Словарь

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
А

Аба́шевская игру́шка — русский художественный промысел, глиняная игрушка, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.

Ага́шка — старинная русская манера ручной живописной росписи. Также агашкой называют цветок - самый любимый узор в росписи: роза с закругленными лепестками. Ее выполняют кистью с особой раскладкой крупными, но не размашистыми мазками.

Ага́шка

Анго́б — жидкая белая или цветная глина, предназначенная для росписи керамики и наносимая до обжига, а также само декоративное покрытие из такой глины.

Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.

Атталинская вышивка — альтернативное название золотного шитья, термин отсылает ко II веку до н. э., времени правления Атталу в Пергамском царстве.

Аука — в славянских преданиях и поверьях лесной дух (леший). Один из традиционных персонажей богородской игрушки.

Б

Баклу́ши — грубые бруски-заготовки из дерева.

Балахнинское кружево — особый тип сцепного кружева, сложившийся в городе Балахна (Нижегородская область).

Бели́ть (дымковскую игрушку) — покрывать глиняную фигурку смесью из растертого мела и молока.

Бисквит — белые матовые не покрытые глазурью керамические изделия.

Бисквитная керамика, за исключением фарфора, имеет пористую структуру на изломе и легко впитывает жидкость.

Би́ть — узкая тонкая полоска золота или другого драгоценного металла.

Богоро́дская резьба́ — русский народный промысел, резные игрушки и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины), сформировавшийся в поселке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.

Болту́шка — густой мучной раствор, которым покрывают каргопольскую игрушку.

Бо́рецкая ро́спись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву, сформировавшийся в 18 веке в селе Борок (Архангельская область).

Бура́к — сосуд из бересты цилиндрической формы для хранения жидких и сыпучих продуктов.

В

В прикреп — способ шитья, при котором золотная нить не пропускается сквозь ткань.

В прокол — способ шитья, при котором ткань пронизывают насквозь.

Вавило́ны — особая техника сцепного плетения, возникшая в городе Михайлове (Рязанская область), позволяющая обрисовывать, украшать традиционные сюжеты кружевоплетения – деревья, птиц, зверей.

Варка — процесс восстановления железа.

Верховая роспись — в хохломской росписи нанесение рисунка по закрашенному серебристому фону.

Вилю́шка — непрерывно изгибающаяся тесемка, может быть любого типа плетения, чаще всего полотняного. Посредством вилюшки выкладывается основной узор сцепного кружева.

Витые изделия — веревки и рыболовные канаты для невода.

Власяни́ца — длинная рубашка из простой ткани, часть православного монашеского одеяния, которая надевается монахом во время монашеского пострига.

В прошлом власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти и надевалась на голое тело, причем жесткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении.

Волочёное золото — тончайшая нить из золота, полученная путем протягивания более толстой нити через ряды последовательно уменьшающихся отверстий в волочильной доске.

Волоченым золотом называют тонкую золотую нить, полученную путем протягивания более толстой нити через ряды последовательно уменьшающихся отверстий в волочильной доске. Проволоку тянут, протаскивая ее клещами через отверстие волочильной доски или перематывая с одной катушки на другую. Техника волочения известна очень давно, самые древние образцы волоченого золота датируются рубежом II. Волоченым золотом называют тонкую золотую нить, полученную путем протягивания более толстой нити через ряды последовательно уменьшающихся отверстий в волочильной доске. Проволоку тянут, протаскивая ее клещами через отверстие волочильной доски или перематывая с одной катушки на другую. Техника волочения известна очень давно, самые древние образцы волоченого золота датируются рубежом II и I тысячелетия до нашей эры. Золотую нить обычно используют при золотном шитье и в технике скани – тонкого паяного узора из золотой, серебряной и медной проволоки. Использовалась золотая волоченная нить и для нанизывания жемчуга.

Вятская свистунья — самобытный вятский народный праздник, весенняя ярмарка.

Г

Гальваническое покрытие — поверхностный слой металла, который образуется на обрабатываемой детали во время электрохимических процессов.

Гже́ль — русский народный промысел, керамика и техника росписи, сформировавшиеся в селе Гжель (Московская область).

Гипю́р — тонкий ажурный материал с выпуклым рисунком, напоминающим кружево.

Глазни́чка — тонкая палочка-кисть для прорисовки мелких деталей лица на дымковской игрушке.

Глазу́рь — это жидкий состав из толченого до состояния пудры стекла, окислов металлов и воды. В печи такая глазурь расплавлялась, сцеплялась с черепком и запечатывала поры изделия. Так оно становилось прочным и водонепроницаемым.

Голландская сажа — черная краска особого состава, которой покрывают литые скульптуры.

Гончарный круг — станок для формирования керамических изделий. Состоит из вертикального вала и круглой плоской головки, закреплённой сверху.

Горелье́ф — рельефное изображение, в которых выпуклая часть выступает над плоскостью фона более, чем на половину своего объёма.

Горн — дровяная печь, предназначенная для обжига керамики.

Городецкая игрушка — русский народный художественный промысел, распространённый в деревнях Городецкого района Нижегородской области.

Гравиро́вка — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием.

Графьи — процарапанный по левкасо-меловому грунту или штукатурке контурный рисунок. Прочно закреплял контуры изображений, облегчая работу живописца.

Грунтовщик — мастер, наносивший грунт на изделие лаковой миниатюры.

Гутная работа — метод формования изделий из горячего стекла специфическими ручными приемами: выдувание, лепка, сплавление деталей, горячая отделка края, рифление и т. п.

Гутные инструменты — инструменты, с помощью которых выдувается, формуется и декорируется гутное стекло: стеклодувная трубка, ножницы для резки горячего стекла, щипцы, пинцеты, катальники.

Д

Движок — один из приемов иконописи и палехской живописи. Это небольшие, короткие светлые штрихи, которые наносятся на выпуклые части лица и обнаженного тела. Движками определяется характер лица и заканчивается процесс писания голов и обнаженной фигуры человека.

Ди́птих — двустворчатый складень с живописным или рельефным изображением на каждой створке.

Доличник — мастер, писавший на иконе пейзаж и одежду.

Дымковская игрушка — русский художественный промысел, глиняная игрушка, появившаяся в слободе Дымково Вятской губернии (сейчас – Кировская область).

Ж

Жемчу́жник — рельефный орнамент в виде ряда бусин, в котором длинные бусины равномерно чередуются с парами коротких.

Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, сформировавшийся в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет.

З

Зама́нка — детская глиняная свистулька.

Замывка — обработка поверхности высохшего керамического изделия влажной губкой.

Златарь — название мастеров (ювелиров) работающих с золотом в Древней Руси .

Золотная нить — позолоченная нить для вышивания, содержащая всего 2 – 3% драгоценного металла.

Золотное шитье — древнейший вид рукоделия, при котором вышивают позолоченными нитями, содержащими всего 2 – 3% драгоценного металла.

И

Игру́шечница — вятская мастерица, занимающаяся изготовлением дымковской игрушки.

Изво́д — в средневековой иконографии общее название для разновидностей (традиций) установленного канона.

Изразцы́ — керамические или глиняные плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенные для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий.

К

Кала́нчики — осколки битой посуды, которые использовались для украшения абашевской игрушки.

Калязинское сцепное кружево — особый вид кружева, используемого для украшения простыней и декоративных полотенец. Представляет собой плотный рисунок или отдельные фигуры, например цветок-семилистник или птиц на массивном фоне.

Каните́ль — тончайшая золоченая, серебряная или мишурная проволока употребляемая в золотошвейном деле.

Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, глиняная игрушка, появившаяся в районе города Каргополя Архангельской области.

Ка́слинское литьё — народный промысел и художественные изделия из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли (Челябинская область).

Кибач — камень или плоский округленный кусок обожженной глины, плотно обернутый берестой и привязанный к неводу для погружения последнего в воду.

Клеве́ц — боевой молот, чаще короткодревковый, имеющий ударную часть в форме клюва, плоского, граненого или круглого в сечении, который может быть разной длины, обычно в разной степени изогнутым книзу. Обычно скомбинирован с молотком на обухе.

Клеймо́ — В прикладном искусстве небольшого размера знак на изделии, указывающий производство, место изготовления.

Кованый шов — специальный узорный шов золотной вышивки. Выполняется по картону, и за счет этого узор выглядит объемным и монолитным. Рабочая нить при этом образует рисунок по изнанке, а золотная – на лицевой стороне.

Кожлянская игрушка — русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.

Коклю́шка — деревянная, как правило, катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева.

Коковка — верхняя часть ручки деревянной ложки, имеющая коническую форму.

Ко́лер — красочный состав, приготовляемый из нескольких красок.

Крýжево — сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху.

Крестецкая строчка — способ декорирования ткани в Новгородской области: нити в особом порядке подрезаются и выдергиваются из полотна для того, чтобы получилась сетка, которую заполняют различными узорами из дополнительных нитей.

Криуль — термин хохломской росписи; основная линия композиции, на которую «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки.

Кудрина — своеобразная разновидность хохломской росписи. Богатый, пышный узор с графической внутренней проработкой элементов.

Куженьки — небольшие берестяные ящики для мытья посуды, замешивания хлеба и т. п.

Кузовок — нижняя часть шкатулки.

Кукарская техника вышивки — особая техника вышивки, сложившаяся в слободе Кукарка (г. Советск, Кировская область).

Кукарские кружева — один из русских народных художественных промыслов, распространен в Кировской области.

Кура́нт — инструмент для растирания красок ручным способом, сделанный из твердого камня или мрамора, конусообразной формы.

Л

Левка́с — у иконописцев, позолотчиков: род жидкой шпаклевки, мел с клеем, для подготовки под краску и позолоту.

Лессиро́вка — моделирование изображения прозрачными красками при работе над миниатюрой.

Лессиро́вка — это стандартная техника нанесения красок тонким слоем поверх основного цвета, в результате чего получаются глубокие переливчатые цвета.

Леща́дка — огнеупорная подставка для обжига глиняных изделий.

Литофа́ния — художественная техника изготовления декоративных досок из фарфора, камня, глины и т. п. с изображением, предназначенным для просматривания на просвет.

Литьё — создание заготовки или изделия из жидкого материала (металла), при котором заполняются полости заданных форм и размеров с последующим затвердением.

Личник — мастер, писавший головы, руки, ноги и обнаженное тело фигур.

Лоншаки — высокие емкости цилиндрической формы, сделанные из одного или двух листов бересты, плотно соединенных или сшитых между собой, с деревянным дном и плотно закрывающейся (входящей внутрь) деревянной крышкой.

Лопа́точник — плетеный футляр из бересты для лопаток, используемых при выправлении металлической косы.

Лоще́ние — старинная техника обработки поверхности подсушенного глиняного изделия, заключающаяся в полировке и устранении мелких дефектов, уплотнении и заглаживании.

Предмет натирают до зеркального блеска каким-либо гладким-предметом – лощилом. С его же помощью могут наноситься простейшие орнаменты. 

Лощило — инструмент для лощения. В качестве лощила могут выступать галька, металлическая ложка, черепок и подобные подручные средства.

Лужение — втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка, этап изготовления хохломы.

Любота — классический сюжет в филимоновской игрушке, сцена свидания влюбленных.

М

Майо́лика — разновидность керамики, изготавливаемой из цветной обожженной глины и покрытой непрозрачной глазурью. Для майоликовых изделий характерны мягкие, словно оплывающие формы, блеск и яркость переливчатых цветов. На Руси майолика была известна с XI века.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей три и более куклы меньшего размера.

Мере́жка — простейшая форма строчки, которая выполняется путем выдергивания нити из ткани.

Нити извлекаются только в одном направлении, а не выдернутые объединяются в пучки, столбики или любым другим способом. Мережки можно выполнять на всех тканях с полотняным переплетением, из которых легко выдергиваются нити.

Миниатю́ра — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Миниатюри́ст — художник, пишущий, рисующий миниатюры.

Многопа́рное кру́жево — особый вид кружева, выполняемый в основном по диагональной сетке с использованием большого числа коклюшек (до 600 пар).

Муфельный обжиг — декоративный обжиг в муфельной печи.

Н

На проем — способ шитья, при котором рабочая нить, прикрепив золотную, уходит на изнаночную сторону в то же отверстие, из которого вышла, прихватив золотную нить с собой.

Нака́тка — тиснение орнаментов на поверхности керамического изделия при помощи специального инструмента с зубчатым колёсиком.

Насе́чка — нанесение декоративных бороздок.

Насе́чка зо́лотом — своеобразный, очень древний прием украшения драгоценными металлами бронзовых и стальных изделий.

О

Обварная игрушка — глиняная предшественница каргопольской игрушки, украшенная при помощи пригоревшей муки.

Оли́фа — вареное льняное или конопляное масло для изготовления масляных красок.

Орна́мент — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Орнаменто́вка — характер орнамента и совокупность орнаментальных элементов в каком-либо художественном стиле, в произведении искусства и т. п.

Осо́чка — классический сюжет хохломской росписи, то же, что и «травная роспись».

Остяки́ — экзоэтноним народов, проживающих в Сибири, объединяющий ханты, кетов, югов и селькупов.

П

Паланти́н — вид оренбургского платка, ажурный легкий и тонкий шарф-накидка.

Палащельская роспись (Мезенская роспись) — художественная роспись по дереву, сложившаяся к началу 19 века в низовьях реки Мезень (Архангельская область). Как правило, расписывали домашнюю утварь – прялки, ковши, коробы для хранения продуктов.

Палочка-пятнушечка — тонкая палочка с расщепленным концом, чтобы наносить краску мелкими пятнышками на дымковскую игрушку.

Панаги́я — небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди.

Панно́ — вид монументального искусства, живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон).

Папье́-маше́ — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.

Паути́нка — вид оренбургского платка, ажурное изделие из шелка и козьего пуха тонкого прядения.

Перевесло — деревянная крышка с деревянной изогнутой ручкой.

Переви́ть — вышивка по ткани, где убрали часть нитей.

Пестерю́га — большая и высокая корзина из бересты для переноски сена.

Петля́ — инструмент для работы на гончарном круге, предназначенный для декоративной резьбы.

Письмо по поталям — стиль многослойной лессировочной живописи, характерен для жостовских подносов.

Плавь — в лаковой миниатюре, жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции.

Пейзаж или одежда и другие элементы проплавляются один - два раза, а голова человека обнаженные части тела пишутся несколькими плавями.

По настилу — способ шитья, позволяющий исполнение высокого рельефного изображения.

Под листок (под ягодку) — классический сюжет хохломской росписи, изображающий растения, ягоды и цветы.

Подбивка — прием иконописи и палехской живописи; наложение полутонов плавью на голове и обнаженной фигуре человека.

Подглазурная роспись — вид художественной росписи, которую наносят на поверхность изделия после обжига, но до нанесения глазури.

Поле — в лаковой миниатюре, кайма. Пространство по краям расписываемого предмета.

Полимент — мелко натертая краска, составленная из охры, сиены жженой и умбры. Служит подкладкой под золото для усиления глубины тона.

Полиро́вщик — мастер по полировке лаковых изделий.

Политой обжиг — то же, что глазурный обжиг. За исключением муфельного обжига с надглазурной росписью, является заключительным этапом изготовления керамики.

Полотнянка — вид кружевного узора, который выполняется одной парой коклюшек.

Полуфаянс (простой фаянс) — вид керамики, изобретенной в начале 19 века гжельскими мастерами, путем добавления в местную глину извести и изделия из нее.

Припорох — трафарет, узор или рисунок с проколотыми контурами для перевода его на бумагу, полотно и т.п. путемнабивки через такие проколы красящего порошка.

Пробе́л — прием иконописи и палехской живописи, которым достигается ощущение объема фигур.

Про́рись — в практике древнерусской живописи контурный рисунок на бумаге, служивший живописцу образцом или материалом при компоновке иконы, настенной росписи, миниатюры.

Просечение стали — ажурный орнамент на металлическом изделии, выполненный просечками с соблюдением определенной последовательности.

Пряденая золотая нить — нить, сплетенная из льняной основы и волоченого золота.

Пряник — классический сюжет хохломской росписи, который наносится внутри посуды (чаши или блюда). Представляет собой квадрат или ромб с растениями в углах и солнцем по центру.

Р

Резьба по рыбьему зубу — альтернативное название промысла резьбы по кости. В старину «рыбьим зубом» называли клык моржа или бивень мамонта. Позже название закрепилось и за бивнями слонов.

Резьба русов — альтернативное название промысла резьбы по кости, использовавшееся иностранными путешественниками, проезжавшими по территории Руси.

Ри́гель — инструмент для изготовления звеньев цепей и колец в ювелирном деле.

Роскрышь — равномерное распределение красок по поверхности внутри контура.

Русский камень — одна из разновидностей (один из рисунков) алмазной грани, способ обработки хрусталя, изобретенный в начале 19 века на Дятьковском заводе (Брянская область).

Рустикальный — деревенский, фольклорный.

Рустикальный стиль, как одно из направлений, входит в общее понятие народного, или, как сейчас говорят, этнографического, стиля, использующего элементы национальной одежды разных народов. И. Андреева, «Лексикон моды» // «Работница», 1988 г. (цитата из Национального корпуса русского языка)

С

Санкирь — красочный тон темно-желтого, желто-зеленоватого или желтовато-розоватого тона, которым проплавляют головы и обнаженные фигуры человека. Это первый процесс при писании головы и тела человека.

Светли́цы — художественные центры золотошвейных мастерских 15 – 16 веков в Москве, Твери, Владимире, Рязани.

В деятельности мастерских активно участвовали вышивальщицы, иконописцы, художники-орнаменталисты, а также их руководительницы, великие княгини.

Серебряник — мастер (ювелир) по серебрению вещей и чеканке серебра.

Сермяга (сермяжка) — русское историческое название грубого толстого сукна из простой шерсти ручного или кустарного изготовления, а также одежда из него.

Синика — глина из Тульской области, главный материал, из которого изготавливалась филимоновская игрушка.

Скань — нить из волоченого золота, серебра, и золоченого серебра, спряденную с шелковой нитью.

Скла́день — наименование распространённой в Средневековье формы церковных алтарей.

Ско́лок — узор, переведенный на ткань или бумагу путем накалывания.

Сновки́ — вид строчевой вышивки, возникшей в городе Крестцы Новгородской области и сочетающей традиции народной перевити с техникой игольного кружева, гипюра.

Сновочные мотивы — особый вид строчевой техники, изобретенный сестрами Раисой и Александрой Тихановыми из села Старое Рахино.

Старооскольская глиняная игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся Старооскольском районе Белгородской области.

Строчка — это ажурные строчевые швы, выполненные по сетке. Они могут иметь форму квадрата, ромба, прямоугольника, полосы, зубцов.

Струна — инструмент для срезания готового изделия с гончарного круга. Представляет собой тонкую проволоку с закреплёнными на специальных ручках концами.

Сукно — шерстяная или полушерстяная (иногда хлопчатобумажная) ткань.

На поверхности ткани волокна шерсти настолько сбиты, переплетены между собой, что совершенно закрывают все промежутки между нитями, придавая ткани вид войлока. Сукно обычно вырабатывают полотняным или саржевым переплетением.

Т

Тагильская роспись — народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле Свердловской области. Считается, что Тагильская роспись – это предшественник Жостовской росписи.

Тамбурная вышивка — метод прикрепления бусин к ткани с использованием маленького «тамбурного» крючка.

Тауширо́вка — инкрустация одного металла другим, более мягким и имеющим меньшую температуру плавления.

Тесло — маленький топорик с полукруглым лезвием, установленным перпендикулярно к топорищу. Используется при стёсывании дерева в случаях, когда обычный топор неудобен – например, при изготовлении ложек.

Торжокское золотное шитье — русский народный художественный промысел, известный в Торжке с 13 века.

Травная роспись (травкой) — классический сюжет хохломской росписи, изображающий растения, переплетенные между собой.

Травчатое кружево — особый вид кружева, в котором преобладают волнистые растительные мотивы из цветного шелка с вкраплением металлических нитей. Наиболее оригинальное травчатое кружево производили в городе Михайлове (Рязанская область).

Третья рука — в ювелирном деле собирательное название приспособлений, позволяющих фиксировать мелкие детали в нужном положении без участия рук (например при пайке деталей).

Три́птих — складная икона, имеющая три створки.

Ту́ес, туесо́к — небольшой берестяной короб цилиндрической формы с крышкой.

Ту́лово — основная часть, корпус статуи или ёмкости.

Тюлевое кружево — вид кружева, в котором кружевные орнаменты выполняются отдельно друг от друга, а затем соединяются с помощью тюлевого фона.

У

Убру́с — богато украшенный вышивкой головной убор или часть убора замужней женщины в виде полотенца.

Усадка — уменьшение размера глиняного изделия после сушки и обжига.

Ф

Фарфо́р — разновидность керамики, которая создается спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига фарфор становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор.

Фая́нс — плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики.

Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, глиняная игрушка, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Фини́фть — особый вид прикладного искусства, при котором на тонкую медную пластинку просеивается стеклянная эмаль белого цвета, затем она трижды проходит обжиг и расписывается огнеупорными эмалевыми красками.

Формо́вка — технологический процесс придания определённой формы изделию.

Фритта — стеклянный состав, обожжённый до спекания (но не плавления), основная составляющая глазурей. Фритты могут быть свинцовыми и бессвинцовыми.

Фрязь — древнерусское наименование отклонений иконописной практики от условных, канонических приемов изображения в сторону большей внешней правдивости.

Фуза — смесь остатков глазурей разных цветов.

Х

Холмогорская резная кость — русский народный художественный промысел, искусство резьбы узоров по кости, возникшее в 17 веке в селах Холмогорского муниципального района Архангельской области.

Холуйская роспись — русский народный художественный промысел миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях.

Хоры — полки для сушки изделий из глины.

Хотьковская резьба по кости — русский народный художественный промысел, искусство резьбы по кости, сформировавшееся в городе Хотькове Сергиево-Посадского района Московской области.

Хохлома́ — русский народный промысел, сформировавшийся в 17 веке в селе Хохлома (Нижегородская область). Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону.

Хруста́ль — особый вид стекла, которому значительное содержание окиси свинца или бария придает особый блеск, чистоту и прозрачность.

Ц

Це́вка — часть кости ноги животного, материал для работы косторезов.

Цени́нный промысел — изготовление из обожженной глины предметов строительного назначения (изразцы) и домашнего обихода (посуда).

Ч

Чека́н — короткодревковое холодное оружие с основным ударным элементом в виде клюва (шипа) и молотком на обухе.

Черне́ние — украшение изделий из серебра и золота рисунками из черни, по внешнему виду напоминающую черную эмаль.

Чугу́н — сплав железа с углеродом (и другими элементами). Выплавляется, как правило, в доменных печах. Главный материал для каслинского художественного литья.

Ш

Шамот — огнеупорная керамическая масса, обожжённая при температуре 1300 – 1500 градусов до потери пластичности.

Шар граверный универсальный — инструмент для фиксации ювелирных изделий и заготовок при закрепке камней и гравировке.

Шли́кер — заготовка фарфоровой смеси, из которой производят посуду под роспись (например, гжель).

Шликер — жидкая фарфоровая масса, либо водная суспензия на основе глины с добавлением дефлокулянта. Изначально шликером называли подкрашенную глину, разведённую водой.

Шов «денежкой» — специальный узорный шов золотной вышивки, состоящий из зигзагов, составленных остриями углов друг к другу.

Шов «ёлочкой» — специальный узорный шов золотной вышивки, который состоит из нескольких стежков, своим видом напоминающих еловую веточку.

Шов «копытечком» — специальный узорный шов золотной вышивки, напоминающий ломаную линию или зигзаг.

Острота зигзага зависит и от количества захватываемых одним стежком золотных нитей, и от толщины ниток или веревочек настила.

Шов «корзиночкой» — специальный узорный шов золотной вышивки, усложненный вариант «кованого» шва с добавлением цветных контрастных нитей.

Шов «ягодкой» — специальный узорный шов золотной вышивки, при котором все полотно делится на клетки и вышивальщица создает по ним рисунок. Чаще всего такой шов применяют для вышивания крыльев ангелов.

Шта́мпик — инструмент для нанесения узоров на глину.

Шти́хель — режущий инструмент, стальной резец. Используется при работе с металлом, деревом, костью, камнем, кожей. Применяется для гравирования.

Щ

Щу́чка — специальный нож, при помощи которого выполняется богородская резьба.

Э

Экра́ны — наперсные кресты и панагии с задней рельефной стенкой и скульптурой на переднем плане, вырезанные из кости.

Эма́ль — непрозрачная цветная стекловидная масса, которой покрывают поверхность металлических изделий.