13.10.2020

Лысковский мастер возрождает народные промыслы

Лысковский мастер возрождает народные промыслы

Леонид Бобылёв – лауреат областных и межрегиональных конкурсов, неоднократный победитель и обладатель Гран-при всероссийского конкурса народных мастеров «Русь мастеровая».

Леонид Евгеньевич  настоящий знаток истории. Вот уже 40 лет возрождает  в районе забытые промыслы – древоделие, кузнечное и гончарное дело, керамику, выделку меха. Передаёт свои знания детям и взрослым в студии декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Финист» при районном центре ремёсел и туризма «Рассвет». Леонид Бобылёв владеет мастерством создания не только изделий народных промыслов, но и музыкальных инструментов, он сам играет на них. Особенно необычно звучит варган  – самозвучащий язычковый музыкальный инструмент.

– У него лечебное звучание, недаром под него можно медитировать, – рассказывает мастер. – Такие инструменты чаще встречаются на севере нашей страны, но и у нас в районе они были. Например, есть у нас село Варганы. Думаю, если покопать там, можно найти нечто похожее на этот инструмент.

Знаком ему и секрет изготовления старорусской флейты калюки. Название этого инструмента происходит от названия материала, из которого обычно делали эту разновидность древней продольной флейты, – из стеблей колючих растений.

– На Руси на калюках играли только мужчины, – рассказывает мастер. – Сделает мужик, возвращаясь с сенокоса, себе дудку-калюку из борщевика, дудника, полевого дягиля, поиграет в дороге, домой вернётся и выбросит. А долговечные флейты выдалбливали из разрезанного вдоль сучка яблони или липы, который затем склеивали. Звучит каждая на одной своей ноте. Например, вот эта (он берёт одну из своих отполированных руками флейт) – ре. Эта, из старого сучка, – фа. Кстати, целебная нота. Есть калюка до диез. Из них можно составить целый оркестр. В ансамблях калючников обычно до шести-семи человек. Но и на одной флейте можно мелодию сыграть, если особым образом поддувать в неё.

В перспективе – изготовление таких старинных русских музыкальных инструментов, как гусли, рожки, сопели, жалейки, волынки.

В своей мастерской по древоделию Леонид Бобылёв делает и изделия из бересты, причём по старинным технологиям, без клея.

– Береста – известный оберег, – рассказывает он. – Ещё древние волхвы заметили, что в тех домах, где в доме есть береста, люди живут дольше. Не зря поговорка есть: «Если в доме береста, проживёшь лет до ста». А потом из бересты люди стали посуду делать с тиснёными и вырезанными символами-оберегами. Вот видите, на этом туеске знак Огнедевы – это символ вечной молодости и долголетия. Есть знаки солнца, земли, воды.

Заготавливать бересту – дело сложное, физически тяжёлое. По словам мастера, надо большую любовь к этому делу иметь, чтобы им заниматься.

– Период, когда бересту нужно заготавливать, длится всего две недели в начале июня, – поясняет он. – Это самое комариное время. Да и берёз у нас подходящих мало: они часто от корня кустятся, а надо, чтобы повыше, от ствола. На изготовление одного туеска уходит месяц, причём половина времени – на обдумывание проекта – узоров, символов.

Леонид Бобылёв – дипломированный художник. Создал гончарную мастерскую и мастерскую резьбы по дереву, организовал надомный труд лысковских народных мастеров, успешно участвовал в выставках и ярмарках в Лыскове и Нижнем Новгороде. В 1998 году открыл творческие мастерские по художественной ковке и обработке бересты. Работал старшим художником в мастерской районного Дома культуры, преподавателем художественной школы, руководителем студии самодеятельных художников, председателем выставочного комитета, заведовал отделом народных промыслов центра «Рассвет».

Педагогическая работа и сегодня занимает у него много времени. Леонид Евгеньевич сетует, что из-за пристрастия к гаджетам дети утрачивают интерес к мастерству, а ведь среди них бывают очень талантливые. Одно из важных направлений его студии – краеведческая и поисковая работа.

Главные задачи своей студии Леонид Евгеньевич видит в первую очередь в возрождении духовных истоков национальной культуры, воспитании у детей любви к красоте окружающего мира, уважению к своей истории и памяти предков.

– Тот, кто гордится национальной культурой, не будет разрушать памятники, – уверен он. – Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.

Мечта Евгения Бобылёва – воспитать настоящих мастеров, которые продолжат возрождение народных промыслов.

Информация и фото: Нижегородская правда.

Больше по теме

СОБЫТИЕ
Фестиваль народной музыки и ремёсел пройдёт в Муроме
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Тульская гармонь: как создаются уникальные инструменты сегодня
ИСТОРИЯ
Как поёт осетинская кошка, и в каких музыкальных инструментах хранили порох и вино
ИСТОРИЯ
Эй, пой, визжи и жги!