Площадка для поддержки проектов культурно-исторического наследия России открылась в Новой Третьяковке благодаря усилиям Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Фонда «Инносоциум».
В рамках проекта была создана рабочая группа по развитию креативных индустрий и поддержке проектов в сфере культурно-исторического наследия. Деятельность рабочей группы направлена на поддержку народного творчества и производств НХП в регионах России, а также на сохранение и развитие национальных традиций.
В первом заседании рабочей группы приняла участие заместитель Министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова, она отметила:
«Мы провели анализ развития территорий, где расположены производства, и пришли к выводу, что большая часть из них находится в малых и средних городах численностью до 100 000 человек. За последние годы отток населения из них составил 7,5%. Мы не можем поддерживать производства, не поддерживая территории, где они расположены».
Чтобы решить эту проблему, Минпромторг России объединился с Минкультом РФ для создания проекта «Тетра», который призван развивать территории с культурно-историческими производствами. Специалисты выделили 8 типов территорий и 32 индикатора, по которым будет оцениваться их состояние. «Тетра» поддерживается также Минстроем, Минсельхозом, Ростуризмом и Министерством экономического развития.
Гульназ Кадырова подчеркнула, что сохранить национальные технологии производства в регионах можно только обеспечив преемственность кадров. Она добавила, что государство со своей стороны компенсирует часть затрат, которые несут предприятия народных художественных промыслов.
Ещё одним участником заседания рабочей группы стал гендиректор «Дулёвского фарфора» Пётр Сивов, он рассказал о барьерах для производителей культурно-исторической продукции. По словам Сивова, доля экспорта предприятия на данный момент занимает 10–15%. Генеральный директор «Дулёвского фарфора» заявил:
«Выход на международные рынки связан с сертификацией, это непросто, например, с продуктами народно-художественного промысла. Приходится дорабатывать продукцию под западноевропейские сертификаты, наша система сертификации также очень сложна».
По его мнению, нужно внести изменения в ГОСТы и создать специальную товаропроводящую сеть. Также Пётр Сивов указал на важность привлечения на производства НХП молодых художников и их дополнительного обучения.
Участники заседания обсудили, как способствовать развитию региональных брендов и бизнеса, народно-художественных промыслов, технологических индустрий и креативных проектов. На заседании поднимались ещё три вопроса: преодоление барьеров для производителей при выходе на глобальный рынок, поиск проектов через создание единой платформы, а также создание информационно-коммуникационной модели для развития креативных индустрий и предпринимательства.
Гендиректор АСИ Светлана Чупшева отметила:
«К нам в Агентство обращается много городов с креативными проектами, но с другой стороны, мы понимаем, что меры поддержки таких проектов должны быть сфокусированы».