06.12.2022

Книга об истории и центрах пряничного искусства в России представлена в Архангельске

Книга об истории и центрах пряничного искусства в России представлена в Архангельске

Книга «Пряничное дело: исследования русского народного пряника, обрядового печенья и связанных с ними обычаев» известного архангельского народного мастера России Татьяны Онучиной была представлена в областной научной библиотеке в Архангельске. По словам автора, она собрала в книге свои исследования об истории и центрах пряничного искусства в стране.

«Главной темой является происхождение, становление и развитие русского народного пряника. Вырубной или вырезной, или силуэтный пряник, он был много где. В Костроме, в Орле, в Воронеже, в Рязани, под Коломной, на Русском Севере создались центры пряничного дела в XVIII-XIX веках, когда был подъем экономики, а где-то и раньше. Тула, Городец, Ростов Великий были центрами печатного пряника. Но, к сожалению, во многих регионах эти центры пряничного дела не сохранились. И мне хотелось показать, чтобы вспомнили, что у них было», – рассказала автор.

Одним из немногих сохранившихся центров пряничного дела выступает Архангельская область, где производят несколько видов традиционных обрядовых пряников. Наиболее известен козуля – архангельский силуэтный пряник, который пекли к рождеству в виде козочек, лошадок, петухов, оленей. В тесто добавляли пряности в качества символа достатка и благополучия. Пряник расписывали сахарной глазурью по темно-коричневому фону.

В Каргополе сохранили традицию выпечки тетер, или тетерок. Эти пряники из теста в виде витого жгута выпекают обычно в начале весны. Аналогичное печенье известно и на севере региона в Мезени, но к Рождеству. Каргопольские тетерки круглые, а мезенские – прямоугольной формы. Форма круга ассоциировалась с солнцем, а ромб и прямоугольник – с землей.

Автор книги уверена, что пряничные центры появлялись на торговых путях и зависели от того, какие сельскохозяйственные культуры в регионе выращивались. Так, известный тульский пряник  обязан своему появлению производству сахара, который можно добавлять в изделия.

Татьяна Онучина стала новатором в деле традиционных архангельских пряников. Она стала делать объёмные композиции. Так, в 1997 году она создала пряничный храм Василия Блаженного к юбилею Москвы. Масте почти год трудилась над этим шедевром, сюжет о нем показали даже  в США.

Источник информации и фото: ТАСС.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Творческая лаборатория «Узоры России» признала этнотуризм главным направлением развития внутреннего туризма
НОВОСТЬ
Многоформатный альбом для незрячих о каргопольской игрушке представили в Архангельске
НОВОСТЬ
Росписью изделий из финифти увлекли ярославских школьников на мастер-классе от предприятия НХП
НОВОСТЬ
О традициях и народных промыслах страны пойдёт речь в рамках радиомарафона «Своё, родное!»