12.12.2022

Искусство плетения из конского волоса сохраняют и популяризируют в Бурятии

Искусство плетения из конского волоса сохраняют и популяризируют в Бурятии

В Усть-Ордынском Национальном центре художественных народных промыслов популяризируют и продвигают художественные промыслы: проводят мастер-классы, представляют народное искусство жителям Иркутской области. Художник пo изгoтoвлeнию гoбeлeнoв из кoнcкoгo вoлoca, народный мастер Иркутской области Екатерина Осипова рассказывает об истории, особенностях и практичности изделий из этого материала.

Искусство плетения из конского волоса известно с древности. Такие изделия не подвластны времени — материал выдерживает и жару, и холод. Однако это ремесло не выдержало столкновения с прогрессом — со временем о нём стали забывать, и вспомнили в Бурятии лишь в 1970-х. С тех пор стали не просто возрождать мастерство, но и передавать его новым поколениям.

Об изделиях из конского волоса Екатерина Осипова рассказывает так:

«Ковры таар вешали на стены, клали под матрасы, потому что конский волос не растягивается от сырости, не сжимается от жары и может долго служить, создавая некую подушку, чтобы циркулировал воздух. Из него плели сети, делали сито, разные веревки, в том числе для обвязки юрты, путы, чтобы лошадь не убежала, подпруги для конской упряжи. Причем из гривы не делали веревок — они тоньше, чем из хвоста. Это практичный материал. Наши предки не делали столько мусора, как мы. Они все использовали — и шерсть, и волосы».

Материал более договечен, если его не подвергали химической обработке. Конский волос, в частности, используют в английских кожаных диванах. Так же популярны были так называемые пантлы — обувь, напоминающая лапти, она надевалась на кожаную обувь для защиты от грязи.

В каждом регионе – свои орнаменты и сюжеты. Например, в работах бурятских мастеров можно увидеть шаманов, улигершинов, божеств. Конский волос имеет сакральное значение — защищать от злых духов, им также обмахивались для очищения. По словам художницы, «конский волос вешали, чтобы боги спускали благодать, счастье и благополучие. В Казахстане, например, конские хвосты кладут вокруг юрт, чтобы змеи туда не заползали — и они чувствуют запах и не заползают».

Для работы волосы конского хвоста стирают и распределяют по цвету — коричневый, черный, желтый. Затем их скручивают в нить. Чем волос скручено, тем плотнее получится материал — этими нитями ткут гобелены. Их также можно подкрашивать, при этом не совсем ясно, сколько цвет продержится. Белый покрашенный волос со временем выцветает — получается светлое полотно с еле заметными оттенками. Когда мастер ошибается — работу можно распустить до нужного места и проткать как надо.

Источник информации и фото: Лента.ру. 

Больше по теме

НОВОСТЬ
Центр креативного развития открыли в Бурятии
НОВОСТЬ
Мастера резного искусства из Бурятии победили во всероссийском конкурсе сувениров
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марина Колосова: «…хочу показать Бейонсе и сказать: как вам эта бабушка?»
НОВОСТЬ
Центр народных художественных промыслов Северной Осетии проведёт мастер-классы