Металл

Металл

Чтобы вам было проще ориентироваться в тексте, мы разделили промысел на пять категорий. Нажимайте и переходите в необходимый раздел:

Художественная обработка металла известна с древнейших времён. Все её основные виды — ковка, чеканка, литьё, филигрань, эмаль и гравировка, широко представлены в российских промыслах. Русское прикладное искусство — это и царь-колокол с царь-пушкой, и тончайшие ажуры русской филиграни, и расписные подносы, и художественные миниатюры на эмали, и ручное чернение серебра, и промышленное литьё.  Искусство обработки металлов передавалось из поколения в поколения, вбирая в себя развивающиеся ремесленные традиции и художественные приёмы других народных ремёсел.

Роспись

Тагильская роспись

Этот вид подносной живописи появился на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинске и Невьянске, а датой его «рождения» принято считать 1746 год - именно тогда появилось первое упоминание жестяных подносов с художественной росписью.

Знаменитый заводчик Н. Демидов в XVIII веке организовал при своих горных заводах первую школу росписи, потому эта роспись первое время называлась горнозаводской. Первое время ею занимались исключительно мужчины, а в подмастерья принимались только мальчики, но со временем, из-за нехватки мастеров, на работу стали брать и женщин.

В эпоху Российской империи на Урале жило немало старообрядцев, потому тагильская роспись переняла художественные приёмы старообрядческой иконописной школы — декор из золота, серебра и металлических песков. Кроме того она была основана на народном творчестве и живописных традициях.

Для расписывания создавались специальные минеральные краски, которые хорошо держались на металлических поверхностях: измельчённые в пудру минералы замешивали со смолой на льняном, ореховом или маковом масле. Но самый важный секрет росписи по металлу — это лакировка. Для неё в XIX веке художники-самоучки Худояровы придумали особый рецепт из смолы, льняного или конопляного масла, а также терпентины местных хвойных пород, растворённых в скипидаре.

На подносах писались копии с гравюр, сценки из городской жизни, исторические и мифологические картины, которые обрамлялись изящным цветочным или фруктово-ягодным орнаментом.  Роспись делилась по манере письма на многослойную, с прописыванием малейших деталей, и появившуюся к концу XIX века «маховую», которая стала ответом на ускорение темпов времени и желания удешевить производство.

Жостовская роспись

Только в первой половине XIX века расписное ремесло жестяных подносов пришло из Урала в Московскую губернию. Ею стали заниматься в сёлах Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, но самым известным стал промысел в Жостово. В 1825 году откупившиеся от крепостной зависимости братья Вешняковы создали здесь первую мастерскую, а после революции, объединённая с другими артелями, она стала основой Жостовской фабрики декоративной росписи, которая работает по сей день.

В жостовской росписи используют, за редким исключением, чёрный фон и многослойное письмо. Выкованные подносы сначала грунтуют и шлифуют, чтобы поверхность была идеально гладкой, а затем расписывают масляными красками и лакируют. Среди основных сюжетов — цветочные орнаменты, а также пейзажи, бытовые сценки и народные гуляния. Самый распространённый вид росписи, ставший визитной карточкой Жостова, это большой букет, обрамлённый по краям подноса золотым орнаментом. Двух идентичных подносов не бывает — художник пишет не по эскизам и не с натуры, поэтому даже в росписи одинаковых сюжетов использует свою фантазию.


Ювелирное искусство

Кубачинское ювелирное искусство

Село Кубачи недалеко от Дербента называют аулом мастеров. Это родина златокузнецов, создававших неповторимой красоты доспехи, драгоценную посуду и женские украшения. И, конечно же, славившиеся художественной обработкой оружия. Кубачинское оружие высоко ценилось не только на Кавказе, но также в Турции и Иране.

Древняя история обработки металла, согласно раскопкам, началась здесь ещё в IV-III тысячелетие до н.э. А в эпоху Средневековья достигло высокого уровня. С  ХVIII века здесь получило особое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, которое украшалось резной костью, чернью, глубокой гравировкой, золотыми и серебряными насечками, и инкрустировалось драгоценными и полудрагоценными камнями. В ХIХ—ХХ веке расцвело ювелирное искусство, оказавшее заметное влияние на ювелирное искусство всех кавказских народов. При этом создавались не только женские, но и мужские украшения и элементы наряда: наборные пояса и газыри.

В 20-х годах ХХ века в селе образовалась артель, которая потом превратилась в Кубачинский художественный комбинат, крупнейшее предприятие народных промыслов Дагестана.

Самобытный кубачинский промысел унаследовал эстетические горские традиции и многообразие культуры дагестанских народов.

Скань 

Скань (или филигрань) — это тончайший кружевной узор из медной, золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Русское слово скань произошло от древнеславянского глагола «съкати», что значит «»“свивать”.

Существует три вида филиграни. Напайная филигрань, когда проволоку напаивают на металл. Объёмная филигрань, которую создают по частям, затем собирая в единую композицию — вазы, подносы, шкатулки, кубки. И ажурная филигрань без металлической основы, которую в мире зовут «русской филигранью».

Эта ювелирная технология была известна на Руси уже в IX—X веках, когда русские ювелиры начали использовать зернь — напаянные мельчайшие шарики. В XII—XIII веках появилась технология напайной, а с XII века — ажурной скани. Расцвет московской скани пришёлся на XV—XVI века, когда в ремесле стали также использоваться драгоценные и полудрагоценные камни, резная кость, эмаль и дерево. В XVIII—XIX веках в скани стали также применять перламутр и хрусталь, а производство из кустарного превратилось в промышленное. По имени своих областей получили название самые яркие и самобытные школы скани: псковская скань, новгородская скань, московская скань, казаковская скань, скань Русского Севера (Великий Устюг, Вологда и Сольвычегодск). В советское время особое место заняла ювелирная скань Костромы.

Скань используется для создания украшений, посуды, церковной утвари, а также для обрамления ростовской финифти.

 


Литьё

Каслинское литьё

Каслинское чугунное литьё названо так по имени челябинского города Касли, где в середине XVIII века был основан чугунолитейный завод, принадлежавший заводчикам Демидовым. Литейное искусство веками складывалось каслинскими скульпторами, художниками, литейщиками и чеканщиками, в его традиции — чёткость силуэта, сочетание проработанных деталей и обобщённых плоскостей, «голландская сажа» — покрытие изделий чёрной краской, созданной по особому рецепту.

Каслинские литейщики создавали статуи и бюсты, надгробия и мемориальные доски, решётки и барельефы, фонари и скамейки, ворота и ограждения. В XIX веке здесь начали производить посуду, малые «кабинетные» скульптуры и предметы декоративно-прикладного характера, многие из которых в настоящее время украшают экспозиции российских художественных музеев. Развитие каслинского литья было напрямую связано с развитием русского скульптурного искусства: многие знаменитые скульпторы предоставляли каслинским литейщикам свои модели для тиражирования, и здесь отливали лучшие произведения Клодта, Лансере, Либериха, Лаверецкого, Каменского и Забелло.

Увидеть каслинское литьё можно в разных городах России. Это фонари-торшеры в усадьбе Царицыно в Москве, сквер вокруг памятника Святой Екатерине в Краснодаре, фонари и решётки на Имеретинской набережной в Сочи и на Приморской набережной в Ейске, фасад Театра драмы и скульптуры на пешеходной улице в Челябинске.


Финифть

Ростовская финифть

Финифть — это стекловидная масса, т.е. эмаль, наплавленная на металическую пластину и расписанная специальными надглазурными красками. Собственно, финифть — это древнерусское название эмали, произошедшее от греческого слова «финифтис», что означет «смешиваю».

Это искусство пришло в Россию из Византии в годы принятия Христианства, и в раскопках у Десятинной церкви в Киеве были обнаружены остатки ювелирных мастерских, где делались церковные украшения и серьги для женщин с использованием финифти. Но татаро-монгольское нашествие оборвали эту традицию.

Возвращение финифти произошло в конце XVII века, когда в двух городах России — Вологде и Ростове, появились первые мастерские по росписи миниатюр на эмали. Особая позиция ростовской финифти связана с общим рассветом художественных искусств в Ростове Великом в это время. Среди её основных сюжетов - портреты, пейзажи и религиозные изображения.

Ростовская финифть вобрала в себя экспрессивность и вычурность барокко, традиции западноевропейской религиозной живописи, книжных гравюр и портретных миниатюр петербургских художников. Из народного промысла она возвысилась до настоящего художественного искусства.

Вологодская финифть

Этот промысел зародился в середине XVII века. Роспись мастеров Сольвычегодска Вологодской губернии называлась поначалу усольскими эмалями, потому что город в старых записях именовался Усольском.

Вологодские мастера использовали особый приём цветной штриховки, нанося росписи на медную основу. В цветочных композициях они чаще всего использовали тюльпан. Росписи, выполняемые в основном на белом фоне, славились богатой палитрой: в них использовались красные, розовы, лиловые, желтые, синие и зеленые цвета и их оттенки.

Мастеров из Сольвычегодска часто приглашали в Москву для перенятия опыта, и они оказали большое влияние на московское искусство эмали. К сожалению, расцвет промысла был недолгим, и в 1744 голу пришёл в упадок. Палитра упростилась, а мастерство со временем быстро утратилось.

Только в 70-х годах ХХ века вологодская финифть получила второе рождение. Группа художников-ювелиров занялась возрождением промысла, и в наши дни работает творческая мастерская «Вологодская финифть», унаследовавшая традиции некогда славной вологодской финифти.

 


Чернение по серебру

Искусство чернения по серебру, сложившееся в Великом Устюге, называют ещё северной чернью. Первое упоминание о ней относится к 1683 году. Чернение существовало уже в Х веке в Киевской Руси, но, как и многие ремесленные традиции, было прервано с нашествием татаро-монголов.

Изначально это ремесло в Великом Устюге возникло для украшения церковной утвари, но со временем перешло в разряд прикладного искусства для состоятельных людей, украшавших произведениями “северной черни” свои дома. Сюжеты диктовались прихотью богатых заказчиков, любивших пасторальные мотивы, пейзажи с архитектурой на манер итальянских мастеров и сюжеты из бытовой жизни: чаепития, прогулки и массовые гуляния.

Северная чернь развивалась наряду со всем русским искусством XVIII - начала XIX века, поэтому поначалу несло в себе элементы барокко: пышность, пластичность, контрастность и округлые очертания, а затем переняло каноны и сюжеты строгого классицизма.

Как и века назад, в наше время чернение по серебру — это по-прежнему ручная работа. Мастер вырезает рисунок резцом-штихелем по намеченным линиям. Затем чернь, состав которой долгое время хранился мастерами в строгом секрете, соединяется при обжиге с металлом, и это покрытие слой за слоем снимается, пока не оголится черневой рисунок на серебре. Чёрный сплав в итоге остаётся только в вырезанных мастером углублениях.

 

Предприятия