Великая Отечественная война 1941-45 годов тяжело отразилась на жизни народа нашей страны. И сегодня нет семьи, которую бы прямо или опосредованно она не коснулась. Для Победы пришлось максимально мобилизовать все отрасли народного хозяйства. Работа предприятий народных художественных промыслов стала отдельной страницей общего подвига.
С начала войны основные творческие кадры сражались на фронтах. Промысловые работы взяли на себя пожилые мастера и подростки. Так, несмотря на традиционные мужские династии в хохломской росписи, известный мастер Фёдор Бедин набрал для обучения промыслу группу девочек. Именно с его лёгкой руки профессия мастера по хохломской росписи стала женской. Из его первого выпуска вышла, например, знаменитый впоследствии мастер Ольга Лушина, которая 35 лет была главным художником Сёминской фабрики.
На фото: Фёдор Бедин спас от исчезоновения холомской промысел в годы войны.
Мстёрские лаковые миниатюристы выпускали в посёлке своеобразные «Окна ТАСС». Главными героями импровизированных спектаклей оказывались богатырские подвиги советских разведчиков. На одном, исполненном основателем промысла Николаем Клыковым, были изображены немецкие танки, подбитые советскими воинами. Подпись гласила: «Керосин наивысшего качества — фашисты на нём сгорают начисто».
Однако уже с августа 1942 года Советское правительство приняло решение отзывать народных мастеров с фронта. На пошив обмундирования, тёплых вещей перешли строчевышивальные и кружевные промыслы. Камнерезные и косторезные артели занялись производством мундштуков и расчёсок. Федоскинский промысел выпускал футляры для полевых биноклей. Чкаловское предприятие «Гипюр» обеспечивало солдат нательным бельем, здесь изготавливали москитные сетки и вышивали знамёна. «Казаковское предприятие художественных изделий» выпускало корпуса для гранат РГ-40, -42, лыжные крепления, звездочки для старшего офицерского состава и портсигары.
Ковернинское предприятие «Хохломской художник» получало военные заказы на лыжи, деревянные лопаты, сани, приклады для автоматов, изделия с хохломской росписью. В художественном цехе расписывали тонкую и полубаскую ложки – до 10 тыс. штук ежедневно. Можно себе представить, какие тёплые чувства испытывал солдат, получив хохломскую золотую ложку с росписью травкой, от которой веяло родным домом!
По словам директора Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника профессора Юрия Филиппова, колёсных дел мастера в большом количестве изготавливали деревянные колёса для средств передвижения:
– Лопатами с черенками, изготовленными токарями-виртуозами, которые до войны точили роскошные вазы, бочата и поставки, почти вся страна рыла окопы и строила оборонительные сооружения.
Только опытные мастера по дереву умели заставить твёрдую древесину стать гибкой и принимать форму лыж, колеса, загнутых полозьев для саней-волокуш.
– Обратите внимание, что у выставленных в сегодняшних кафе для антуража колёс телеги обод всегда составной, а не цельногнутый, – замечает рассказчик. – А настоящее колесо всегда было сделано целиком из единого куска дерева, оно намного прочнее, но и делать его непросто – надо было особым образом распаривать дерево, чтобы оно становилось пластичным. Это целое искусство.
Во время войны изменился и труд знаменитых мастериц василёвского гипюра. Мастерицы высочайшего класса начали шить солдатское бельё. За годы войны они выпустили миллионы комплектов солдатского белья.
– А городецкие златошвеи вышивали золотыми нитками воинские знамёна, – объясняет Юрий Филиппов. – Тогда многие воинские части и соединения имели право на собственное знамя, а надписи на них обязательно должны были быть вышитыми золотом.
Мы гордимся трудовым подвигом советских мастеров! Гордимся и помним!