Кружево

Кружево

Чтобы вам было проще ориентироваться в тексте, мы разделили промысел на шесть категорий. Нажимайте и переходите в необходимый раздел:

Слово «кружево» образовано от глагола «окружать», то есть украшать одежду и постельное бельё нарядной отделкой. Само кружевное искусство, которое поначалу звали в России «женским замышлением», было привезено в нашу страну из Европы, а первые кружева плелись по рисункам из Германии, Бельгии и Франции. Но вскоре местные умелицы овладели этим ремеслом в совершенстве и начали делать самобытные национальные кружевные рисунки, наследующие художественные традиции своих областей.

Техника кружевоплетения практически везде одинакова, а различаются художественные приёмы, рисунки и орнаменты. Для кружевоплетения используется деревянная подставка с перекрёстными рамами, берёзовые или можжевеловые булавки, подушка с наволочкой, для того, чтобы кружево не пачкалось, и деревянные палочки — коклюшки.

Чаще всего кружевоплетение получало своё развитие в неурожайных, бедных районах страны, где существовали и развивались различные ремёсла. В дореволюционной России центрами кружевного промысла были Вологодская, Елецкая, Вятская, Тульская, Нижегородская и Московская земли. Из крестьянского ремесла оно превратилось в артельное производство, когда кружевные воротники и манишки вошли в моду у дворян и купцов. Наибольшей популярности изделия из кружева достигли в Советскую эпоху.

Кукарское

Несмотря на то, что само название впервые упоминается в 1849 году, кружевное ремесло существовало в Вяткой земле задолго до этого. Просто тогда кукарское кружево звали «крестьянским». Его плели из простой домашней пряжи по незамысловатым рисункам и украшали полотенца, которые дарили молодожёнам. Но в середине XIX века кружево вошло в моду у дворянского и купеческого сословия, и состоятельные женщины стали украшать им свои одежды.

Первая школа кружевниц в слободе Кукарка была открыта в последние годы XIX века, а расцвет кукарского кружевоплетения пришёлся на 30-е годы, когда кружевные изделия расходились по всему Советскому Союзу. До сих пор существует артель «Кукарские кружева», которая, несмотря на трудности и упадок промысла в годы «перестройки», сохраняет старые традиции, не давая им исчезнуть.

Для кукраского кружева характерны сложноузорные цветочные и лиственные орнаменты, выразительность которых достигается разной плотностью плетения всех элементов, а также звёздчатые и острозубчатые формы, типичные для всех вятских кружев.


Михайловское

В Рязанской губернии существовало несколько видов кружевоплетения, но самое известное из них — михайловское, зародившееся в городе Михайлове и окрестных селениях.

У михайловского кружева редкая счётная техника плетения: оно плетётся без намеченного рисунка, со счётом количества переплетений. Эта старейшая техника, которая к XIX веку практически утратилась, сохранившись только в Михайлове.

В многоцветном и ярком михайловском кружеве, в отличие от кружев других областей, отсутствуют цветочные и растительные орнаменты. Его узоры складываются из геометрических элементов, треугольников, прямоугольников, полосок, «бубенцов» и «городков», а иногда и из искусно сплетённых фигурок людей. Основные цвета михайловского кружева - красный, синий и белый, но в современном кружеве появились также жёлтый, зелёный, голубой и чёрный.  Яркое и плотное, без ажурного фона, михайловское кружево было популярным украшением одежды из грубого полотна, поэтому его широко использовали для отделки народных костюмов.

Удивительным образом началось в Михайлове кружевоплетение на продажу. В 1878 здесь случился большой пожар, и крестьяне остались без средств к существованию. Тогда местная земледелица Казначеева предложила крестьянкам продавать свои необычные кружева,  которые они плели прежде в основном для себя. И уже через четыре года михайловские кружева приметила на Всероссийской выставке сама императрица.


Елецкое

Елецкое кружевоплетение — одно из старейших в России и известно уже с конца XVIII века. Оно берёт своё начало не с домашнего кружевоплетения, а с работы на военное швейное производство. Долгое время ельчане занимались плетением гаруса, шерстяного шнура для отделки солдатских мундиров, но со сменой формы им пришлось искать себе новое ремесло. И уже к концу XIX века Елец занимал первое место по кружевоплетению в Российской империи - здесь к тому времени было более 30 000 кружевниц.

Елецкое кружево — многопарное, и для его плетения может использоваться от нескольких сотен до полутора тысяч коклюшек. Его отличительная особенность — переплетение в одном кружеве разных нитей, льняных, шёлковых и хлопчатобумажных. В елецких кружевах, считающихся тончайшими среди всех кружев, используются растительные орнаменты и уникальные узоры «гречишка», «вороний глаз», «жемчужка», «паучки», «реченка». Оно отличается тонкостью и ажурной рельефностью, миниатюрностью узоров и богатыми композиционными решениями.


Вятское

Первые кружева появились в Вятской земле ещё в XVIII веке, когда крестьянки плели их, украшая предметы домашнего обихода, постельное бельё и полотенца. По легенде, кружевное ремесло появилось в этих землях благодаря голландскому плотнику, сосланому Петром Первым в Вятку за провинность. Жена плотника, голландка, и научила местных женщин этому ремеслу.

На Вятке существовало несколько кружевных традиций, получивших название по местности, где действовала кружевная школа. Кроме знаменитого кукарского кружева здесь было также белохолуницкое кружево, а ещё кружевные школы в Вятских Полянах и Подосиновеце. Объединённые общим стилем и художественными приёмами, они тем не менее отличаются по некоторым орнаментам и узорам, традиционным для своей школы.


Вологодское

Первая кружевная фабрика появилась в Вологодской губернии в 20-х годах XIX века, и работали на ней крепостные крестьянки. В отличие от вятского кружева, сначала зародившегося как народное творчество, а затем перенятое богатыми сословиями, в Вологде кружево изначально было предметом роскоши для дворян, и лишь потом мода на него перешла к крестьянкам и мещанкам.

Влияние на художественный стиль вологодского кружева оказали местные традиции вышивки, ткачества и резьбы по дереву. Вологодский орнамент - плавный, мягкий, изогнутый, но всегда графически чёткий и ритмичный. Все изображения выплетаются непрерывной, плотной и плавно извивающейся полотняной тесьмой, которая называется «вилюшкой». В вологодском кружеве используются цветочные, растительные и геометрические узоры, и есть чёткое разделение на «фон» и «узор», которое делает вологодские кружева такими узнаваемыми. Вологодские кружевницы использовали в плетении исключительно льняные материалы.

В ХХ веке в Вологде появились выдающиеся художницы-кружевницы — В. Весёлова и В. Ильфина, которые превратили кружевной промысел в настоящее искусство и были награждены званиями заслуженных художников РСФСР.


Кадомский вениз

Когда царь Пётр повелел всем носить одежду с кружевом, на европейский манер, грамм кружева можно было купить за грамм золота, так высоко ценилось кружевное рукоделие. Царь пригласил венецианских монахинь обучить русских рукодельниц этому искусству, и монахини Кадомского монастыря освоили технику игольчатой вышивки, объединив западноевропейское кружево с русскими народными орнаментами. Поэтому в названии осталась память о Венеции.

Кадомчанки сохранили традицию, вышивая для себя и на продажу, а в конце XIX века помещица Новосельцева организовала пункт по приёму крестьянских кружев. Чуть позже в Кадоме открылась кружевная школа, а позже была организована артель. Сохранилось ремесло и в наши дни.

Для кадомского вениза, имитирующего плетёное кружева, используется шёлк, лён, маркизет и хлопок, шёлковые нитки, мулине и золотая вискоза.

 

 

Предприятия