03.06.2021
Новость

О современных возможностях развития НХП говорилось на питч-сессии «Локальные промыслы – глобальные бренды» Форума Креативного Бизнеса

О современных возможностях развития НХП говорилось на питч-сессии «Локальные промыслы – глобальные бренды» Форума Креативного Бизнеса

Представители известных предприятий НХП России поделились своими достижениями и проектами на питч-сессии «Локальные промыслы – глобальные бренды», проходившей на Форуме Креативного Бизнеса. В ней приняли участие:

  • Андрей Резников, генеральный директор ООО «УК «Гжель»;
  • Сергей Яковлев, директор департамента развития туризма и народных художественных промыслов, Нижегородская область;
  • Валерий Митронин, коммерческий директор ООО «Дятьковский хрустальный завод плюс»;
  • Антон Георгиев, генеральный директор ООО «Крестецкая строчка»;
  • Гульназ Кадырова, заместитель министра промышленности и торговли РФ;
  • Лилия Нургатина, заместитель директора Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Министерства промышленности и торговли РФ;
  • Адхам Икрамов, президент World Crafts Council-Asia Pacific Region (WCC-APR).

Модератором мероприятия выступила Наталья Лосева, заместитель главного редактора, МИА «Россия сегодня».

Сегодня многие крупные корпорации готовы вкладывать и уже вложили существенные средства в развитие народных промыслов. В связи с этим на сессии были поставлены следующие вопросы:

  • что необходимо, чтобы эти вложения принесли результат;
  • как привлечь к «перепрошивке» наследия ведущих мировых кураторов;
  • как сделать народные промыслы знаковым проектом современной России.

Одним из наиболее эффективных способов продвижения народных художественных промыслов сегодня является создание туристических кластеров. Так, рассказав о проделанной в этом направлении работе ООО «УК «Гжель», руководитель предприятия Андрей Резников поделился дальнейшими планами. В частности, проектом организации регулярного туристического поезда до Гжели, чтобы жители Москвы имели возможность выехать на туры выходного дня всей семьёй. В таком поезде можно будет узнать программу дня, изучить карту значимых мест, купить билеты на мастер-классы, заказать индивидуальные экскурсии, приобрести сувениры. На территории для туристов планируется создать парк скульптур, чайный дом, арт-объекты для фотосессий, керамический сад, антистресс-комнаты. Для тех, кто захочет провести здесь больше одного дня, проектом предусмотрена гостиница.

Сергей Яковлев, директор департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области напомнил о том, что на территории региона развиваются 14 видов народных художественных промыслов, среди которых – хохломская роспись, семёновская матрёшка, городецкая роспись. Сегодня в Нижегородской области известны 27 мест традиционного бытования промыслов, по ним организовано более 20 маршрутов, проводятся мастер-классы, экскурсии на производство. Для развития НХП реализовываются различные проекты. Так, уже с 2011 года присваивают звание «Заслуженный мастер НХП», в регионе проводятся различные фестивали («Золотая хохлома», Секреты Мастеров», «Русская Тоскания» и др.), конкурсы. Сергей Яковлев выразил благодарность Минпромторгу России за то, что Нижегородская область была выбрана в качестве пилотного региона для реализации проекта «Тетра». В результате изменилось производство, налогообложение и отчисления в бюджет. И, что наиболее ценно, отток населения с территории стал ниже в 2,5 раза.

Антон Георгиев обратил внимание аудитории на историю предприятия, на внимательное отношение к традиции промысла фабрики «Крестецкая строчка» и поделился планами открытия магазинов в мировых столицах. Один уже открыт в Санкт-Петербурге, дальнейшее продвижение промысла связывается с созданием магазинов в Москве, Нью-Йорке, Париже – предполагается что за границей большую роль в популяризации продукции «Крестецкой строчки» сыграет русскоязычное население. Также в планах предприятия – организация усадьбы высокого ценового сегмента и уровня сервиса. Для реализации задуманных проектов кроме труда мастеров и творчества художников необходима поддержка государства в виде субсидий на арендную плату и продвижение.

Обратил внимание участников сессии на историю предприятия и Валерий Митронин, коммерческий директор ООО «Дятьковский хрустальный завод плюс». Сегодня завод располагает 60 местами продаж своих изделий. Мастера регулярно повышают уровень своих знаний, посещают профессиональные выставки в мировых центрах развития хрустального производства, в результате уровень ручной работы с хрусталём здесь очень высок. Продвигать промысел призван проект «Хрустальный город», часть которого уже реализована, 800 млн рублей было вложено в развитие территории. Согласно проекту, на территории «Хрустального города» площадью 65 гектаров будут расположены фирменный магазин хрусталя, фабрика, площадь им. Мальцовых, смотровая башня, гостиница, парковая зона, оздоровительный комплекс, ТРЦ, храмы (в одном из них уже идёт работа над созданием хрустального иконостаса), музей хрусталя площадью 3 тысяч кв. м (сегодня в нём хранятся 13 тысяч экспонатов, здание требует реставрации) и другие объекты.

О развитии отрасли НХП в Узбекистане рассказал Адхам Икрамов – председатель Торгово-промышленной палаты этой страны, президент World Crafts Council-Asia Pacific Region (WCC-APR). Он представил статистику развития центров ремесленничества за последние годы, рассказал о государственной поддержке производителей, льготах и преференциях для них.

В своём обращении к участникам сессии заместитель министра промышленности и торговли РФ  Гульназ Кадырова обратила внимание на то, имена большинства участников мероприятия  войдут в историю развития промышленности благодаря их подвижничеству: они все свои силы, эмоции, знания направили на поддержку отрасли народных художественных промыслов.

Гульназ Маннуровна отметила, что многие из высказанных идей касательно представленных социокультурных проектов уже легли в основу законопроекта о народных художественных промыслах. В 2017 году в ЮНИДО Россия представила 6 моделей развития городов. После их реализации хотелось бы снова представить их  в ЮНИДО в качестве уже существующих, а не просто планируемых промышленно-туристических территорий:

«Если мы сказали, что мы это можем, мы должны показать, что мы это сделали… Мы очень рады тому, что на экономическом форуме состоялось такое обсуждение. Мы глубоко убеждены в том, что эта отрасль экономическая, выгодная для бизнеса, это отрасль с серьёзным капиталом, с высокой добавленной стоимостью. Это отрасль, в которой надо реализовать интеллектуальную собственность, с которой мы не научились работать как с активами. Мы должны это сделать».

Гульназ Маннуровна подчеркнула, что креативные люди уникальны, о них нужно заботиться, их надо беречь. Она призвала коллег сделать всё, чтобы в России «состоялись международные бренды», чтобы «территории, где живут уникальные мастера, сохранялись и развивались», чтобы туристы, которые приезжают на эти территории вдохновлялись, «чтобы в региональные бюджеты поступали средства наших налогоплательщиков, чтобы молодые люди оставались в этих городах и творили».

Ознакомиться с записью мероприятия можно здесь.

Фото: фотобанк Росконгресса. 

Больше по теме

В рамках Форума Креативного Бизнеса прошла секция «Социокультурные проекты: ТЕТРА как новый механизм развития креативных индустрий и государственно-частного партнёрства»
Минпромторг России принял участие в пяти сессиях и подписал три соглашения о сотрудничестве на Форуме Креативного Бизнеса
На Форуме Креативного Бизнеса прошла пленарная сессия «Что Россия придумывает сейчас?»
Выездная гостиная Евразийского женского форума «Женщины в креативных индустриях» прошла в рамках ПМЭФ