25.12.2020
Новость

Сибирский фермер возрождает шерстобитно-пимокатное ремесло

Сибирский фермер возрождает шерстобитно-пимокатное ремесло

Фермер Иван Лапин из Искитимского района Новосибирской области всегда мечтал о том, чтобы о шерстобитно-пимокатном ремесле знало как можно больше людей. Сам он шёл к мечте долго и в этом году открыл «Дом пимоката Ивана Лапина – история сибирского валяния», который, по сути, стал музеем.

Иван Лапин создал настоящий дом-музей, где можно ознакомиться с большой коллекцией пимов и различными атрибутами ремесла. Его двор расположен рядом с оживленной трассой – Бердским шоссе, мастерская – неподалеку, а сырье «растет» в соседнем Алтайском крае. Начинал с трёх голов, а сейчас в отаре более полутора тысяч овец романовской породы – специальной грубошёрстной.

– Я с детства изучал историю валяния, читал книги о том, как оно появилось на Руси, каких овец держали, как стригли животных, какие изделия делали, как их носили, на какие праздники надевали. Решил возобновить дело в Сибири. Даже в блокнот записал, чтобы мечта стала целью, – говорит Иван Лапин. – Мечтал обучать ремеслу, рассказывать и показывать. Очень хотел, чтобы появилось место, где бы хранилась вся информация о пимокатании, куда бы приходили мастера и делились опытом, чтобы молодежь обучалась. Мои деды и прадеды сначала занимались этим ремеслом в Мордовии в тридцатых годах прошлого века, потом семья переехала в Алтайский край, где всегда были пимокатни.

Фермер лично объездил районы Новосибирской области и Алтайского края, встречался с бывшими руководителями, мастерами пимокатень. К сожалению, в Новосибирской области оставшиеся пять крупных мастерских закрылись еще в 2000-2010-х годах, а в Алтайском крае остались две. Есть отдельные мастера, которые занимаются этим делом.

Конечно, сейчас ручное и трудоёмкое изделие не выдерживает конкуренции с масс-маркетом. Но в последнее время люди, уделяя все больше внимания здоровому образу жизни, стали разбираться, где «живое», а где синтетика, поэтому и надеются мастера, что интерес к пимам возродится.

В доме-музее представлены вязаные из шерсти варежки, носки, платки, душегрейки, традиционные валенки и современные модели - с диковинными вышивками и украшениями, а также чуни и тапки из войлока. Сразу видно: ручная работа, ни одно изделие и рисунок не повторяются. Для декорирования изделий привлекают мастериц-вышивальщиц, людей с ограниченными возможностями здоровья. Всего – около сорока надомниц.

В доме-музее стоят старинные шерстобитные машины, на которых делали войлок еще в девятнадцатом веке. Молодой мастер Александр Спиглазов раскладывает на большом столе шерсть и вручную формирует будущие валенки, без которых раньше невозможно было представить зиму в Сибири. Опытный мастер может сделать одну пару в день. На одно изделие требуется до трех килограммов шерсти, так как в Сибири пимы делают толстыми. Помимо своей мастерской, Иван Лапин отправляет сырье в Мордовию и Татарстан, где успешно развивается пимокатание.

– Шерсть разная. В нашем деле важна валкоспособность материала. Когда берешь в руки сырье, сразу понимаешь, что можно из него сделать - обувь или платок, сувенир, игрушку, – отмечает Александр.

Чтобы разбираться не только в ремесле, но и в породах овец, выращивать животных и определять нужный корм для лучшего качества шерсти, Иван Лапин окончил Новосибирский аграрный госуниверситет. Сам с нуля может свалять валенки – от стрижки овцы до готового изделия. Всё вручную, по сибирским традициям. Сделать тапочки из войлока тоже может – это считается менее трудоёмко, но более сложно. Он долго учился, ездил по России в поисках знающих людей.

Поэтому важной частью своей деятельности Лапин называет обучение молодежи. Приходят студенты из родного вуза, узнают о производстве. Конкуренции не боится – главное, чтобы исчезающее ремесло сибирского пимокатания сохранилось и развивалось.

В реализации продукции Иван Лапин рассчитывает на собственные силы и «сарафанное радио». Валенки – индивидуальный продукт. Невозможно свалять две одинаковые пары, а ретейлу подавай объемы, партии определенного стандартного качества. С магазинными накрутками стоимость handmade-изделия станет недоступной по сравнению с китайской продукцией. И, как бы странно в наше время ни звучало, цель у фермера – не прибыль, а чтобы людям было удобно и тепло.

– Мы же не предприниматели, а ремесленники. Когда у меня заказывают валенки, я всегда задаю вопросы: кто их будет носить, куда, с каким носком – от этого зависит плотность и размер конечного изделия. Какой вес и рост того, для кого предназначаются пимы. Наши валенки «дышат». Рекомендую носить их на шерстяной носок, тогда происходит хорошая циркуляция крови, и ноги не мерзнут. А это идет на пользу иммунитету, – делится Иван Лапин.

Информация и фото: Российская газета. 

Больше по теме

Не так прост, как кажется
В рамках Всероссийского праздника «Сибирский валенок» стартовал открытый конкурс дизайнерских валенок
В конкурсе «Хорошие вещи» мастера НХП могут выиграть средства на развитие бизнеса
Традиции производства фарфора в Богдановиче помогут в развитии туристической инфраструктуры Свердловской области