13.06.2022

Мазок кисти – как почерк: мастер-класс по жостовской росписи провели для россиян сотрудники фабрики

Мазок кисти – как почерк: мастер-класс по жостовской росписи провели для россиян сотрудники фабрики

В эфире радиомарафона «Своё, родное!» генеральный директор по общим вопросам Жостовской фабрики Илья Федукин и экскурсовод, художник предприятия Анна Морухова провели мастер-класс. В ходе занятия они рассказали, что все изделия изготавливаются вручную. В настоящее время мастера расписывают не только подносы, как в конце прошлого века, но и самовары, подстаканники, ёлочные шары и другие предметы.

Говоря об отличительной черте жостовской росписи, гости эфира отметили, что она уловима на уровне интуиции. Промысел появился позднее, чем роспись подносов на Урале, например, или в мастерских Санкт-Петербурга. По этой причине он впитал в себя всё: особенности близлежащей миниатюрной лаковой росписи в Федосикно, уральской росписи, росписи петербургской – изящной, вдохновлённой барокко и рококо. Иногда в музее можно засомневаться, что перед вами – жостовская роспись: могут смутить пейзажи, натюрморты, использование перламутра, сусального золота, патали – однако это тоже всё Жостово. При этом жостовским изделием может называться только то, которое произведено в Жостово.

Как отметили эксперты, сравнение фабрики с большими промышленными предприятиями некорректно, поскольку все изделия расписываются вручную. Объёмы продукции ограничены – и в этом её ценность, некоторые изделия даже куют вручную.

Перед началом занятия Анна Морухова отметила: у того, кто говорит, что не умеет рисовать, на деле получается самая красивая роспись – просто рисунок выходит индивидуальной. Жостовские изделия расписывают только масляными красками. Казалось бы, можно использовать акрил, ведь он сохнет быстрее, не требуется сушка в печке. Однако плотные цвета акриловых красок со временем становятся прозрачными, теряется глубина рисунка. Рисуют беличьими кистями, которые промывают живичным скипидаром.

Фото: кадр из видеотрансляции марафона «Своё, родное!»

Сначала художники делают замалёвок с рисунком, который на 12 часов отправляют в сушку при температуре 120 градусов. После этого начинается самый интересный для художника этап выправки, разбитый на несколько стадий. Перед работой кисти по традиции целуют: не поцелуешь – рисовать не будет. К слову, кисти используют те, которые считают лучшими – кировского производства. Подносы всегда расписывают на коленях, потому что мазок нужно тянуть только к себе. Мазок – как почерк, его невозможно изменить и подделать. Была история, когда поступил заказ трём разным мастерам на копию музейного экспоната. В итоге заказчик не взял ни одну – потому что повторить в точности мазки невозможно.

На каждом подносе обязательно стоит подпись художника. Любители промысла отличают мастеров по их рисунку, кто-то даже коллекционирует работы определённого мастера. По словам Ильи Федукина, в настоящее время в штате фабрики трудятся 37 художников. Их средний возраст уже солиден, поэтому молодёжь на предприятии очень ждут. Здесь даже открыли кафедру от Высшей школы народных искусств в расчёте на то, что на фабрике вырастет замена.

В этом промысле есть свои нюансы. Работа с красками, скипидаром вредна. Поэтому, как сказала Анна Морухова, «надо проскипидариться» – и тогда будет видно, «фабрика принимает или не принимает». Бывает всё хорошо, процесс идет, но начинается аллергия – тут уже ничего не поделаешь.

Сегодня фабрика выпускает довольно широкий ассортимент продукции. Большой популярностью пользуются расписные подстаканники, некоторые идут в наборе с расписными самоварами. Есть наборы с ёлочными шарами, укомплектованные в изящную шкатулку. Выпускаются также наборы для стола, салфетницы, сахарницы. При появлении промысла, когда продукция была из папье-маше, тоже выпускали множество разных предметов: табакерки, письменные наборы, подносы появились чуть позже.

Папье-маше расписывали вплоть до конца 19 века. В начале 20 века после революции государство поддержало промыслы – решили, что в Жостово будут расписывать только подносы и детскую игрушку. По ним теперь фабрику и узнают. Сегодня, помимо разнообразия ассортимента, выполняются индивидуальные заказы. Бывало, что художники расписывали мотоциклетные шлемы. Как отметила, Анна Морухова, в любом изделии промысла важна декоративность: с одной стороны, чтобы было красиво, а с другой – не слишком живописно, академично (иначе предмет будет жалко использовать по назначению).

С видеотрансляцией марафона «Своё, родное!» можно ознакомиться здесь. 

Фото обложки: Сергей Куксин/РГ.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Путешествие в мир жостовской росписи
ИСТОРИЯ
Жостовская роспись: история промысла, техника, этапы и особенности росписи подносов
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Жостово — это живое искусство»
НОВОСТЬ
Путешествие в мир жостовской росписи организовал проект RUSTRENDS при поддержке Минпромторга России