04.06.2021

Выездная гостиная Евразийского женского форума «Женщины в креативных индустриях» прошла в рамках ПМЭФ

Выездная гостиная Евразийского женского форума «Женщины в креативных индустриях» прошла в рамках ПМЭФ

Роль женщин в бизнесе возрастает с каждым годом, особенно в креативных индустриях. Кроме того, в связи с общим ростом автоматизации бизнес-процессов уже в ближайшем будущем прогнозируется рост востребованности в мире творческих профессий, а также креативный подход к любой деятельности в целом. В связи с этим на обсуждение вынесены следующие вопросы:

  • как запустить бум креативной экономики;
  • как развивать творческий потенциал молодежи;
  • как сделать проект креативным и что это дает в новых условиях;
  • как меняется роль женщины в экономике в соответствии с её местом в обществе, и как на это влияют тенденции и развитие креативных индустрий.

Модератором мероприятия выступила Юлия Варшавская, главный редактор Forbes Life, Forbes Woman.

Участниками сессии стали:

  • Елена Дружинина, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации;
  • Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия;
  • Гульназ Кадырова, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации;
  • Галина Карелова, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Ольга Пивень, управляющий директор RTVI;
  • Анна Цивилева, председатель совета директоров ООО «Колмар Груп».

В начале встречи Галина Карелова обратила внимание на значительную роль женщин в развитии креативных индустрий. По разным данным, сегодня в них задействовано от 30 до 58 % представительниц прекрасного пола. Точнее это можно будет констатировать по итогам года. Хороший анализ позволит создать хорошую систему управления в развитии этого сегмента экономики.

Анна Цивилева напомнила об открытом во время пандемии дефиците общения, особенно в развитых странах. В связи с этим умение общаться, социализироваться сегодня станет главным двигателем – в том числе и экономики. По её словам, «комфорт любой страны определяется той зоной», где «государство даёт возможность реализоваться творческим, ярким, необычным людям, которые являются двигателями прогресса, которые своими креативными идеями создают ту среду, то пространство, где хочется жить».

Об использовании цифровых сервисов женщинами в работе говорила Марина Жунич. Интересно, что для решения различных рабочих задач цифровые платформы используют до 70 % компаний под руководством женщин. Она отметила, что женщины больше верят в цифровые сферы: они видят, что цифровые платформы являются важным источником дохода для креативных предпринимателей, эти платформы «помогают каждой пятой предпринимательнице получить больше трети выручки, а среди тех, кто считает, что цифра выручку не приносит – 20 % мужчин по отношению к 14 % женщин». Женщины больше мужчин уверены в том, что активное использование цифровых сервисов приносит доход. С одной стороны, пандемия оказала негативное влияние на креативные индустрии. А с другой – она стала стимулом цифровизации для предпринимателей. Глобальное исследование «Цифровые спринтеры», которое сейчас проводится Google Россия, показывает, что к 2030 году Россия может получить 521 млрд  долларов в случае дополнительной цифровой трансформации секторов, которые ей ещё не подвержены.

Гульназ Кадырова отметила, что по разным отраслям промышленности доля занятых в них женщин разная. При этом структура занятости в ближайшее время будет меняться.

«Мы понимаем, что новое поколение миллениалов буквально лет через 10-15 заменит тех, кто сидит в этом зале, и есть отдельные характеристики этих ребят, о которых говорят все, и прежде всего психологи. Это те ребята, которым нужны глубокие смыслы, они хотят трудиться в творческой профессии, они хотят быть реализованными, они хотят свободно передвигаться, они не хотят зависеть от того рабочего места, к которому прикреплены, они хотят трудиться из любой точки, хотят быть полезными обществу. Учитывая, что у нас вырастает такое новое поколение, нам надо в экономике создавать такие рабочие места, которые дадут возможность молодым людям реализоваться».

Гульназ Маннуровна подчеркнула также, что креативная индустрия предполагает ситуацию, когда в структуре себестоимости продукции или услуг значительна доля творческого труда и высока доля добавленной стоимости. «Чем больше мы будем капитализировать в интеллектуальную собственность, тем больше будет добавленная стоимость и темпы роста». К таким отраслям относятся медиа, театр, кино, IT и другие. Для их развития необходимы определённые льготы. В креативных индустриях, в частности, в отрасли НХП, есть большие перспективы с точки зрения самозанятости.

Ольга Пивень, говоря о включённости России в международные процессы, отметила, что ситуация сегодня неоднозначна. Производство продуктов креативной экономики предполагают экспорт смыслов. Если при Советском Союзе в зоне влияния русской культуры находилось 1,4 млрд человек, то сейчас 250 млн. Контент, создаваемый креативными индустриями, посредством цифровых технологий может быть трансграничным, он даёт возможность продвижения российского культурного кода в мире. В разных странах по-разному воспринимают это продвижение. Однако русский язык является вторым по популярности в интернете, хорошо развивается анимационная индустрия, продвигаются российские сериалы. Поэтому поддержка производителей контента сегодня является одной из ключевых задач.

Елена Дружинина рассказала о роли женщин в образовании и науке. В частности, она отметила, что сегодня фиксируется рост публикационной активности женщин, они больше стали писать на сложные темы. Она подчеркнула также, что необходимо подумать, как менять систему высшего образования и воспитывать будущее поколение. Сегодня ситуация в науке и образовании разная: подавляющее большинство женщин заняты именно в образовании, тогда как в науке это не так. Среди ректоров вузов и руководителей НИИ большинство составляют мужчины. Однако современные исследования дают интересный вывод: в кризисных ситуациях женщины проявляют больше лидерских качеств, честности, открытости, уделяют особое внимание к развитию команды. В ситуации неопределённости женщины идут на риск, чтобы добиться результата.

Ознакомиться с видеозаписью мероприятия можно здесь.

Фото: фотобанк Росконгресса.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Минпромторг России принял участие в пяти сессиях и подписал три соглашения о сотрудничестве на Форуме Креативного Бизнеса
НОВОСТЬ
О современных возможностях развития НХП говорилось на питч-сессии «Локальные промыслы – глобальные бренды» Форума Креативного Бизнеса
НОВОСТЬ
В рамках Форума Креативного Бизнеса прошла секция «Социокультурные проекты: ТЕТРА как новый механизм развития креативных индустрий и государственно-частного партнёрства»
СОБЫТИЕ
ПМЭФ-2022