13.03.2019

От ажурных лестниц до Жеглова и Шарапова

Промысел мог появиться только в Каслях

«Мы почти всем обязаны этой земле, каслинское литьё в другом месте просто не могло появиться, поэтому и название у нас соответствующее: ведь Урал — центр художественной обработки металла, это каменный пояс России», — рассказывает Константин Гилев. Чугунный промысел зародился в Каслях неслучайно. Железная руда, вода и лес в одном месте нужны были для выплавки чугуна. Кроме того, здесь расположены уникальные карьеры с формовочными песками. Те идеально подходят для художественного литья: у них очень мелкая фракция, хорошие газопроницаемость и пластичность. Всё это помогает идеально передавать форму в чугунных изделиях.

С чугуном тут обращаются по старинной технологии литья в землю. Сначала песчаная смесь набивается в опоки — специальные ящики без дна, разделённые на две половинки. Модель будущей скульптуры накрывается опокой, засыпается песком и тщательно утрамбовывается. Потом модель убирают, опоку закрывают и в образовавшуюся пустоту заливают металл. Когда металлическая отливка остывает, её достают, дробеструят (обработка дробью под давлением — примечание автора), и наступает время обработки и покраски. Таким образом в «Каменном поясе» делают ажурные решётки, перила и другие плоские формы.

Если же речь идёт об объёмном изделии, то применяется кусковая формовка. «Этот процесс легко описать на примере разбитого керамического кувшина, — объясняет Константин Гилев. — Представьте, что вы его разбили, потом собрали осколки и снова из них сделали кувшин. Так и у нас делаются объёмные формы».

К большим скульптурам на «Каменном поясе» пришли не сразу. Предприятие появилось в 90-е годы, когда закрывались даже крупные заводы, и начинало с выпуска церковной утвари. Отливали кресты, оклады для икон, панихидницы. Первые модели приносили сами церковнослужители, позже скульпторы предприятия начали сами изготавливать их.

От церковной утвари к физикам-ядерщикам и эксклюзивным люкам

Константин Гилев пришёл на «Каменный пояс» в самом начале и вместе с собой принес первый крупный заказ — нужно было оформить подмосковный особняк архитектурными формами. «Покупателю до этого отказал Каслинский машиностроительный завод, потому что у них был заказ на столбы освещения, а с этим человеком никто не захотел связываться: моделей было очень много, и в работу надо было погружаться целиком, — вспоминает Константин Гилев. — Для меня, как для начинающего художника, это было очень интересно. Мне хотелось его сделать, набраться опыта. И такая возможность была, я сам делал часть эскизов для этого проекта. В него вошли чугунные и бронзовые лестницы, ограждения газонов, балконов, конёк на крыше, флюгер, крыльцо, скамейки. Для холла дома сделали дерево, ветки которого расходились по потолку. А вообще над этим заказом мы работали с моим отцом Александром Гилевым и скульптором Александром Стихиным. Заказчик остался доволен работой, а я — приобретенным опытом».

Сейчас на счету у Константина уже несколько десятков работ совершенно разного профиля. Так в прошлом году он разрабатывал скульптурную композицию «Святая Великомученица Варвара — покровительница шахтёрского труда». «Это объёмный заказ: фигура святой 5 метров высотой. Я её лепил, а „Каменный пояс“ отливал. Святая Варвара выполнена из чугуна с применением всех наших технологий, которые мы тщательно сохраняем и приумножаем», — рассказывает Гилев. Памятник Великомученице Варваре «Каменному поясу» заказало ОАО «Южуралзолото Группа Компаний», которое специализируется на добыче драгоценных металлов в шахтах. Композиция установлена на самой высокой точке города.

Ещё один предмет гордости — памятник из чугуна казакам-первопроходцам в Благовещенске. Он был выполнен скульпторами Александром Рябовым и Константином Гилёвым, а отлит мастерами «Каменного пояса». Автором идеи стал Николай Неведомский. Композиция состоит из трёх фигур: офицера, изучающего карту, и двух казаков рядом с ним. Средства на памятник жители Благовещенска собирали «всем миром».

Вместе с «Каменным поясом» Константин Гилев делал и первый в России памятник трижды герою Социалистического труда, первому научному руководителю и главному конструктору ядерного центра Челябинск-70 Кириллу Ивановичу Щёлкину. «Это был заказ от Федерального ядерного центра города Снежинска. Я работал с Музеем ядерного оружия, изучал материалы Щёлкина, встречался с его сыном Феликсом, он тоже физик. Сын потом приезжал на открытие и высоко оценил этот портретный памятник», —радуется скульптор Гилев.

Кстати, в Снежинске живет и другая его работа — памятник Д. Е. Васильеву, первому директору института по разработке ядерных зарядов и боеприпасов НИИ-1011 (сейчас РФЯЦ-ВНИИТФ — примечание автора). Ядерщики стоят друг напротив друга на бульваре Циолковского.

«Кроме монументальной скульптуры, я занимаюсь и другими видами художественного литья: ограды, лестницы, даже люки эксклюзивные приходилось делать, — признается Гилев. — Последние знакомый как-то попросил. У его дома расположен самый обычный канализационный люк. А он пожелал изобразить там эмблему поезда с его фамилией. Получился уникальный люк».

Воплотим идею в металле

«Сегодня наше основное направление — кабинетная скульптура, но вместе тем мы занимаемся и архитектурным литьём, и крупными формами. Часть кабинетных моделей — это старинные формы, которые достались нам от дедов и прадедов. Новые изобретают сами заказчики. Дайте нам идею, а мы попробуем воплотить её в металле, — говорит руководитель ООО „Каменный пояс“ Кирилл Мурашкин. Недавно появилась кабинетная скульптура „Место встречи изменить нельзя“, вдохновленная образами Глеба Жеглова и Володи Шарапова. Другие правоохранители в момент реформы милиции попросили сделать фигуру городового».

Главное достоинство кабинетных скульптур «Каменного пояса» — их изящность и пластичность. Поэтому спросом пользуются не только герои современных дней, но и пришедшие от старых мастеров фигуры Мефистофеля, Дон Кихота, Меркурия и других.

Чугунные шедевры каслинского литья сегодня рассеяны по всей России: это и ограда Аничкового моста в Санкт-Петербурге, и резиденция полномочного представителя президента в Екатеринбурге, и набережные в Нефтеюганске, и архитектурное оформление музея и завода в Кисловодске. Несколько фигур «Каменного пояса» вошли в Подарочный фонд Президента Российской Федерации.

«Мы хотим, чтобы традиции каслинского литья и дальше передавались потомкам. Важно, чтобы жители России знали об этой красоте. Чугун не только выразителен внешне, но ещё и долговечен. Это наша слава и наша история. Давайте её сохранять», — призывают каслинские мастера.

От ажурных лестниц до Жеглова и Шарапова

Челябинская область
25 января 2020

Больше по теме

НОВОСТЬ
Новогодние сувениры от Каслинского завода архитектурно-художественного литья
ИСТОРИЯ
Дела литейные: экскурсия по Каслинскому заводу
НОВОСТЬ
Новые изделия народных художественных промыслов Дагестана
СОБЫТИЕ
Работы молодых мастеров художественных промыслов в Волгограде