В рамках Петербургского международного экономического форума прошла сессия «Новые национальные бренды на основе культурно-исторических традиций». Важность тематики обусловлена тем, что одной из угроз глобализации является утрата культурной идентичности народов. Именно поэтому в современном мире увеличивается спрос на национальную и этнопродукцию, а исторические культурные коды приобретают особую актуальность. На смену унифицированным товарам приходят уникальные продукты, в основе которых лежат культурные различия и особенности территории создания.
Объединение производства и культурных кодов с такими направлениями сферы креативных индустрий, как мода, архитектура, кинематограф, дизайн, цифровые медиа, может способствовать созданию новых брендов и привлекательного образа местам их происхождения.
Модератором сессии выступила Наталья Лосева, заместитель главного редактора, МИА «Россия сегодня». Спикерами стали:
- Роман Прокопьев, генеральный директор, ГК «Народные художественные промыслы»;
- Алексей Лебедев, директор, АНО «Русские сезоны»;
- Фабио Мастранджело, дирижер; художественный руководитель, Театр «Мюзик-Холл»;
- Андрей Золотов, главный редактор, Robb Report;
- Ольга Хомова, генеральный директор, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга;
- Сергей Емельянов, директор, ФГБУК «Национальный драматический театр России (Александринский театр)».
Может ли экономика народных художественных промыслов, музыки, культуры быть именно экономикой, или это другая категория? Нужно ли вкладывать силы в национальные бренды? Задаваясь таким вопросами, модератор отметила, что отрасль НХП быстро меняется в последние годы. Представление о ней становится как о чём-то стильном и современном. Так, гжель, например, «находится на грани сохранения искусства, культуры, традиций и довольно жёсткого бизнеса». Возникает вопрос, не перевесит ли что-то одно из этого: либо компания уйдёт в искусство в ущерб экономической эффективности, либо её затянет конъюнктура и рынок, начнут теряться традиционные точки опоры.
В ходе сессии модератор отметила, что Минпромторг России серьёзно смотрит на возрождение мест бытования НХП. Представляется интересным мотив: сохранение искусства ради искусства, либо организация бизнеса – и тогда «это история не совсем про искусство»? На этот вопрос ответил Директор Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России Дмитрий Колобов:
«Это вечная дилемма в промыслах: шашечки или ехать. Ехать, но с шашечками. Потому что промыслы – это уникальное достояние нашей страны, сейчас это почти 500 предприятий».
По его словам, ядром являются около 100 организаций. Они в прошлом году увеличили производство на 14% и достигли почти 8 млрд рублей выручки – это много, в первую очередь за счёт диверсификации своего производства, поиска новых форм, новых подходов к созданию востребованной продукции. В России насчитывают 3500 мест бытования НХП. Многие предприятия работают в сельской местности. По словам Дмитрия Валерьевича, промыслы всегда были брендами, предприятия были брендоориентированными. Так, всем известный оренбургский пуховый платок появился путем вывоза этих изделий на Парижскую выставку, размещения в Петербургском вестнике, при этом основной спрос сформировали петербуржцы. Такой ход позволил предприятию появиться. Минпромторг России старается возвращать культуру такого бренд-менеджмента предприятиям НХП.
Дмитрий Колобов отметил также, что в промыслы можно инвестировать. Отдельные изделия могут стоить миллионы рублей, потому что мастер работает над ними не менее года. Это тяжелый кропотливый труд. Инвестиция в него будет выступать как сохранение ценности:
«Многие вещи изготавливаются на заказ и выкупаются на этапе их создания. Это инвестиционно привлекательный продукт, потому что второго такого не будет. Наше задача – привить интерес инвестиционный к изделиям народных художественных промыслов».
Примерами инвестиционной привлекательности выступают такие НХП, как гжель, крестецкая строчка, дядьковский хрусталь. У инвесторов сегодня есть свои подходы и методология.
О том, каким видится развитие промысла сегодня и может ли опыт отдельного предприятия быть применимым коллегами, рассказал Роман Прокопьев, генеральный директор группы компаний «Народные художественные промыслы». Он отметил, что погрузиться глубоко в культуру в ущерб экономической целесообразности не дадут акционеры. В 2019 году компания вышла на старейшее предприятие «Гжель», история которого восходит к 17 веку, и которое в 2019 году находилось в плачевном состоянии.
«Мы решили сбалансировать и культуру, и современные тенденции. В первую очередь, мы привлекли передовых консультантов и провели исследование, почему молодёжь, современное поколение, не покупает с таким рвением продукцию, которую выпускает НХП. Выяснили, что бренд знают все – он узнаваем на 95%, но сама продукция не имеет применения, в основном, это сувенирная продукция. Качество фарфора очень сильно отстало даже от производителей из СНГ, а проблема с кадрами не даёт возможности выпускать большое количество продукции высокой художественной ценности. Либо приходит молодёжь, которая слабо образована в этом направлении, либо есть мастера, которым далеко за 70, их производственная способность очень низкая», – расказал Роман Прокопьев.
Тогда новое руководство стало усиливать каждый блок, делать это начали начали с кадров. На территории гжельского кластера есть Гжельский госуниверситет, совместно с ним организовали площадку для привлечения молодых талантов, создания коллабораций с ведущими брендами. Привлеченные к проекту заслуженные художники НХП не дают молодёжи отрываться от культурных ценностей и традиций. Кроме того, к проекту присоединились специалисты из Европы, Китая и Турции, ведущие производители фарфора, которые привнесли современные технологии, позволили модернизировать производство, выпускать тонкий лёгкий белый фарфор. Он не уступает по качеству мировым лидерам в производстве фарфора.
«Мы стараемся максимально автоматизировать и снизить себестоимость на тех производственных этапах, где минимально нужно задействовать ручной труд и где нет художественной ценности. А те этапы, которые связаны с приданием художественной ценности, мы оставляем не тронутыми, мы оставляем это художникам. Таким образом мы и сохраняем преемственность, и не отстаём от современных тенденций», – рассказал Роман Прокопьев.
Также на территории предприятия строится туристический кластер. К 2025 году туда планируется привлекать более 650 тыс. туристов в год – школьников, студентов, семей с детьми. Ожидается, что это станет одним из основных каналов сбыта продукции. Исследования показывают, что большинство предприятий НХП, в том числе в мире, привлекают молодёжь предоставлением возможности увидеть производство и попробовать свои силы, в частности, участвуя в мастер-классах. Впечатления, полученные туристами, многих приводят к покупке и даже коллекционированию изделий.
Предприятие активно участвует в различных выставках. Гжель знают практически во всём мире. Она популярна в Европе и Америке. Согласно данным американской статистики, основной канал потребления американцами российских изделий НХП – это приобретение гжели и хохломы. Эту культуру продолжают поддерживать эмигранты.
О развитии российского искусства рассказал Алексей Лебедев, директор, АНО «Русские сезоны». Он отметил, что одним из известнейших брендов страны является «Русские сезоны», созданный в прошлом столетии Сергеем Дягилевым. Имена исполнителей и хореографов, с которым он объездил весь мир, остаются «иконами стиля».
Наследие премьер «Русских сезонов» повлияло на развитие жизни европейцев: тогда появилась мода на все русское. Дягилев был новатором и привозил в тот момент непонятные Европе вещи. Так, Анна Павлова по исполнительской технике танца была впереди своего времени. Сегодняшний бренд «Русские сезоны» – это возрождённый по поручению Президента России в 2017 году бренд, основанный Дягилевым.
«Мы стараемся показать всему миру богатство и разнообразие нашей культуры. Потому что безусловно – и мы всегда об этом говорим – даже в сегодняшнее время русская симфоническая музыка, русское балетное искусство, не нуждаются в рекламе, не нуждаются в представлении. В любом городе мира, если появляется афиша с русским балетом, с именами исполнителей из Большого театра или из Мариинского театра, то это всегда гарантирует аншлаг и интерес публики», – сказал Алексей Лебедев.
Фабио Мастранджело, дирижер; художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» обратил внимание аудитории на продолжение развития и популярности русской культуры в мире. Он отметил: глупо думать, что можно отменить русскую культуру и, выразил сожаление, что европейцы могут принимать подобные решения. Музыкант напомнил случай, когда при недопуске российских скрипачей на один из конкурсов в Италии, в знак протеста в нём отказался играть оркестр, который должен был обеспечивать аккомпанемент. Это было поддержкой. Такие люди понимают, что «культура и политика не должны жить вместе. Хотя культура может помочь политике».
Для примера спикер с восхищением напомнил, как после Второй мировой войны австрийский дирижер Герберт фон Караян начал гастролировать с Берлинским филармоническим оркестром в Нью-Йорке. Тогда же американцы приезжали в Европу. Филармонический оркестр Нью-Йорка был в Ленинграде и Москве, музыканты исполняли 5-ю симфонию Шостаковича в Ленинграде в присутствии самого Дмитрия Шостаковича. Так что культуру невозможно отменить: музыка симфония и Брамса звучала в блокадном Ленинграде. Спикер подчеркнул: важно поддерживать диалог и оставаться людьми.
В окончании сессии спикеры ответили на вопросы аудитории. В частности, относительно развития отрасли НХП, было сказано о возможностях объединения одиночных мастеров – в промысле плетения бересты, например; о важности развития оригинального производства, а не «штамповки», необходимости борьбы с подделками.
Ознакомиться с трансляцией сессии можно здесь.
ПМЭФ является одним из самых масштабных и значимых деловых событий в мире. За 25 лет Форум завоевал статус ведущей мировой площадки для обсуждения ключевых вопросов глобальной экономики и обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями в целях обеспечения устойчивого развития. ПМЭФ проходит ежегодно, начиная с 1997 года. С 2005 года Форум проводится под патронатом и при участии Президента Российской Федерации.
В 2021 году ПМЭФ стал первым и самым масштабным в мире деловым событием очного формата после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса и состоялся с использованием современных цифровых технологий. За четыре дня работы Форум посетили свыше 13 500 участников из 141 страны, в том числе представители более 1000 организаций СМИ из 46 стран. Среди них главы государств и правительств, руководители крупнейших компаний, а также ведущие мировые эксперты из числа представителей научных кругов и гражданского общества.
Фото: Фонд Росконгресс.