16.12.2020
Новость

В заключительный день Ремесленного конгресса обсудили вопросы внешнего и внутреннего сотрудничества

В заключительный день Ремесленного конгресса обсудили вопросы внешнего и внутреннего сотрудничества

День открыла сессия «Международные практики: опыт развития кластеров народных художественных промыслов в Индии». Сегодня Индия входит в тройку крупнейших экспортёров продукции НХП, наряду с Китаем и Ираном.

Рынок НХП Индии в цифрах:

  • 3-4 млрд долларов США составляет ежегодный объём экспорта ремесленных товаров;
  • 7 миллионов человек напрямую занято в отрасли;
  • За 25 лет экспорт товаров НХП вырос примерно в 33 раза.

Успех стал возможным благодаря системному подходу к развитию народных промыслов и поддержке по целому ряду направлений: финансовые инвестиции, образовательные программы, создание мини-парков, кластеров и мега-кластеров в местах традиционного бытования. Коллеги из Индии рассказали об особенностях организации таких территорий, объединяющих интересы мастеров и привлекающих внимание туристов, а кроме этого, имеющих экспортный потенциал. 

Вице-президент Всемирного Ремесленного Совета по Центральной Азии Азиатско-Тихоокеанского региона Айжан Бекулова отметила, что сегодня в ряде стран мира существуют целые поселения, которые практически полностью ориентированы на тот или иной промысел. Причём там можно купить всё, что связано с производством изделий – от красителей и нитей до станков и готовых изделий. Ряд таких населенных пунктов включён в Всемирный список городов ремесленников (World Craft City). По мнению эксперта, создание таких парков и кластеров способствует привлечению внимания к промыслам и развитию экспорта.

Большую помощь в развитии экспорта продукции НХП в Индии оказывает специальный экспортный совет. Подобные меры поддержки реализуются и в России. Об том напомнил руководитель проекта «Российский экспортный центр» (РЭЦ) по поддержке экспорта потребительских товаров Максим Чапов. Цель организации – государственная поддержка несырьевого экспорта.

«Индия является для большинства стран примером поддержки экспортного потенциала НХП. У нас в стране вопросы развития экспорта товаров народных неразрывно связаны с перспективами индустрии потребительских товаров в целом. Хочется отметить, что большое внимание отрасли сейчас уделяется со стороны Минпромторга России, который аккумулирует и прорабатывает лучшие мировые практики. Группа РЭЦ также осуществляет коммуникации с компаниями и предприятиями НХП, реализуя меры финансовой и иной поддержки. За более чем 5 лет нашей работы мы создали региональные центры поддержки экспорта, открыли точки присутствия за рубежом. Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии экспорта», – сказал Максим Чапов.

Участники сессии согласились, что, несмотря на трудности, которые связаны с пандемией COVID-19, международные тенденции рынка товаров народно-художественных промыслов благоприятствуют их экспорту.

Важная дискуссия состоялась во время следующей сессии конгресса. В качестве её формата была выбрана техника «квадро». Этот инструмент построения коммуникации позволяет выслушать личностные позиции участников, выявить сторонников и противников той или иной идеи, привлечь к обсуждению слушателей.

В открытом диалоге приняли участие ведущие художники таких организаций народных художественных промыслов, как «Жостовская фабрика художественной росписи», «Объединение художников Палеха», «Фабрика НХП «Елецкие кружева», «Дом Фарфора», «Гусевской хрустальный завод». Другой стороной беседы стали современные дизайнеры, которые используют в работе художественно-стилевые особенности НХП. Своим взглядом на вопросы создания гармоничных коллабораций поделились дизайнеры Юлия Герасимова, Элина Туктамышева, Светлана Родина.

Елена Резник, ведущая совместную деятельность с историком моды Александром Васильевым, рассказала о просветительском проекте «АртИстократия», который получил поддержку Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В рамках данной инициативы в 2021 году будет снято 108 роликов, рассказывающих об уникальных изделиях НХП. Половина из них будет на английском языке.

В дискуссии о новом прочтении промыслов и их месте в современном мире также приняли участие члены Экспертного совета по народным художественным промыслам Минпромторга России, независимые эксперты в сфере НХП, представители торговых сетей и компаний. Модератором сессии выступила Лилия Нургатина, заместитель директора Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга России.

«Мы, безусловно, должны сохранять высочайшие художественный уровень изделий, которые получаются в результате сотрудничества НХП с современными дизайнерами и популяризаторами искусства. Промыслы никогда не были застывшей формой, они всегда прогрессировали, отвечая запросам граждан и отражая быт народа в те или иные времена. И сегодня нам важно создавать конкурентную продукцию, которая будет вызывать интерес и иметь успех на рынке», – заключила Лилия Нургатина.

Больше по теме

Звание «Почётный работник народных художественных промыслов» присвоили двум представителям отрасли
Лучшие практики развития креативных индустрий, основанных на наследии, обсудили на Международном ремесленном конгрессе
Открылась международная часть деловой и партнёрской программы Ремесленного конгресса
Отрасль народных промыслов РФ во время пандемии получила почти 400 млн рублей поддержки