В эфире радиомарафона «Своё, родное!», который радиостанция «Комсомольская правда» посвятила народным художественным промыслам, аудитория узнала об особенностях хрустального производства и о традициях дядьковского хрусталя. О них рассказал коммерческий директор Дядьковского хрустального завода Валерий Митронин. Промысел имеет давнюю историю. В 1780 году дворянка Марья Мальцова купила дядьковские земли и основала на них хрустальную фабрику. Сегодня Дядьковский хрустальный завод можно назвать важнейшим элементом культурного кода России.
Гость программы рассказал, что Дядьково – исторический город в Брянской области с населением 30 тысяч человек. Под руководством Сергея Авдеева – человека неравнодушного к судьбе края – здесь работает градообразующее предприятие. Возрождение хрустального завода нацелено на сохранение и развитие уникальной отрасли, в которой из поколения в поколение передаются секреты мастеров, на повышение качества жизни. Этому способствует реализация туристического проекта «Хрустальный город». Его ядром является хрустальная фабрика, основанная в 1780 году промышленниками Мальцовыми. В советский период здесь трудилось около 5 тысяч человек.
После того, как в 2013 году предприятие обанкротилось, его выкупил Сергей Авдеев и создал новое производство со штатом 200 сотрудников. Специалисты стали посещать основные хрустальные фабрики Европы – в Чехии, Германии, Франции, Италии. Руководство провело мониторинг сложившегося рынка и поставило задачу войти в топ-10 мировых брендов. На производстве прошло полное техническое переоснащение, фабрика стала сотрудничать с ведущими французскими, итальянскими и российскими дизайнерами. Благодаря такой работе в 2018 году на рынок вышел новый премиальный бренд Avdeev Crystal, который сегодня имеет около 60 люксовых мест продаж своей продукции в России.
Валерий Митронин отметил, что технологии, который использовали во времена основания фабрики и те, которые используют сейчас, принципиально не изменились. Это ручная многочасовая работа мастеров, в которую вложено тепло человеческой души. Спикер обратил внимание аудитории на основное отличие между стеклом и хрусталём. Хрусталь – это стекло, в которое добавляется оксид свинца, сурик. Он придаёт материалу новые оптические свойства, звон, возможность сделать глубокие грани, монументальность и блеск.
Кадры из видеотрансляции радиомарафона «Своё, родное!»
В ассортименте фабрики сегодня – изделия питьевой группы (бокалы, фужеры, рюмки), различные виды ваз, сувенирная продукция, световое оборудование, арт-объекты. Также возможно выполнение индивидуальных заказов по эскизам заказчика. В качестве примера гость эфира продемонстрировал вазу «Филадельфия» и рассказал о её особенностях: она полностью хрустальная, в нём использовано 2 цвета: синий сверху, и сиреневый снизу. Ваза отличается глубиной нарезки, что даёт максимально хорошие оптические свойства, блеск и игру света. Глубокие грани стало возможным нарезать благодаря толщине стенок изделия. Вазу можно использовать как для цветов, так и для подсвечников, для украшения интерьера. Эскиз разработан российскими дизайнерами:
«Мы недавно познакомились с российскими ребятами, которые хорошо зарекомендовали себя в Европе. И мы очень рады, что мы с ними на одной волне, и что есть общее понимание продукта», – сказал Валерий Митронин.
Зрителям видеотрансляции также увидели рюмку из коллекции «Петергоф», которая имеет изящно выполненные вручную грани, декорирована золотом, весом 25 граммов. На производстве это изделие называют «Дюймовочкой». Как отметил Валерий Митронин, производитель предлагает не только продукцию, но и эмоции. Фабрика выпускает также наградные изделия – в частности, «Хрустального пеликана» Учителю года. Индивидуальная продукция выходит регулярно. Это театральные и спортивные награды («Хрустальный конёк», например), изделия для корпораций: автомобили, вертолёты. Благодаря постоянному развитию в производстве хрустальных предметов появятся 10 новых цветов, разрабатывается новый дизайн. Через 2-3 месяца на рынке можно будет увидеть обновлённый ассортимент.
Около 20% персонала являются продолжателями семейных трудовых династий. Мастера постоянно проходят обучение, привлекается зарубежный опыт, чтобы постоянно повышать квалификацию работников. Поскольку в производстве важен ручной труд, то персонал – это самая важная ценность компании. Валерий Митронин уверен:
«Чтобы привлекать в промысел молодёжь, нужно с детства прививать любовь к промыслам, развивать интерес. Промыслы ценны вложенной в них любовью, традициями и уникальностью. Сегодня проводятся ремесленные форумы и конгрессы, образовательные программы, которые заинтересовывают молодёжь в освоении традиций».
Ранее о секретах работы фабрики порталу «Промыслы.рф» рассказала Анна Маврина, заместитель генерального директора по качеству ООО «Дядьковский хрустальный завод». Оно опубликовано в рубрике «Прямая речь».
Ознакомиться с видеотрансляцией радиомарафона «Своё, родное!» можно здесь.