На Конгрессе традиционной игрушки в Нижнем Новгороде эксперты профессионального сообщества обсудили особенности организации игрового и творческого процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также важность специализированных адаптационных игрушек и их роль в социализации детей.
Для всех детей, вне зависимости от их способностей и возможностей, должны создаваться жизненные условия, помогающие им чувствовать себя увереннее и быть участниками социальных активностей. Особенным детям нужен специальный подход в развитии, обучении и воспитании. Игротерапия призвана помочь побороть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться в том, что тревожит на самом деле.
На сессии «Игры, которые лечат – игрушки для детей с ОВЗ. Игротерапия» спикеры вместе с модератором Светланой Лазуренко, ведущим научным сотрудником лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», обсудили создание развивающей среды, способной раскрыть уникальные возможности и индивидуальные способности детей, а также научные знания в области организации игры и творчества детей с ОВЗ. В ходе обсуждения было отмечено, что любая игрушка для особенных детей должна обладать специальными техническими характеристиками. Реабилитационный дизайн, включающий многократность использования, высокий уровень тактильного взаимодействия и индивидуальный набор характеристик, повышают эффективность от использования игрушек детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Для того, чтобы игрушка имела действительно реабилитационный характер, российским производителям необходимо учитывать при проектировании и разработке особые правила и критерии. Для этого необходимо использовать различные науки как психолого-педагогические, так и технические и медицинские. И только в такой совокупности может быть спроектирована игрушка, которая будет оказывать своё положительное воздействие на реабилитационный потенциал ребёнка», – отметила Анастасия Голубчикова, заведующая лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации.
По итогам дискуссии были выявлены возможности дальнейшего развития в области проектирования игрушек для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Часть уже имеющихся инструментов должны быть доработаны. В случае если мы хотим увеличить линейку игровых пособий и изделий для детей с ограниченными возможностями здоровья, нам необходимо проводить масштабные исследования в области наблюдения и анализа эффективности использования тех инструментов, которые у нас есть и за счёт выявления определенных дефицитов как раз и уточнять те критерии, которыми должна обладать игрушка, чтобы быть более эффективной в использовании на практике», – отметила Светлана Лазуренко.
Конгресс традиционной игрушки — это пространство для диалога представителей научного и экспертного сообщества, исследователей детской игры, организаций народных художественных промыслов и промышленности игр и игрушек. Главной целью мероприятия является обсуждение вопросов передачи культурных традиций, смыслов и образов о современной игрушке, а также рассмотрение путей развития отрасли, существующих и необходимых мер поддержки.