Миниатюра

Чтобы вам было проще ориентироваться в тексте, мы разделили промысел на четыре категории. Нажимайте и переходите в необходимый раздел:   
Палехская Холуйская Федоскинская Мстёрская

Изготовление первых лаковых изделий в России приходится на XVIII  век. Первоначально на поверхности наклеивались миниатюрные картинки с изображением галантных или батальных сцен, с портретами прекрасных дам или героев войны 1812 года. Но со временем зарождалась и развивалась техника многослойной лаковой росписи, мастера которой всё более совершенствовались в технике и сюжетах.

Создание лаковой миниатюры — процесс сложный, требующий не только мастерства, но и ювелирной точности, поэтому художники работают с помощью луп, увеличивающих изображение. Для сюжетов используются и народные мотивы, и портретная живопись, и пейзажи, также популярны копии с гравюр и известных картин.

В России появились, и существуют до сих пор, четыре основные школы лаковой миниатюры: в Палехе, Холуе, Мстёре и Федоскино.

Палехская

Палех издревле славился своими иконописцами, мастерство которых достигло своего расцвета в XVIII — начале XIX века. Также мастера Палеха работали с монументальной живописью и реставрировали соборы и церкви.

Когда с приходом Советской власти иконопись попала под запрет, лаковые миниатюристы Палеха начали расписывать шкатулки и табакерки, и эту идею подхватили другие миниатюристы. Смену иконописи на более светское и народное ремесло горячо поддержал писатель Максим Горький.

Освоив новые материалы и сюжеты, мастера сохранили условную стилистику изображения, свойственную иконотворчеству. Свои сюжеты палехские миниатюристы черпают не только из жизни, изображая повседневный быт, но также из произведений русской классики, из былин и сказок.

Палехская миниатюра выполняется на чёрном фоне темперными красками, а затем расписывается золотом. Чтобы золото блестело, его тщательно полируют зубом волка, который имеет особую гладкую поверхность. Никакие новые технологии не смогли заменить волчий зуб в работе палехских миниатюристов.  


Холуйская

Один из самых молодых лаковых промыслов появился в посёлке Холуй Ивановской области. Изначально местные умельцы занимались изготовлением икон для Троице-Сергиевой лавры и недорогих икон для жителей окрестных деревень.

По совету искусствоведа А. Бакушинского, занимавшегося изучением народных промыслов, мастера учились росписи не на готовых изделиях, а на листах картона, выкрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком. Это позволяло им набивать руку, приобретая опыт на учебных поверхностях и не боясь испортить изделия. В результате холуйские миниатюры отличаются от других мастерской реалистичностью и неподражаемой декоративностью. Холуйская лаковая живопись живопись исполнялась в синевато-зеленых и коричнево-оранжевых тонах. 


Федоскинская

Федоскинская фабрика миниатюрной живописи — старейшая в России. Промысел появился здесь ещё в XIX веке, когда в Россию из Западной Европы пришла мода на китайские лаки. В Федоскино началось производство лакированных табакерок, шкатулок, бисерниц и пудрениц, украшенных классической миниатюрной живописью. Художники работали с традиционными русскими мотивами: рисовали девушек в сарафанах, парней в красных рубахах, пейзажи с реками и берёзами. Среди самых узнаваемых федоскинских сюжетов — «чаепитие», «тройка», сцены из повседневной жизни горожан и крестьян. Также нередко федоскинцы мастерски копировали известные картины русских и европейских художников.


Мстёрская

Этот народный промысел возник в посёлке Мстёра Владимирской области, от которой и получил своё название. Как Палех и Холуй, Мстёра имеет богатую иконописную историю. В середине XVIII века мстёрские мастера овладели так называемым «мелочным письмом» — техникой миниатюрного иконописного письма, с прописыванием малейших деталей и черт ликов святых.

Но после Революции церковь попала под гонения, простой народ перестал покупать иконы, и писать их стало не для кого. В 20-е годы бывшие иконописцы объединились «Артель древнерусской живописи», а затем образовали артель «Пролетарское искусство». В артели начали изготавливать коробочки из папье-маше и расписывать их темперными красками.

К середине ХХ века у Мстёрской миниатюры сложились основные художественные мотивы и техники. Для неё характерна декоративность и насыщенная яркость, а среди сюжетов преобладают исторические и героические мотивы, а также русские сказки.

Предприятия

Холуйская лаковая миниатюра
ПРЕДПРИЯТИЕ
Холуйская лаковая миниатюра
Художники Палеха
ПРЕДПРИЯТИЕ
Художники Палеха
Центр традиционной Мстерской миниатюры
ПРЕДПРИЯТИЕ
Центр традиционной Мстерской миниатюры
Объединение Художников Палеха
ПРЕДПРИЯТИЕ
Объединение Художников Палеха
Мастерская Духанин
ПРЕДПРИЯТИЕ
Мастерская Духанин
Товарищество Палех
ПРЕДПРИЯТИЕ
Товарищество Палех
ФЕДОСКИНО
ПРЕДПРИЯТИЕ
ФЕДОСКИНО