31.07.2020

Монастырские ремёсла возрождают в Александро-Невской лавре

Монастырские ремёсла возрождают в Александро-Невской лавре

В мастерских Свято-Троицкой Александро-Невской лавре возрождают традиционные монастырские ремёсла. В них делают кресты и оклады для икон, вышивают облачение для священников и даже варят сыр в работающей 2,5 года сыроварне.

Швейная мастерская, открытая 15 лет назад, расположена в светлых помещениях Феодоровского корпуса. Тогда она была одной из первых в возрождаемой обители. Сегодня здесь создают расшитые блестящими нитями облачения для православных священников. Это кропотливая, во многом ручная работа мастеров. На некоторые облачения уходит больше года.

«Такое облачение может использоваться в храме и семьдесят, и восемьдесят лет. Для разных православных праздников положен и разный цвет облачений»,

– рассказывает Андрей Коваленко, бессменный руководитель мастерской.

Хранятся готовые облачения в ризнице Троицкого собора лавры. Швейная мастерская работает с дорогими тканями, в том числе с настоящей парчой. Здесь же разрабатываются рисунки, по которым ткани делают по спецзаказу на фабриках. Есть и «фирменный рисунок» мастерской – с изображением ангела. Выполняют также заказы от музеев военной истории – копии штандартов разных эпох.

Посетители лавры могут взглянуть на самую огромную работу мастерской – занавес в новом «Святодуховском» духовно-просветительском центре. Рисунок для него был разработан в мастерской на основе акварели XVIII века, изображающей лавру со стороны Невы.

Кроме того, в лавре работает ювелирная мастерская – в подвальных помещениях бывшей Исидоровской церкви. Основные материалы – латунь, медь, дерево. Серебра, а тем более золота мало. Драгоценные металлы, по мнению мастеров, не нужны. Главное здесь – духовное начало. Например, большие кресты, которые надеваются поверх облачения, на первый взгляд – золотые. На самом деле это даже не покрытие сусальным золотом, а обычное напыление методом гальваники.

Как объясняет руководитель мастерской Дмитрий Былинкин-Богатырев, технику здесь используют разную: филигрань, литье, покрытие горячей и холодной эмалями. Делают оклады для икон, образки, панагии, кресты, металлические статуэтки, медали, памятные знаки. Сейчас самый большой проект – изготовление медалей и памятных знаков к празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, которое будет отмечаться в следующем году.

Процесс всегда начинается с проработки будущего изделия на бумаге. Затем, если речь идет о литье, мастер переносит получившийся рисунок на гипс, превращая его в объёмный. Следующий этап – заливка воском. Если изделие маленькое, получившиеся восковки напаиваются на один стержень. И получается «ёлочка», на которой вместо ветвей – восковые заготовки. Эту «ёлочку» вставляют в опоку – металлическую гильзу с отверстиями. Опоку заливают гипсом и обжигают. Воск расплавляется и вытекает, оставляя после себя фигурные пустоты. В них затем и будет залит металл.

Монастыри и храмы, в том числе из других епархий и стран, обычно заказывают крупные изделия, например оклады для икон. Мирянам нравятся небольшие предметы. В последнее время растёт популярность икон в окладах, медалей, статуэток – всего того, что с годами становится семейными реликвиями.

Источник информации и фото: Российская газета

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Вятские узоры»
НОВОСТЬ
Соревнование по золотному шитью
ИСТОРИЯ
Красным по белому, белым по кумачу
ИСТОРИЯ
Развитие тарусской вышивки: космические мотивы и помощь Паустовского