10.12.2020

В Ингушетии открылись войлочные мастерские

В Ингушетии открылись войлочные мастерские

В населенных пунктах республики появились мастерские, где делают войлочные ковры с ингушским национальным орнаментом. На изделия уже поступили заказы от музеев Северного Кавказа.

Инициатор возрождения ремёсла – этнограф доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова. Первая мастерская истинга (по-ингушски это «ковёр») открылась три года назад в Республиканском Доме народного творчества. Само искусство в регионе называют хетт-ферт, что в переводе означает «войлок соединенный».

В команде историка – более десятка мастериц, каждая из них при работе над ковром отвечает за конкретный участок. Нерушимое правило: они должны чётко воспроизводить национальный орнамент. Учебным пособием для самой Зейнеп стал альбом с ингушскими орнаментами, выпущенный в 1924 году. Издание в своё время приобрел на московской барахолке её земляк, позже уникальная книга попала в руки к любительнице ковроделия.

В древности войлочное ремесло было широко распространено в Ингушетии. Прежде всего это связано с климатическими особенностями региона, а также с религиозными и ритуальными обрядами, отчасти сохранившимися и сегодня. Матрас и подушка набивались коричневой или черной очищенной овечьей шерстью, ведь хозяевам каменных родовых башен нужно было заботиться о тепле, а шерсть овцы обладает согревающими и даже целебными свойствами.

В процессе создания современного ковра участвует от 9 до 11 мастериц, старшей из которых – 70 лет, а младшей - 13.

Зейнеп Дзарахова расказала корреспонденту «Российской газеты»:

– Из-за пандемии зачастую общаемся по интернету. Объясняю, что делать, указываю на ошибки. Так даже удобнее, работа идет более слаженно и быстро. В Ингушетии очень хорошая овечья шерсть, один из наших селекционеров отдаёт нам сырьё белого цвета, другие же – серого, черного и бежевого.

Для войлока принципиально используют шерсть, полученную местными овцеводами, чтобы поддержать аграриев. Мастерицы не покупают её, им пока сырьё предоставляют бесплатно.

Изготовить войлочный ковер – труд непростой: шерсть нужно расчесать и постирать, потом свалять руками. Если нужен тонкий ковёр (его вешают на стену, и он всегда с орнаментом), свалять нужно тонким слоем, если толстый, чтобы положить на пол, – соответственно, толстым слоем (такие ковры узоров не имеют). Для создания ковров заготавливались войлочные полотна (фертаж) разных цветов, их слоями клали друг на друга и затем по лекалам вырезали рисунки, после меняя местами верхний и нижний, вшивали в полотна других цветов. Они сшивались с обеих сторон, затем контуры обрамляли белой тесьмой, которую также изготавливали сами.

Интерес к истингу среди жителей Ингушетии растёт. Мастерицы делают ковры разных размеров, в том числе маленькие для молитвы, которые приобретают все большую популярность в республике. Войлочные коврики часто просят изготовить в приданое невесте, нередко в качестве подарка родителям жениха, узор несёт информацию о месте жительства будущих родственников.

Сегодня даже зародилась мода на истинг. По словам Зейнеп Дзараховой, к мастерицам обращаются соотечественники, проживающие в странах СНГ и Европы, которые хотели бы украсить свой дом вещью с ингушским орнаментом. Правда, созданные Зейнап и её ученицами ковры пока не продаются, их дарят родственникам и друзьям или оставляют в коллекции этнографа. Она состоит уже из 32 изделий. Одна из коллекций под названием «Ангушт» демонстрировалась в дни 250-летия единения Ингушетии с Россией.

Продажа изделий – в планах активисток возрождения истинга. Они собираются продавать их не поштучно, в частные руки, а коллекциями – музеям и другим организациям. По оценкам специалистов, войлочная коллекция «Ангушт» может стоить от 300 до 400 тысяч рублей.

Композиции истинга имеют определённый смысл. Красота ковра, подбор орнаментов и рисунков зависят от художественного вкуса мастерицы. Орнаменты на войлоках всегда несли в себе символическую информацию и отражали этические и эстетические понятия горцев. Это могли быть рисунки и образы из растительного и животного мира, из природных явлений: роговидные орнаменты, солнце, звёзды, геометрические фигуры, солярный знак. Врезная технология изготовления войлочных ковров была известна среди ингушских мастериц и передавалась по наследству.

Нередко используется изображение древа жизни, символизирующее бережное отношение к своим истокам и ответственность перед будущими поколениями. По ковровому орнаменту подчас можно узнать конкретную местность и то, насколько благополучна там жизнь. Мир и спокойствие передаётся на ковре симметричными формами, а тревога – асимметрией.

Информация: Российская газета, страница в соцсети Зейнеп Дзараховой.

Фото: страница в соцсети Зейнеп Дзараховой.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Сибирский фермер возрождает шерстобитно-пимокатное ремесло
НОВОСТЬ
Народные промыслы в рамках проекта «Рябиновые именины» в Ярославской области осваивают те, кому за 50
НОВОСТЬ
НХП Ингушетии были представлены на первом в республике Фестивале искусств
НОВОСТЬ
Более 500 ярославцев получат возможность стать мастерами НХП