08.04.2021

Хрустальная роскошь

Хрустальная роскошь

В известной сказке Пушкина роскошью был хрустальный дом для белочки, сегодня для фабрики в Дядьково такая сказочная роскошь не предел: ассортимент изысканных и уникальных изделий здесь довольно широк. Чтобы хрустальные предметы действительно вызвали ощущение волшебства, в их производство нужно вложить душу. Такое возможно только в процессе ручного труда. О секретах работы фабрики нам рассказала Анна Маврина, заместитель генерального директора по качеству ООО «Дядьковский хрустальный завод».

- Анна Анатольевна, чем производство хрусталя привлекло вас в качестве профессиональной сферы? Женская ли это работа?

- Когда я училась в школе, у нас была интересная экскурсия на производство хрусталя. Это был десятый класс. Когда приходишь на завод и видишь, как происходит процесс производства, это впечатляет. То, что делается человеческими руками, по-настоящему завораживает. Тогда создание хрусталя как-то в душу и запало. Я поняла, что это дело моё. На всю жизнь я влюбилась в это производство. Поскольку работа здесь требует и творческого вдохновения, и подчас физической выносливости, то в производстве, пожалуй, одинаково заняты как мужчины, так и женщины. В цехе обработки работают преимущественно женщины. В цехе выработки – это горячий цех – преобладают мужчины.

- Расскажите, пожалуйста, о процессе производства хрусталя.

- Производство хрусталя имеет весьма сложную, многоступенчатую технологию. Каждый из её этапов требует специализированных навыков, умений и знаний. Если коротко, без нюансов, производство хрусталя выглядит так. Составной цех – первый этап, здесь готовят шихту для варки стекломассы, этот этап имеет свою специфику. От точности дозирования элементов, от схемы внесения её составляющих зависит, насколько качественной получится стекломасса, а следовательно – и будущий хрусталь.

Этап выработки – одно из основных звеньев технологической цепочки. Он самый зрелищный. Именно здесь, у стекловаренной печи, в огне, при температуре 1,5 тысячи градусов рождаются будущие хрустальные шедевры. Здесь они обретают размер и форму. Работать здесь непросто: высокая температура, близость огня, необходимость действовать быстро и слаженно. Температура выработки составляет 1200 градусов, работать на верстаке здесь очень жарко. Технология остается неизменной на протяжении веков, выдувальщики часто выдувают изделие собственным дыханием, особенно если изделие крупное. Затем оно остывает от 3 до 10 минут, в зависимости от его размеров, и поступает на отжиг для снятия остаточного напряжения, чтобы не растрескалось.

Следующий этап – подготовительный. На этом этапе готовят изделия к обработке: проводят замеры, которые должны соответствовать чертежам, заправляют край, проверяют качество заготовок. Затем продукция поступает в цех обработки, где на них наносят грани, рисунок. Здесь изделия становятся нарядными. А блеск они получают на финальной стадии производства – в цехе химполировки. Особенность нашего производства в том, что изделия рождаются в ручном труде. С самого начала в каждое из них художники, выдувальщики, алмазчики вкладывают свою душу, своё настроение. Каждое изделие согрето дыханием и теплом рук.

- Какие изделия наиболее востребованы сейчас?

- Среди заказов сегодня много сувенирной продукции: большим спросом пользуются хрустальные шахматы, паровоз, ружьё, теннисная ракетка, изделия на ножке также очень популярны. Много новых линеек: с золотом, платиной, бокальные группы. Изделия малых форм более популярны, чем габаритные – особенно это касается бокальных групп. Мы производим также цветные изделия из хрусталя. Варим их в печи, окрашиваем специальными красителями в массе – то есть в основную шихту, которую мы делаем для производства хрустальных изделий, добавляем краситель, далее масса варится и также производится ручная выработка. Для цветных изделий используется уже печь не ванного типа, а горшковая (периодического действия).

- Откуда берутся идеи для сувенирной продукции (шахматы, ружьё, паровоз)?

- Это наши собственные разработки, вдохновляют на них впечатления от выставок, различных профессиональных мероприятий. Наше руководство поддерживает профессиональные коммуникации не только в России, но и за рубежом. Знакомится с новыми тенденциями, веяниями моды в производстве хрусталя. Мы обсуждаем всё это – в результате рождаются идеи, появляется новый ассортимент. Что касается моды, то раньше популярными были изделия с резной поверхностью (с матовой насечкой, например), а сейчас – более открытые, с минимальными гранями минимальной нарезкой.

Кроме того, идеи иногда подают сами заказчики, и мы эти идеи воплощаем. Мы нередко работаем с индивидуальными заказчиками. Изготавливаем для них формы, иногда они предоставляют формы сами. Например, мы создаём хрустальных пеликанов, которые президент Владимир Путин вручает лучшим учителям, призы для телевизионных конкурсов 1 канала, Международную Балетную Премию ежегодного Международного фестиваля Dance Open в Санкт-Петербурге. Кому-то нужна эксклюзивная люстра, например. Индивидуальных заказов много. И, разумеется, они делаются только для данного заказчика, не повторяются.

- Как вы видите развитие промысла? Возможно ли появление новых технологий или дизайна?

- Конечно, ничто не стоит на месте. Промысел развивается. Сейчас много различного оборудования, технологий. В Чехии, например, станки нарезают посуду. У нас в стране отрасль тоже меняется. Хоть и не так активно, как в Европе: например, появляются новые технологии работы с простым стеклом, витражами, одной из новых разработок является пеностекло – утеплённое стекло на основе композиционных материалов, применяется в строительстве.

- Какие особенности российского хрусталя делают его достойным конкурентом известным западным производителям? Каких производителей на российском рынке вы считаете своими конкурентами?

- Конечно, существует конкуренция. Мы смотрим и на Богемию – богемское стекло, и на чешское стекло, на производство стекла во Франции, в Турции. Они составляют нам конкуренцию. И мы стараемся соответствовать мировым стандартам. У нас хрусталь 24%-ный, такой мало кто сейчас варит. В нём содержится 24 % оксида свинца. Чем больше оксида свинца содержит хрусталь, тем он более прозрачен, у изделий из него мелодичный звон. Это именно хрусталь. И именно его сейчас становится всё меньше: ведь производство довольно затратно, это сырьё дорогое, оно должно быть очень чистым, чтобы хрусталь получился качественным. Поэтому такой хрусталь – настоящая роскошь. Его создание – трудоёмкий производственный процесс: нужно нанести рисунок, провести химическую полировку и т.д. Малосвинцовый хрусталь по качеству ближе к стеклу. На рынке сейчас много дешёвых рюмок, бокалов и других изделий из простого стекла.

Что касается конкуренции среди российских производителей, то, на мой взгляд, наша фабрика лучшая в этой производственной нише. У нас есть своя традиционная рецептура, которой уже более 200 лет. Она не менялась со времён Мальцовых. Какие-то корректировки, конечно, вносились. Но в целом рецептура осталась той же.

- Приходит ли сейчас в промысел молодежь? Где можно освоить нужную профессию, чтобы участвовать в производстве хрустальных изделий?

- Конечно, молодёжь приходит. Несмотря на то, что сегодня опытных работников у нас значительное большинство, на производстве постепенно появляются новички: многие сначала пытаются уехать в Москву на высокооплачиваемую работу, а позднее возвращаются. В настоящее время профессия осваивается прямо на производстве. Если раньше было специальное училище, то сейчас его уже нет, и желающих мы обучаем с нуля. За каждым новичком закрепляется индивидуальный наставник. Заниматься промыслом идут люди разной возрастной категории – в основном, это 27-35 лет. Приходят к нам потому, что у кого-то здесь мама раньше работала, папа или бабушка. Однако не все после обучения остаются на производстве. Для того, чтобы работа ладилась, к ней должна лежать душа. Что касается сроков обучения, то совершенствоваться на хрустальном производстве можно  всю жизнь: рисунки меняются, изменяется дизайн изделий, конфигурация. Поэтому учиться приходится постоянно. Конечно, азы профессии можно получить быстрее: как нанести рисунок, как выдуть изделие – это можно освоить за период от года до трёх, у всех по-разному. Но мастерство приходит только с опытом. Обучение происходит в конкретном цехе (это может быть цех выработки или цех обработки). Ученик определяет для себя специальность заранее: будет он выдувальщиком, например, или алмазчиком. По окончании года обучения присваивается минимальный третий разряд.

- Есть ли для вас лично авторитетные профессионалы в отрасли, на которых хотелось бы равняться?

- Конечно. У нас в своё время работал Алексей Тихонович Белый, он был директором, технически подкованным, грамотным специалистом. Он очень многое сделал для нашего предприятия,  в частности, как рационализатор, всегда был примером в работе. Вот на этого человека я бы, конечно, равнялась. Алексей Тихонович Белый – Лауреат государственной премии, Почётный ветеран Брянской области, почётный гражданин города Дятьково. Он один из тех, кому дятьковский хрусталь обязан своей славой.

Дятьковский хрустальный завод — обладатель международной премии «Золотой Меркурий», Международной «Золотой Звезды», «Алмазной Звезды», нескольких Международных Европейских наград за качество. Постоянное участие в отечественных и международных выставках и ярмарках приносит предприятию неизменный успех и признание, многочисленные награды. Люстры из дятьковского хрусталя украшают Дворец правительства на Кубе в Гаване и Музей Ковра в Баку, Третьяковскую галерею и зал заседаний «Президент-отель» в Москве.

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Особый промысел славного города Гусь-Хрустальный
НОВОСТЬ
«Промыслы ценны любовью»: об уникальности дядьковского хрусталя рассказало руководство предприятия
СОБЫТИЕ
Мастер цвета и линии
СОБЫТИЕ
«Магический хрусталь» в Государственном комплексе «Дворец конгрессов»