В музее-заповеднике «Царицыно» проходит серия выставок по изучению феномена народного искусства и народных художественных промыслов.
С декабря прошлого года в Большом дворце работает выставка «В поисках народного искусства» — масштабный исследовательский проект музея по изучения феномена народного искусства и промыслов. Выставка в Царицынских оранжереях станет частью этого исследования.
«Выставочные проекты, посвященные народному искусству, невероятно важны для музея по двум причинам, — подчеркивает директор государственного музея-заповедника „Царицыно“ Елизавета Фокина. — Во-первых, они позволяют демонстрировать богатство коллекции, которую мы начали собирать еще в середине 1980-х, когда в Царицыне был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Во-вторых, выставки помогают поднять серьезные культурологические вопросы, cреди которых — роль государства в сохранении народных промыслов».
В экспозиции выставки «Не только розы» — всего 17 подносов. Кураторы предлагают каждому посетителю поставить эксперимент: попробуйте произнести «жостовский поднос», и воображение тут же нарисует яркие цветы на черном фоне. Хотя подносы, созданные в Жостово, могут быть разными: с разноцветными фонами, и вовсе не с цветами, а, скажем, с фруктами, фазанами, белками или даже городскими пейзажами. Двух одинаковых жостовских подноса не может быть даже у одного автора! Каждый предмет уникален. «Чтобы это увидеть, нужно задержаться, внимательно рассмотреть, проникнуться историей, от которой захватывает дух и которую каждый поднос рассказывает по-своему, — говорит один из кураторов выставки Юлия Киселева. — Мы надеемся, что на выставке каждый зритель сможет сделать свое собственное открытие, найдет источник для вдохновения».
Жостовский промысел во все времена был очень актуальным. На выставке эту тенденцию прекрасно иллюстрирует, например, агит-поднос, на котором изображен Владимир Ленин на охоте, или поднос «Фазан в цветах табака», выполненный в стиле шинуазри.
Выставка «Не только розы. История про Жостово в 17 подносах» будет работать весь май. Продолжить знакомство с феноменом народного искусства можно в экспозиции «В поисках народного искусства» в Большом дворце. Или — в самом Жостово, где можно воочию увидеть, как рождается знаменитая роспись на подносах.
Кураторская группа: ученый секретарь музея-заповедника «Царицыно» Юлия Киселева, главный художник «Жостовской фабрики» Михаил Лебедев, сотрудники музея «Жостовской фабрики» Ирина Соловьева и Анна Ковыршина
22 апреля в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно», в пространстве выставки «В поисках народного искусства», открылся сателлит-проект «Наследники традиций».
Берестяные изделия, резьба и роспись по дереву и кости, народные куклы и костюмы, северное орнаментальное вязание, ткачество, вышивка, керамика, плетение из корня, лоскутное шитье — все это можно увидеть в временной экспозиции на выставке «В поисках народного искусства». «Наследники традиций» — это юные мастера Архангельской детской школы народных ремесел, работающей уже более тридцати лет.
Один из новаторских аспектов проекта «В поисках народного искусства» — его регулярное обновление. Помимо основной экспозиции на выставке есть зал, наполнение которого меняется раз в четыре месяца. По замыслу кураторов проекта, так посетители музея могут увидеть больше интересных работ и лучше понять сам феномен народного искусства.
Поддержка и развитие интереса к традиционным северным промыслам за счёт сотрудничества с музеями, совместных исследований, встреч с мастерами, творческих экспедиций и работы с подлинными произведениями искусства — одна из главных заслуг школы. Любовь к народному искусству помогает детям и подросткам создавать великолепные произведения из бересты, корня, дерева, ткани и пряжи. Они делают это настолько искусно и «по законам» того или иного промысла, что из их работ вполне можно составить масштабную музейную экспозицию.
«Мы счастливы работать вместе с коллективом знаменитой архангельской школы, — говорит сокуратор выставки Юлия Иванова. — Ведь её главная миссия — сохранение художественной традиции местных народных промыслов и ее развитие сегодня. Благодаря новой выставке мы увидим, что школе удалось вырастить целую плеяду мастеров, способных создавать действительно аутентичные вещи в стильной современной интерпретации».
С 15 декабря 2022 года по 28 июля 2024 действует выставка-исследование феномена советского народного искусства, приуроченная к Году культурного наследия народов России и в преддверии 100-летия образования СССР.
Кураторы проекта стремятся представить это явление как грандиозный и удачный социально-художественный эксперимент советской эпохи, показать его многослойность и неоднозначность, а также предложить свою версию причин его последующего заката. На выставке будет представлено около тысячи произведений из коллекции музея-заповедника «Царицыно». В поиски народного искусства вовлечены современные технологии — часть предметов представлена в 3D-оцифровке и анимации.
«Для нашего музея эта выставка невероятно важна по двум причинам, — подчеркивает директор государственного музея-заповедника „Царицыно“ Елизавета Фокина. — Во-первых, она позволяет продемонстрировать богатство коллекции, которую мы начали собирать с середины 1980-х годов, когда музей был образован как Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Во-вторых, выставка помогает поднять серьёзные культурологические вопросы, cреди которых — роль государства в сохранении народных промыслов».
Выставка «В поисках народного искусства» охватывает сравнительно небольшой временной период — с начала «оттепели» до начала перестройки. Однако именно эти тридцать лет стали судьбоносными для народного искусства, которое прошло за это время путь от полного забвения до ренессанса. В девяти залах Большого дворца показаны более тысячи произведений из собрания музея-заповедника «Царицыно», многие из которых не экспонировались.
Само явление «народного искусства» в Советском Союзе воспринималось неоднозначно и истолковывалось по-разному — особенно в последние десятилетия существования государства. Одни исследователи считали, что народное искусство умирает, другие утверждали, что с развитием предприятий художественных промыслов оно переживает ренессанс. В советских республиках развитие художественных производств шло неравномерно. Рядом уживались семейное рукоделие и живые ремесла, эксперименты по созданию нового ассортимента для массового производства и осмысления народной темы в творчестве художников декоративного искусства.
В экспозиции есть удивительные предметы, которые можно увидеть только здесь: коллекция среднеазиатских тюбетеек и войлоков, кавказская керамика и вязанные варежки мастеров Прибалтики, плетеные предметы из растительных материалов умельцев Белоруссии, латгальская керамика и многое другое.
Многие предметы представлены Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», Музеем традиционного искусства народов мира «Традарт», Музееем игрушек Александра Грекова, частными коллекционерами, современными художниками и дизайнерами.
Благодаря совместному проекту «Царицына» с образовательной платформой Skillbox и технологической компанией DEVAR семнадцать экспонатов стали частью виртуальной экспозиции, созданной с использованием технологии дополненной реальности.
Выставка «В поисках народного искусства» будет одновременно работать как дискуссионный клуб, рассказывающий о судьбах художественных ремесел, дизайна и искусства. В параллельной программе запланированы кинопоказы, творческие встречи с художниками, лекции и круглые столы.
Кураторы выставки: Юлия Иванова, Ольга Докучаева
Архитекторы выставки: Эрик Белоусов, Дарья Чарданцева
В Хлебном доме с 18 марта по 25 августа 2024 года открыта выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции — более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.
«На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки — пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники, — говорит генеральный директор музея-заповедника „Царицыно“ Елизавета Фокина. — Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время».
На примере развития искусства гранения и гравировки выставка «На грани» рассказывает о становлении отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до сего дня. Музейное собрание с полнотой охватывает искусство ХХ века, но экспозиция не заканчивается распадом СССР. Благодаря произведениям Гусевского завода и работам, предоставленным самим мастерами, экспозиция знакомит с современными тенденциями в гранении и гравировке.
Каждый зал «На грани» — это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке — работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ.
В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня — например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства.
Экспонировать стекло — задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета.
Впервые при создании выставочного пространства использовались так много разных световых приборов — от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников и спотов. Но в результате свет в экспозиции излучают будто сами экспонаты.
В коллекции «Царицына» — более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах.
Кураторы выставки: главный хранитель музей-заповедника «Царицыно» Елена Карасева, заведующая научно-исследовательского отдела музея Александра Герасимова, хранитель музейных предметов Светлана Парчак
Архитектор: Майя Фролова
Художники по свету: Владислав Обласов, Мария Горохводацкая, Станислава Котляр (Poisson Spot)
Источник информации и фото: сайт музея-заповедника «Царицыно»