Кружево

Чтобы вам было проще ориентироваться в тексте, мы разделили промысел на шесть категорий. Нажимайте и переходите в необходимый раздел:       
Кукарское Михайловское Елецкое Вятское Вологодское Балахнинское  Захожское (киришское)

Слово «кружево» образовано от глагола «окружать», то есть украшать одежду и постельное бельё нарядной отделкой. Само кружевное искусство, которое поначалу звали в России «женским замышлением», было привезено в нашу страну из Европы, а первые кружева плелись по рисункам из Германии, Бельгии и Франции. Но вскоре местные умелицы овладели этим ремеслом в совершенстве и начали делать самобытные национальные кружевные рисунки, наследующие художественные традиции своих областей.

Техника кружевоплетения практически везде одинакова, а различаются художественные приёмы, рисунки и орнаменты. Для кружевоплетения используется деревянная подставка с перекрёстными рамами, берёзовые или можжевеловые булавки, подушка с наволочкой, для того, чтобы кружево не пачкалось, и деревянные палочки — коклюшки.

Чаще всего кружевоплетение получало своё развитие в неурожайных, бедных районах страны, где существовали и развивались различные ремёсла. В дореволюционной России центрами кружевного промысла были Вологодская, Елецкая, Вятская, Тульская, Нижегородская и Московская земли. Из крестьянского ремесла оно превратилось в артельное производство, когда кружевные воротники и манишки вошли в моду у дворян и купцов. Наибольшей популярности изделия из кружева достигли в Советскую эпоху.

Кукарское

Несмотря на то, что само название впервые упоминается в 1849 году, кружевное ремесло существовало в Вяткой земле задолго до этого. Просто тогда кукарское кружево звали «крестьянским». Его плели из простой домашней пряжи по незамысловатым рисункам и украшали полотенца, которые дарили молодожёнам. Но в середине XIX века кружево вошло в моду у дворянского и купеческого сословия, и состоятельные женщины стали украшать им свои одежды.

Первая школа кружевниц в слободе Кукарка была открыта в последние годы XIX века, а расцвет кукарского кружевоплетения пришёлся на 30-е годы, когда кружевные изделия расходились по всему Советскому Союзу. До сих пор существует артель «Кукарские кружева», которая, несмотря на трудности и упадок промысла в годы «перестройки», сохраняет старые традиции, не давая им исчезнуть.

Для кукраского кружева характерны сложноузорные цветочные и лиственные орнаменты, выразительность которых достигается разной плотностью плетения всех элементов, а также звёздчатые и острозубчатые формы, типичные для всех вятских кружев.


Михайловское

В Рязанской губернии существовало несколько видов кружевоплетения, но самое известное из них — михайловское, зародившееся в городе Михайлове и окрестных селениях.

У михайловского кружева редкая счётная техника плетения: оно плетётся без намеченного рисунка, со счётом количества переплетений. Эта старейшая техника, которая к XIX веку практически утратилась, сохранившись только в Михайлове.

В многоцветном и ярком михайловском кружеве, в отличие от кружев других областей, отсутствуют цветочные и растительные орнаменты. Его узоры складываются из геометрических элементов, треугольников, прямоугольников, полосок, «бубенцов» и «городков», а иногда и из искусно сплетённых фигурок людей. Основные цвета михайловского кружева - красный, синий и белый, но в современном кружеве появились также жёлтый, зелёный, голубой и чёрный.  Яркое и плотное, без ажурного фона, михайловское кружево было популярным украшением одежды из грубого полотна, поэтому его широко использовали для отделки народных костюмов.

Удивительным образом началось в Михайлове кружевоплетение на продажу. В 1878 здесь случился большой пожар, и крестьяне остались без средств к существованию. Тогда местная земледелица Казначеева предложила крестьянкам продавать свои необычные кружева,  которые они плели прежде в основном для себя. И уже через четыре года михайловские кружева приметила на Всероссийской выставке сама императрица.


Елецкое

Елецкое кружевоплетение — одно из старейших в России и известно уже с конца XVIII века. Оно берёт своё начало не с домашнего кружевоплетения, а с работы на военное швейное производство. Долгое время ельчане занимались плетением гаруса, шерстяного шнура для отделки солдатских мундиров, но со сменой формы им пришлось искать себе новое ремесло. И уже к концу XIX века Елец занимал первое место по кружевоплетению в Российской империи - здесь к тому времени было более 30 000 кружевниц.

Елецкое кружево — многопарное, и для его плетения может использоваться от нескольких сотен до полутора тысяч коклюшек. Его отличительная особенность — переплетение в одном кружеве разных нитей, льняных, шёлковых и хлопчатобумажных. В елецких кружевах, считающихся тончайшими среди всех кружев, используются растительные орнаменты и уникальные узоры «гречишка», «вороний глаз», «жемчужка», «паучки», «реченка». Оно отличается тонкостью и ажурной рельефностью, миниатюрностью узоров и богатыми композиционными решениями.


Вятское

Первые кружева появились в Вятской земле ещё в XVIII веке, когда крестьянки плели их, украшая предметы домашнего обихода, постельное бельё и полотенца. По легенде, кружевное ремесло появилось в этих землях благодаря голландскому плотнику, сосланому Петром Первым в Вятку за провинность. Жена плотника, голландка, и научила местных женщин этому ремеслу.

На Вятке существовало несколько кружевных традиций, получивших название по местности, где действовала кружевная школа. Кроме знаменитого кукарского кружева здесь было также белохолуницкое кружево, а ещё кружевные школы в Вятских Полянах и Подосиновеце. Объединённые общим стилем и художественными приёмами, они тем не менее отличаются по некоторым орнаментам и узорам, традиционным для своей школы.


Вологодское

Первая кружевная фабрика появилась в Вологодской губернии в 20-х годах XIX века, и работали на ней крепостные крестьянки. В отличие от вятского кружева, сначала зародившегося как народное творчество, а затем перенятое богатыми сословиями, в Вологде кружево изначально было предметом роскоши для дворян, и лишь потом мода на него перешла к крестьянкам и мещанкам.

Влияние на художественный стиль вологодского кружева оказали местные традиции вышивки, ткачества и резьбы по дереву. Вологодский орнамент - плавный, мягкий, изогнутый, но всегда графически чёткий и ритмичный. Все изображения выплетаются непрерывной, плотной и плавно извивающейся полотняной тесьмой, которая называется «вилюшкой». В вологодском кружеве используются цветочные, растительные и геометрические узоры, и есть чёткое разделение на «фон» и «узор», которое делает вологодские кружева такими узнаваемыми. Вологодские кружевницы использовали в плетении исключительно льняные материалы.

В ХХ веке в Вологде появились выдающиеся художницы-кружевницы — В. Весёлова и В. Ельфина, которые превратили кружевной промысел в настоящее искусство и были награждены званиями заслуженных художников РСФСР.


Балахнинское 

Город Балахна стал центром самых разных ремёсел, но поистине мировую известность ему принесло кружево. Оно не похоже на то, что плетут в других краях. Балахнинское кружево — многопарное. Для его создания используется сразу много пар коклюшек, на которые наматываются нитки. В балахнинской технике кружевница выводит рисунок одновременно по всей ширине — как принтер. В вологодской, например, узор формируется из бесконечной ленты, элементы которой сцепляются между собой, поэтому такое кружево называется сцепным. Если для плетения кружева в сцепной технике понадобится примерно 20 пар коклюшек, то в многопарной их может быть 200. Чтобы только намотать нитки на 400 коклюшек, требуется много времени. Поэтому балахнинское кружево изготавливается крайне медленно. На одну косынку может уйти полгода. Главная отличительная особенность балахнинского кружева от других многопарных техник — клюневая решётка, которая, кроме как в Балахне, нигде больше не встречается.

Захожское (киришское)

Принято считать, что кружевоплетение в Захожье появилось не позднее конца XVIII века. Замкнутое географическое расположение целого куста деревень: Дуняково, Мотохово, Андрианково, Новинка, Иконово, Витка, Пчевушка, объединённых общим названием – Захожье, имело двоякое значение для промысла. С одной стороны, сложно установить истоки происхождения захожского кружевоплетения. В данной местности не существовало тех предпосылок, которые способствовали появлению промысла в других кружевных центрах. В здешних местах не было монастырей и помещичьих крепостных мастерских. С другой стороны, бездорожье и глухие леса уберегли промысел от засилия торговок-скупщиц, подчас диктовавших кружевницам других центров требования рынка и моды. Кружево плели в основном для себя. Потребность в них была вызвана необходимостью нарядно отделывать приданое: 30–40 полотенец домашнего тканья с кружевными краями, не менее 4 простыней с прошивками и кружевами, кружевные отделки для «жальных» рубах, занавески и наволочки с кружевными прошвами и подзоры на кровать. На продажу тоже плели. Однако облюбовавшая этот медвежий угол одна-единственная скупщица не стесняла кружевниц в творчестве, предоставляя им полную свободу в заполнении выкроек узорами. В результате самобытное крестьянское узоротворчество сохранилось здесь во всём его своеобразии.

В советское время кружево, получившее новое имя «киришское» по названию районного центра Кириши, стало всемирно известным. Работы кружевниц экспонировались на международных выставках, в Русском музее. Артель получала государственные заказы. В сложный постсоветский период промысел испытывал трудности с госфинансированием и реализацией товара. Однако в наше время развитием захожского (киришского) кружевоплетения как промысла занимаются в культурно-историческом центре «Светёлочка».

Предприятия

Снежинка
ПРЕДПРИЯТИЕ
Снежинка
Труженица
ПРЕДПРИЯТИЕ
Труженица
Елецкие кружева
ПРЕДПРИЯТИЕ
Елецкие кружева