7-ФЗ - |

«О народных художественных промыслах»

1999 - 2021

К закону
К сентябрю 2021 года разработаны изменения, подготовлена и прошла общественное обсуждение редакция поправок.
Реализация государственной политики в области народных художественных промыслов напрямую зависит от эффективности деятельности российских регионов по юридическому установлению и развитию мест традиционного бытования народных художественных промыслов. Она также предполагает наличие соответствующего нормативно-правового обеспечения. От того, насколько в регионах проработан вопрос об установлении мест традиционного бытования, а также от качества нормативно-правовых актов в этой области будет зависеть обоснованность производства изделий народных художественных промыслов и направленность мер государственной поддержки отрасли.
С 2019 года ведётся активная работа над ФЗ РФ No 7-ФЗ «О народных художественных промыслах». К сентябрю 2021 года разработаны изменения, подготовлена и прошла общественное обсуждение редакция поправок. Доработанный законопроект направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Структура проекта
Кратко главные изменения в новой редакции
1

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Изменено: Предмет регулирования настоящего Федерального закона, правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов (НХП), основные понятия

Добавлено: Федеральный фонд защиты, сохранения и развития НХП, творческие мастерские НХП, научно-творческие лаборатории НХП, центры НХП

2

ГЛАВА 2. МЕСТА ТРАДИЦИОННОГО БЫТОВАНИЯ И ИЗДЕЛИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Изменено: Понятия о местах традиционного бытования (МТБ ) НХП


Добавлено: Общероссийский классификатор изделий НХП и их МТБ; регистрация названия МТБ НХП в качестве наименования места происхождения товара

3

ГЛАВА 3. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Добавлено: Установление понятий о деятельности саморегулируемых организаций в сфере народных художественных промыслов

4

ГЛАВА 4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Добавлено: Художественно-стилевые особенности произведений НХП, их правовая охрана; Реестр произведений и художественно-стилевых особенностей НХП РФ

5

ГЛАВА 5. ТЕРРИТОРИИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ И УКЛАДА БЫТОВАНИЯ

Добавлено: Порядок установления и регулирование отношений между участниками территорий сохранения и развития традиций и уклада бытования

6

ГЛАВА 6. ОБУЧЕНИЕ НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ, ПОДГОТОВКА КАДРОВ, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Добавлено: Условия целевого обучения в области НХП, порядок проведения научных исследований в области НХП

7

ГЛАВА 7. КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Добавлено: Регулирование вопросов международных связей и культурного обмена с зарубежными странами в сфере НХП

Подробные изменения
Дополнительная информация — словарь терминов.

Глава 1

Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1 законопроекта посвящена основным понятиям и предмету регулирования настоящего Федерального закона.
В данной главе прежде всего определены субъекты деятельности в области народных художественных промыслов: юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане, осуществляющие деятельность в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации
Разработчиками законопроекта внесены изменения в статью 3 действующего Закона, а именнов новой редакции значительно расширяется понятийный аппарат: вводятся новые и уточняются существующие понятия. Появление новых понятий отражает появление новых процедур, субъектов и информационных систем, которые задействованы в развитии отрасли. Так, среди новых понятий, введены термины:
  • - аккредитация юридических и физических лиц на право использования художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов; 
  • - государственный реестр мест традиционного бытования народных художественных промыслов; деятельности в области народных художественных промыслов
  • - Общероссийский классификатор народных художественных промыслов и мест традиционного бытования;
  • - Общероссийский реестр изделий, типовых образцов и произведений народных художественных промыслов;
  • - Общероссийский реестр образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • - центр народных художественных промыслов и другие.
Новая редакция статьи 4, посвященной основам государственной политики в области народных художественных промыслов. Положениями указанной статьи дается четкое определение государственной политики, изложены основные цели и направления государственной поддержки.
Статья 5 действующего закона дополнена пунктом 2 который определяет основные критерии отнесения организации к организациям народных художественных промыслов.
Статья 6 посвящена мастеру народного художественного промысла. В указанной статье максимально уточнен его статус мастера народного художественного промысла, в рамках которого определены его права и предусматриваемые меры поддержки. Также статья дополнена статьями 6.1. – 6.3, в которых определены статусы творческих мастерских народных художественных промыслов, научно-творческих лабораторий народных художественных промыслов и центров народных художественных промыслов. В рамках этих статусов обозначены правила создания, функционирования и основные задачи соответствующих субъектов.

МЕСТА ТРАДИЦИОННОГО БЫТОВАНИЯ И ИЗДЕЛИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Глава 2 законопроекта посвящена местам традиционного бытования и изделиям народных художественных промыслов.
В новой редакции статьи 7 подробно изложены условия наделения изделия статусом изделия НХП. Так, законопроектом предусмотрено, что на рассмотрение художественно-экспертного совета могут быть вынесены не только произведения или их образцы, но и их макеты (модели), рисунки (схемы, типовые композиции). Согласно решению комиссии, изделие НХП вносят в Общероссийский реестр изделий, типовых образцов и произведений народных художественных промыслов с присвоением регистрационных номеров, и кодов на основании Общероссийского классификатора народных художественных промыслов и мест традиционного бытования в установленном уполномоченным органом порядке. При этом пункт 2 статьи 7 признается утратившим силу.
Кроме того, новеллой в Законопроекте является возможность обжалования решения по вопросам отнесения изделий к изделиям НХП не только в суде, но и в Федеральном экспертном совете по народным художественным промыслам. Решения Федерального экспертного совета могут быть обжалованы в суде.
Положения статьи 7.1 посвящены изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
Новая редакция статьи 8 излагает положения о Федеральном экспертном совете и художественно-экспертных советах по народным художественным промыслам. В новой редакции статьи 9 о местах традиционного бытования народных художественных промыслов фиксируется, что решение об их установлении субъектом РФ принимается по результатам внесения в Государственный реестр мест традиционного бытования народных художественных промыслов с присвоением кодов на основании Общероссийского классификатора народных художественных промыслов и мест традиционного бытования. Статья 10 признается утратившей силу.
Таким образом Законопроект предполагает, что производителю для регистрации своего изделия как изделия НХП достаточно обратиться в экспертно-художественный совет. После этого изделие попадает в государственный реестр и получает государственный электронный ключ. Покупатель данной продукции при желании с помощью мобильного приложения сможет найти данное изделие и узнать его автора. Подобный товар от другого производителя будет считаться контрафактом. Законопроект направлен на поддержку региональных брендов и добросовестных мастеров.
Например, тульский самовар и филимоновскую игрушку смогут производить также только в Тульской области. Чтобы их выпускать в другом месте, необходимо приехать в Тульскую область и получить аккредитацию. Такие изделия не будут называться тульскими, но будут производиться по разрешению Тульской области, и средства от аккредитации будут поступать на развитие промыслов Тульской области.
В то же время законопроект предусматривает полное отсутствие регламентных процедур, связанных с длительным документооборотом. Он формирует электронную среду. Достаточно один раз прийти в экспертно-художественный совет со своим изделием, при его признании изделием НХП получить электронный ключ – далее все изделия, которые производитель захочет идентифицировать как изделие НХП, он сможет загружать на сайт и подписывать своей цифровой подписью. Речь идёт о создании цифровых реестров для мастеров.

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Новеллой в законопроекте является Глава 3 Саморегулируемые организации в области народных художественных промыслов.
Положения законопроекта, предусматривающие создание саморегулируемых организаций в области народных художественных промыслов, являются основополагающими и обеспечивают защиту прав и законных интересов добросовестных производителей изделий народных художественных промыслов и создают механизм коллективного представления интересов в этой области.
Создание саморегулируемых организаций не преследует в качестве основной цели своей деятельности представление интересов в федеральных и региональных органах государственной власти и участия в реализации мер государственной поддержки народных художественных промыслов. Основная цель – коллективная защита конкретного промысла и разработка соответствующих стандартов для борьбы с недобросовестным использованием его художественно-стилевых особенностей.
Статьи 11-15 Законопроекта определяют порядок получения статуса саморегулируемой организации, стандарты саморегулируемой организации в области народных художественных промыслов, членство и органы управления.
Статус может приобретаться в отношении одного или нескольких видов народных художественных промыслов. Чтобы приобрести такой статус, организации необходимо соответствовать определенным требованиям. В частности, на момент его приобретения в ней больше половины участников должны быть объединены деятельностью в определенном виде художественных промыслов. Все участники организации, которые занимаются данным промыслом, должны иметь о себе информацию на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Саморегулируемой организации необходимо также иметь внутренние стандарты и свои органы управления.
Статус саморегулируемой организации считается приобретенным со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в области народных художественных промыслов. Решение о внесении сведений принимает уполномоченный орган на основании заявления организации и предоставленных ей документов. Среди них – перечень членов некоммерческой организации с указанием вида (видов) осуществляемой каждым из ее членов деятельности, которая является предметом саморегулирования, в области НХП. Требование предоставить в числе обязательных документов смету позволит подтвердить возможность саморегулируемой организации осуществлять свою работу.
Статус саморегулируемой организации может быть прекращен уполномоченным органом – как на основании заявления самой организации, так и в случаях ее ликвидации по причине несоответствия указанным в законопроекте требованиям в течение не менее одного года.
Для успешной работы отрасли НХП необходимо, чтобы представляющие ее производства и организации работали эффективно, с соблюдением взятых на себя обязательств. Поэтому законопроект предусматривает возможность ликвидации саморегулируемой организации также в случаях неоднократного неисполнения и (или) несоблюдения сроков исполнения предписаний и запросов уполномоченного органа; неоднократного в течение года нарушения саморегулируемой организацией сроков и порядка представления отчетности в уполномоченного органа; грубого нарушения саморегулируемой организацией требований законодательства Российской Федерации при проведении проверки члена саморегулируемой организации; представления саморегулируемой организацией заведомо недостоверной информации, а также непредставления информации в уполномоченный орган.
В случае прекращения статуса саморегулируемой организации сведения о ней исключаются из единого реестра саморегулируемых организаций в области народных художественных промыслов.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Глава 4 раскрывает основы правовой охраны и использования художественно-стилевых особенностей изделий народных художественных промыслов.
В настоящее время по всей стране производители НХП, которые производят изделия признанного художественного достоинства, освобождены от НДС, регионы освободили от земельного имущественного налога, в некоторых регионах – от налога на транспорт и налога на прибыль. Минпромторг России поддерживает отраслевые ассоциации. В итоге на различные меры поддержки уходит порядка 2,5 млрд рублей. Чтобы она была наиболее эффективной, необходимо четкое определение художественно-стилевых особенностей изделий народных художественных промыслов, создание специализированного реестра, а также обеспечение правовой охраны.
Именно поэтому в главе 4 Законопроекта регламентированы художественно-стилевые особенности изделий народных художественных промыслов (статья 16), общероссийский реестр художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов (статья 17), а также правовая охрана художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов (статья 18) и незаконное использование художественно-стилевых особенностей изделий народных художественных промыслов (статья 19).
Контрафакт, а также копирование дизайнов изделий зарубежными компаниями (например, в Китае) крайне негативно сказывается на добросовестных производителях. Глава 4 нового закона дает им преимущество: они будут авторизованы в единой информационной системе
и обеспечены уникальным доступом к Реестру, а каждое изделие получит свой уникальный код в системе. Все добросовестные производители будут авторизованы в единой информационной системе и обеспечены уникальным доступом к Реестру, а каждое изделие получит свой уникальный код в системе. Открытый контур реестра даст возможность потребителям верифицировать приобретенные изделия. Регистрация художественно-стилевых особенностей будет осуществляться государством, которое и будет владеть исключительными правами.
Модель правовой охраны художественно-стилевых особенностей предполагает, что защита будет осуществляться во взаимодействии Российского агентства защиты, сохранения и развития с организациями НХП федерального перечня через Ассоциацию промысла (Ассоциация производителей хохломы, ассоциация производителей гжели и т.д.), которую создадут сами предприятия , поддерживая ее членскими взносами . Агентство передает Ассоциации исключительное право на художественно-стилевые особенности НХП и осуществляет методическое руководство. При этом с уплатой членских взносов в Ассоциации могут участвовать и прочие производители: независимые мастера, профильные учебные заведения., которым Ассоциация предоставит право на промысел. Также за плату могут использоваться графические образы промысла – для использования художественно-стилевых особенностей в несвойственной форме (производителям других видов продукции (не НХП), дизайнерам, строителям, прочим организациям).

ТЕРРИТОРИИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ И УКЛАДА БЫТОВАНИЯ

Глава 5 посвящена территориям сохранения и развития традиций и уклада бытования. Она регламентирует:
  • статус территории сохранения и развития традиций и уклада бытования (статья 20);
  • создание и прекращение деятельности территории сохранения и развития традиций и уклада бытования (статья 21);
  • управление территорией сохранения и развития традиций и уклада бытования (статья 22);
  • порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента территории сохранения и развития традиций и уклада бытования и осуществления деятельности (статья 23.);
особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории сохранения и развития традиций и уклада бытования (статья 24).
Среди мер поддержки предусмотрен такой инструмент, как присвоение статуса ТЕТРА – территориям, которые относятся к местам традиционного бытования НХП. Этот особый статус аналогичен территориям опережающего экономического развития или особым экономическим зонам, где формируется особые условия хозяйствования для всех, кто будет заниматься НХП. Статус будет присваивать Правительство России.
Глава 5 законопроекта поможет организовать работу отрасли так, чтобы стало возможным развитие «территорий сохранения традиций и укладов бытования народных художественных промыслов», а также укрепление материально-технической базы промыслов, согласно госпрограмме по комплексному развитию сельских территорий.
На данных территориях необходимо сохранять угасающие и восстанавливать исчезнувшие традиции народных промыслов; поддерживать творческие коллективы; обучать и просвещать население. Предстоит также создать команды специалистов по развитию промыслов и продвижению изделий НХП, а также решить кадровые проблем, сохранить аутентичность городской среды, создать базу для оказания широких мер поддержки занятым в отрасли предприятиям.
Для решения этих задач необходимы реконструкция, ремонт центров народных художественных промыслов в сельской местности (оснащение оборудованием и необходимой инфраструктурой для работы местных мастеров). Предстоит привлечь предприятия НХП к реализации масштабных проектов на территориях бытования промыслов: например, при благоустройстве или развитии исторических центров, принять меры для развития сельского и промышленного туризма. Важной частью работы является также формирование брендов, основанных на территориальной аутентичности и создание центров НХП (мастер-классы, выставочные площадки, привлекательные кафе, мини-гостиницы).
Проект ТЕТРА включает 6 базовых моделей: «Креативные города», «Ремесленные поселения» «Исторические мануфактуры», «Горные территории мастеров», «Проводники российской идентичности», «Места традиционного бытования северных территорий». Каждая модель рассчитана на определенные фокусные регионы и имеет своих партнеров для реализации.

ОБУЧЕНИЕ НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ, ПОДГОТОВКА КАДРОВ, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 6 посвящена образованию и научным исследованиям в области народных художественных промыслов. Они соответственно регламентированы статьями 25 и 26.
Согласно законопроекту, Правительство России определяет единый научно-методический центр в сфере образования в области НХП. Он будет отвечать за:
  • формирование стратегии образовательной политики в области подготовки художников в области народных художественных промыслов;
  • формирование научного и методического сопровождения образовательного процессов области народных художественных промыслов;
  • разработку и реализацию системы повышения квалификации для научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава, осуществляющих подготовку по различным видам подготовки специалистов в области народных художественных промыслов, творческих и руководящих работников предприятий народных художественных промыслов;
  • организацию системы дополнительного образования в области народных художественных промыслов в регионах;
  • создание и функционирование образовательно-производственного кластера, включающее базовое учреждение высшего образования, основной специализацией которого являются народные художественные промыслы, филиалы, производственные мастерские и объединения, работающие в области традиционных художественных промыслов.
В образовательной тематике разработчики проекта стремятся особым образом подчеркнуть роль наставничества и наставников в развитии НХП, а также поддержки молодых специалистов и высшего образования, стипендиальную программу, учет грантов на поддержку научной школы. При этом школы мастерства могут быть образованы на базе любых площадок. Это обучение не должно быть частью производственного и управленческого процессов. Предполагается, что решение этих и других значимых вопросов может быть определено подзаконными актами.
Важным также представляется многоступенчатая модель профессионального развития: подмастерье, мастер, мастер высшего уровня и т.д. Повышение профмастерства и наставничество должно поддерживаться государством – так же, как и талантливые ученики.
Что касается научных исследований, то законопроект предполагает, что они будут проводиться в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Научные исследования в области НХП могут быть направлены на:
  • разработку концепций, научных прогнозов и планов сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов;
  • восстановление технологий производства утраченных промыслов;
  • совершенствование законодательства в области сохранения, возрождение
  • и развитие народных художественных промыслов, создания нормативов и иных нормативных документов, федеральных норм и правил в области народных художественных промыслов;
  • разработку программ сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов;
  • разработку мероприятий по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов;
  • проведение экспертизы произведений народных художественных промыслов по видам;
  • художественно-методическое сопровождение творческой деятельности по конкретным видам народных художественных промыслов в соответствии с их историко-региональной спецификой;
  • осуществление реставрации и реновации исторически значимых произведений народных художественных промыслов как неотъемлемого компонента национального культурного наследия;
  • выявление теоретических и практических основ деятельности, научное обоснование научных, научно-педагогических и художественных школ в области народных художественных промыслов;
  • инновационное развитие непрерывного профессионального образования в области народных художественных промыслов.
  • иные научные направления в области изучения и развития народных художественных промыслов.

КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Глава 7 посвящена музеям народных художественных промыслов, их статусу и особенностям регулирования их деятельности (статья 27).
Здесь особое внимание уделяется статусу музея народных художественных промыслов. Он является таковым, если в его хранилищах более 30 % предметов и коллекций составляют изделия народных художественных промыслов.
Деятельность музеев народных художественных промыслов регулируется законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.
Правительство России из числа государственных музеев, находящихся в ведении РФ, основной специализацией которых является музейная и научная деятельность в сфере НХП, определяет единый научно-методический центр в сфере музейной, просветительской, научно-исследовательской и научно-экспедиционной деятельности в области народных художественных промыслов. Этот единый научно-методический центр осуществляет:
  • музейную, просветительскую, научно-исследовательскую, научно-экспедиционную деятельность и научно-методическое сопровождение музейной деятельности в области народных художественных промыслов;
  • научное и методическое сопровождение в области хранения музейных предметов и музейных коллекций музеями народных художественных промыслов;
  • научное и методическое сопровождение по выявлению и собиранию музейных предметов и музейных коллекций музеями народных художественных промыслов;
  • научное и методическое сопровождение при изучении музейных предметов и музейных коллекций в области народных художественных промыслов;
  • формирование стратегии музейной деятельности в области народных художественных промыслов;
  • разработку и реализацию системы повышения квалификации в сфере музейной деятельности для сотрудников музеев и субъектов деятельности в области народных художественных промыслов.
Предполагается, что данная глава законопроекта позволит решить вопрос  гарантирования регулярного депонирования изделий НХП в музее. В частности, на регулярной основе по истечении определенного периода от каждого промысла будет создаваться одно изделие для депонирования. Оно не будет носить коммерциализированный характер и в процессе производства может быть использовано в качестве объекта для школы мастерства и обучения.
Кроме того, важное значение имеют вопросы научного руководства и финансовой поддержки музеев НХП. В частности, на поддержку музеев предприятий НХП может быть сформирован общеотраслевой  грант, определен компетентный единый оператор, который был бы исполнителем общеотраслевого проекта. В настоящее время отраслевые проекты поддерживаются через НКО, где в составе учредителей половину составляют члены отрасли. Музеи к этой категории не относятся. Поэтому законопроект предполагает определение инструмента для руководства и финансовой поддержки музеев и предприятий.
Перейти на полную версию проекта →