и Иране.
Древняя история обработки металла, согласно раскопкам, началась здесь ещё в IV-III тысячелетие до н.э. А в эпоху Средневековья достигло высокого уровня. С ХVIII века здесь получило особое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, которое украшалось резной костью, чернью, глубокой гравировкой, золотыми и серебряными насечками, и инкрустировалось драгоценными и полудрагоценными камнями. В ХIХ—ХХ веке расцвело ювелирное искусство, оказавшее заметное влияние на ювелирное искусство всех кавказских народов. При этом создавались не только женские, но и мужские украшения и элементы наряда: наборные пояса и газыри.
В 20-х годах ХХ века в селе образовалась артель, которая потом превратилась в Кубачинский художественный комбинат, крупнейшее предприятие народных промыслов Дагестана.
Самобытный кубачинский промысел унаследовал эстетические горские традиции и многообразие культуры дагестанских народов.
Скань
Скань (или филигрань) — это тончайший кружевной узор из медной, золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Русское слово скань произошло от древнеславянского глагола «съкати», что значит «свивать».
Существует три вида филиграни. Напайная филигрань, когда проволоку напаивают на металл. Объёмная филигрань, которую создают по частям, затем собирая в единую композицию — вазы, подносы, шкатулки, кубки. И ажурная филигрань без металлической основы, которую в мире зовут «русской филигранью».
Эта ювелирная технология была известна на Руси уже в IX—X веках, когда русские ювелиры начали использовать зернь — напаянные мельчайшие шарики. В XII—XIII веках появилась технология напайной, а с XII века — ажурной скани. Расцвет московской скани пришёлся на XV—XVI века, когда в ремесле стали также использоваться драгоценные и полудрагоценные камни, резная кость, эмаль и дерево. В XVIII—XIX веках в скани стали также применять перламутр и хрусталь, а производство из кустарного превратилось в промышленное. По имени своих областей получили название самые яркие и самобытные школы скани: псковская скань, новгородская скань, московская скань, казаковская скань, скань Русского Севера (Великий Устюг, Вологда и Сольвычегодск). В советское время особое место заняла ювелирная скань Костромы.
Скань используется для создания украшений, посуды, церковной утвари, а также для обрамления ростовской финифти.
Казаковская филигрань
В селе Казаково Нижегородской области, где в 1927 году был начат металлический промысел, находится центр филигранного производства. Казаковскую скань с первых лет существования отличали чистота линий и изящество отделки.
Узор филиграни набирается из гладкой или витой медной проволоки по рисунку на бумаге, к которой приклеиваются отдельные детали орнамента. Затем будущее изделие посыпают серебряным припоем и начинается пайка, во время которой бумага сгорает, а ажурные завитки соединяются между собой, образуя прочное кружево. Создавая узор, художники следят не только за плавностью и красотой изгибов, но и за рисунком просветов, играющим большую роль в построении орнамента.
Литьё
Каслинское литьё
Каслинское чугунное литьё названо так по имени челябинского города Касли, где в середине XVIII века был основан чугунолитейный завод, принадлежавший заводчикам Демидовым. Литейное искусство веками складывалось каслинскими скульпторами, художниками, литейщиками и чеканщиками, в его традиции — чёткость силуэта, сочетание проработанных деталей и обобщённых плоскостей, «голландская сажа» — покрытие изделий чёрной краской, созданной по особому рецепту.
Каслинские литейщики создавали статуи и бюсты, надгробия и мемориальные доски, решётки и барельефы, фонари и скамейки, ворота и ограждения. В XIX веке здесь начали производить посуду, малые «кабинетные» скульптуры и предметы декоративно-прикладного характера, многие из которых в настоящее время украшают экспозиции российских художественных музеев. Развитие каслинского литья было напрямую связано с развитием русского скульптурного искусства: многие знаменитые скульпторы предоставляли каслинским литейщикам свои модели для тиражирования, и здесь отливали лучшие произведения Клодта, Лансере, Либериха, Лаверецкого, Каменского и Забелло.
Увидеть каслинское литьё можно в разных городах России. Это фонари-торшеры в усадьбе Царицыно в Москве, сквер вокруг памятника Святой Екатерине в Краснодаре, фонари и решётки на Имеретинской набережной в Сочи и на Приморской набережной в Ейске, фасад Театра драмы и скульптуры на пешеходной улице в Челябинске.
Столовые приборы
История крупнейшего производителя столовых приборов в России и СНГ –Павловского завода художественных металлоизделий имени Кирова –началась в 1890 году, тогда Александр Генрихович Штанге создал в селе Павлово кустарную артель. Первый большой успех пришел к павловчанам уже в 1900 году, когда артель получила золотую медаль на русско-французской выставке в Париже.
В настоящее время завод специализируется на производстве традиционных металлических изделий: столовых приборов и посуды, замков, хозяйственных принадлежностей. Регулярная модернизация технологических процессов и использование современного оборудования позволяет постоянно расширять ассортимент. Ежегодно предприятие создает новые линейки столовых приборов, дизайн которых разрабатывается на основе традиционного русского орнамента.
Финифть
Ростовская финифть
Финифть — это стекловидная масса, т.е. эмаль, наплавленная на металическую пластину и расписанная специальными надглазурными красками. Собственно, финифть — это древнерусское название эмали, произошедшее от греческого слова «финифтис», что означет «смешиваю».
Это искусство пришло в Россию из Византии в годы принятия Христианства, и в раскопках у Десятинной церкви в Киеве были обнаружены остатки ювелирных мастерских, где делались церковные украшения и серьги для женщин с использованием финифти. Но татаро-монгольское нашествие оборвали эту традицию.
Возвращение финифти произошло в конце XVII века, когда в двух городах России — Вологде и Ростове, появились первые мастерские по росписи миниатюр на эмали. Особая позиция ростовской финифти связана с общим рассветом художественных искусств в Ростове Великом в это время. Среди её основных сюжетов - портреты, пейзажи и религиозные изображения.
Ростовская финифть вобрала в себя экспрессивность и вычурность барокко, традиции западноевропейской религиозной живописи, книжных гравюр и портретных миниатюр петербургских художников. Из народного промысла она возвысилась до настоящего художественного искусства.
Вологодская финифть
Этот промысел зародился в середине XVII века. Роспись мастеров Сольвычегодска Вологодской губернии называлась поначалу усольскими эмалями, потому что город в старых записях именовался Усольском.
Вологодские мастера использовали особый приём цветной штриховки, нанося росписи на медную основу. В цветочных композициях они чаще всего использовали тюльпан. Росписи, выполняемые в основном на белом фоне, славились богатой палитрой: в них использовались красные, розовы, лиловые, желтые, синие и зеленые цвета и их оттенки.
Мастеров из Сольвычегодска часто приглашали в Москву для перенятия опыта, и они оказали большое влияние на московское искусство эмали. К сожалению, расцвет промысла был недолгим, и в 1744 голу пришёл в упадок. Палитра упростилась, а мастерство со временем быстро утратилось.
Только в 70-х годах ХХ века вологодская финифть получила второе рождение. Группа художников-ювелиров занялась возрождением промысла, и в наши дни работает творческая мастерская «Вологодская финифть», унаследовавшая традиции некогда славной вологодской финифти.
Чернение по серебру
Искусство чернения по серебру, сложившееся в Великом Устюге, называют ещё северной чернью. Первое упоминание о ней относится к 1683 году. Чернение существовало уже в Х веке в Киевской Руси, но, как и многие ремесленные традиции, было прервано с нашествием татаро-монголов.
Изначально это ремесло в Великом Устюге возникло для украшения церковной утвари, но со временем перешло в разряд прикладного искусства для состоятельных людей, украшавших произведениями “северной черни” свои дома. Сюжеты диктовались прихотью богатых заказчиков, любивших пасторальные мотивы, пейзажи с архитектурой на манер итальянских мастеров и сюжеты из бытовой жизни: чаепития, прогулки и массовые гуляния.
Северная чернь развивалась наряду со всем русским искусством XVIII - начала XIX века, поэтому поначалу несло в себе элементы барокко: пышность, пластичность, контрастность и округлые очертания, а затем переняло каноны и сюжеты строгого классицизма.
Как и века назад, в наше время чернение по серебру — это по-прежнему ручная работа. Мастер вырезает рисунок резцом-штихелем по намеченным линиям. Затем чернь, состав которой долгое время хранился мастерами в строгом секрете, соединяется при обжиге с металлом, и это покрытие слой за слоем снимается, пока не оголится черневой рисунок на серебре. Чёрный сплав в итоге остаётся только в вырезанных мастером углублениях.