12.09.2020
Новость

Завершился первый день работы павильона Минпромторга России на Российской неделе креативных индустрий

Завершился первый день работы павильона Минпромторга России на Российской неделе креативных индустрий

Российская неделя креативных индустрий в павильоне Минпромторга России открылась выступлением Министра культуры Республики Татарстан Ирады Аюповой,  в котором в качестве главной особенности креативных индустрий и креативной экономики названа вариативность — возможность выпуска уникальных продуктов. Похожие изделия мастеров НХП не могут быть полностью идентичны в силу большой доли ручного труда в их изготовлении.

Ирада Хафизяновна рассказала также о современных производителях изделий НХП в Республике Татарстан: в частности, продукции из кожи с национальной кожаной мозаикой, ювелирных украшений и уникальных реплик музейных экспонатов. В выступлении была подчёркнута важность для формирования креативных индустрий принципа территориального планирования в городах и доступность специализированных площадок для творческих людей. Так, в Татарстане есть опыт создания мини-вариантов арт-парков, где специалисты творческих профессий могут реализовывать свои идеи.

Блок лектория в павильоне был продолжен обсуждением законопроекта о народных художественных промыслах. О внесении изменений в ФЗ «О народных художественных промыслах» говорили представители Минпромторга России и Совета Федерации. Поскольку всё новое должно соответствовать принципу «не навреди», то, по словам зампредседателя СФ Галины Кареловой, изменения в закон должны пройти широкое обсуждение до момента его направления в ГД.

«В наш адрес поступило очень много предложений от всех: и от крупного бизнеса, и от сенаторов, и от депутатов Госдумы, а самое главное – от руководителей народных художественных промыслов. Есть письма с массой подписей,  в которых выражаются опасения, что новый закон испортит жизнь промыслам. Поэтому нужен хороший диалог, мы его начинаем», – сказала Галина Николаевна.

Впрочем, продуктивный путь по пути законотворчества в сфере креативных индустрий, как рассказала зампредседателя СФ,  уже открыт. Пилотный опыт представлен Ханты-Мансийским автономным округом. Там принят закон, который учитывает все особенности этой сферы (в частности, в нем чётко предусмотрены банковские, имущественные, финансовые меры поддержки). Этот закон, по мнению Галины Кареловой, можно предлагать к использованию в качестве модельного для других регионов.

О подготовленных Минпромторгом России изменениях в закон говорила и Гульназ Кадырова — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Она подчеркнула направленность закона на сохранение культурных истоков: он направлен на то, чтобы дать возможность молодым дизайнерам прикоснуться к традициям и в дальнейшем сохранять их. Обновленный закон позволит сохранить интеллектуальную собственность, защитить права на неё, а также даст возможность её коммерциализировать. Отдельного внимания требует охрана и использование художественно-стилевых особенностей НХП, наличие эталонов, а также обучение, подготовка кадров и научные исследования. Чтобы предприятия перестали быть «планово убыточными», необходимо широко и подробно обсуждать изменения в закон с представителями отрасли. Важно, чтобы предприятия НХП создавали не образцы, которые можно хранить в музее, а практичные, функциональные вещи. Экономика должна быть живой, а промыслы –современными, с сохранением народных традиций.

«Сегодня есть дизайнеры, которые взаимодействуют с музеями, поднимают исторические фонды, которые работают с предприятиями, используют художественно-стилевые особенности тех или иных народных художественных промыслов. У нас их более 20 видов. Это и дерево, и металл, и текстиль, и фарфор, и хрусталь, и просто стекло. Это, безусловно, и модные тенденции в элементах одежды», –  отметила Гульназ Маннуровна.

По её словам, у всех территорий бытования промыслов и традиций есть одна проблема: состояние городской среды. Согласно методике Минстроя её приходится оценивать невысоко. По показателям Минстроя, 80 % территорий не соответствуют требуемому уровню развития городской среды. В программе Минстроя «Комфортная среда» должны появиться показатели, которые будут применяться для территорий, где есть уникальные производства. Ведь производство не может развиваться там, где нет обновления кадров, для этого молодёжь должна хотеть жить на этих территориях (экологически чистых с возможностями для самореализации).

Обсуждение важных экономических тем перемежались с творческой программой. Так,  гостям были представлены показы одежды – в частности, дизайнеров Дарины Зиминой и Любови Михалевой «Диковинка», фестиваль костюма и НХП «Сарафан».

Представители регионов активно делились своим практическим опытом работы в сфере развития народных промыслов, рассказывали об оказываемой поддержке предприятий. В частности,  Екатерина Иванова – начальник отдела развития туризма и туристической инфраструктуры министерства инвестиций и развития Свердловской области – рассказала:

«У нас есть такая мера поддержки, как присвоение специальных званий «Мастера НХП», «Хранителя НХП», наш губернатор награждает специальными премиями. В регионе появилась новая мера поддержки – это субсидия муниципалитетов. Сейчас продумывается поддержка не только проектов муниципалитетов, но и инфраструктурной составляющей создания центров в местах бытования».

Другой новой мерой поддержки, по словам Екатерины Вячеславовны, является субсидия предприятиям. Здесь копируется федеральный опыт, он сейчас очень популярен в регионе. Предприятия понимают, что для получения поддержки необходимо сохранять производимый объём товаров, и сегодня выдаётся до миллиона рублей на техническое переоборудование, приобретение материалов и иные финансово-экономические процессы на предприятии. Кроме того, при Центре туризма создан специальный отдел, сотрудники которого выезжают в муниципалитеты для изучения традиционных составляющих НХП, что становится основой для признания нового места бытования промысла – так происходит расширение мест бытования. В текущем году список таких  расширен за счёт включения в него новых 5 регионов. Народные промыслы активно внедряются в различные туристические маршруты – в инклюзивные, детские. Некоторые предприятия активно принимают туристов, созданы креативные территории, где активно реализуется сувенирная продукция.

О секторе креативных индустрий как драйвере экономического развития рассказала Вероника Пешкова – посол доброй воли ЮНИДО, Организации Объединённых Наций по промышленному развитию. ЮНИДО включает 170 государств-членов. Ключевой задачей организации является промышленное устойчивое развитие стран. Поэтому креативные индустрии для работы ЮНИДО – очень важный сектор, уже сегодня он производит 3 %  мирового ВВП, внося большой вклад в мировую экономику. Этот сектор сегодня – в эпоху четвёртой промышленной революции, цифровой трансформации – сопряжён с большим объёмом человеческого капитала. При этом спикер отметила, что цифровизация не означает обязательного роста безработицы. Наоборот, ситуация провоцирует рост высокопрофессиональных специалистов в цифровой сфере – с более высоким уровнем образования и дохода.

Сегодня креативные индустрии являются работодателем, который создал больше рабочих мест, чем автопром США, Западной Европы и Японии вместе взятых. Вероника Пешкова отметила также, что креативные индустрии – это сектор экономики, который поддерживает предприятия малого и среднего бизнеса. В частности, через интернет любой предприниматель может стать участником внешнеэкономической деятельности. Креативные индустрии доступны для разных слоёв населения  с разным уровнем образования и здоровья. Методология работы ЮНИДО  с предприятиями даёт им возможность научиться производить востребованную продукцию, наращивать мощности, стандартизировать качество и получать стабильные каналы сбыта изделий. В частности, элементы традиционных народных промыслов востребованы в индустрии моды, товаров для дома, в дизайне отелей – традиционный орнамент здесь может стать популярным промышленным образцом. В качестве примера работы ЮНИДО с народными промыслами спикер привела создание и развитие промышленных брендов в Армении и Таджикистане.

Во второй день работы павильона Минпромторга России на Российской неделе креативных индустрий продолжится обсуждение актуальных тем в Лектории: в частности, об эко-традициях в производстве, о популяризации и сохранении НХП в современной fashion индустрии. Гости смогут познакомиться с проектом RUSTRENDS, с молодёжным проектом «Зажигай креативные индустрии!», увидеть новые коллекции одежды.

Больше по теме

Работа павильона Минпромторга России на Российской неделе креативных индустрий: день второй
О внесении изменений в ФЗ «О народных художественных промыслах» говорили в лектории павильона Минпромторга России представители министерства и Совета Федерации
Работа павильона Минпромторга России на Российской неделе креативных индустрий продемонстрировала значимость новых поправок в закон о НХП
Павильон Минпромторга России начал свою работу на Российской креативной неделе