11.06.2022
Новость

Минпромторг России рассказал о своих задачах в развитии отрасли НХП

Минпромторг России рассказал о своих задачах в развитии отрасли НХП

В эфире радио «Комсомольская правда» в рамках радиомарафона «Своё, родное!» Директор Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России Дмитрий Колобов рассказал о деятельности и задачах ведомства в области развития отрасли народных художественных промыслов. Он отметил:

«Народные художественные промыслы – уникальное проявление культуры нашей страны. Того разнообразия изделий, технологий, материалов, которые применяются, наверное, нет нигде в мире. Президент России объявил этот год Годом культурного наследия. И народные художественные промыслы занимают одно из ключевых мест в этой сфере. Те мастера, изделия и ремёсла, которыми богата наша страна, по сути составляют живое культурное наследие, которое мы ценим, любим, развиваем и сохраняем».

Несколько лет назад в ведомстве начали разработку и наполнение системы, в которой намеревались представить и описать все то многообразие продукции, мест, где бытуют промыслы, и то, как они связаны с конкретными территориями. Все начиналось с простой витрины, где были представлены техники производства. Она превратилась в огромный портал Помыслы.рф, который даёт информацию об интересных маршрутах, о техниках промысла, связанного с определённым материалом – например, работе по кости или металлу. Здесь же появились интервью мастеров, которые посвятили многие годы промыслу – они рассказывают, что им нравится в этой профессии и как привлекать молодежь к освоению технологий различных промыслов.

«Мы планируем и дальше развивать этот портал, давая возможность всем интересоваться развитием народных художественных промыслов, посещать предприятия, сохранять культуру потребления изделий НХП», – сказал Дмитрий Колобов.

Ведущий эфира поделился расхожим мнением, что сегодня для многих НХП – скорее, безделица, занятие для души, чем для заработка. На его вопрос о том, делается ли что-то для коммерциализации отрасли, Дмитрий Колобов привёл в пример данные статистики. Согласно им, более 30% выручки предприятий-производителей формируется гостями, которые посещают производство. Турист, приезжающий на предприятие НХП, является источником заработка. Те организации, которые научились работать с туристическим потоком, модернизировали окружающую инфраструктуру – например, как Дятьковский хрустальный завод или реализуемый сегодня проект Гжели, – смогут привлекать гостей и предоставлять им качественный туристический продукт. Дмитрий Валерьевич отметил, что промыслы сегодня  – это не только утилитарные изделия. Некоторые предприятия предлагают гостям приятное времяпрепровождение, возможность окунуться в атмосферу той или иной продукции, с интересом провести время с семьей в выходные, знакомясь с историческим наследием нашей страны.

Согласно оценкам экспертов, в отрасли занято почти 500 тысяч человек различных профессий.  Важно, чтобы люди приходили в профессию и передавали свое мастерство следующим поколениям. Как отметил спикер, это не тривиальная задача, которой занят не только Минпромторг России, но и другие ведомства:

«Мы всячески поддерживаем предприятия, чтобы сохранялись уникальные компетенции мастеров. Экономика и торговля развиваются. Торговля сегодня – это не только магазины, это теперь и маркетплейсы. И доставка, и ситуативная выносная торговля. Наверное, целенаправленного государственного создания магазинов не должно быть, торговля – это все-таки предпринимательство. Очевидно, что оригинальные изделия можно купить на предприятиях, и одна из задач – привлечение туристического потока».

Кроме того, в качестве первоочередной задачи была отмечена НХП от контрафактной продукции, которая, к сожалению, присутствует сегодня на рынке. По словам Дмитрия Колобова, важно донести до потребителя особенности смыслов и стилей, чтобы предоставить качественный настоящий продукт, который произведен в России, а не импортирован серыми путями из-за рубежа.

Дмитрий Колобов поздравил россиян с Днем России, подчеркнув, что изделия и ручной творческий труд – значимая ценность. И задача государства – в том, чтобы выбор этой творческой профессии поддерживать и помогать развиваться.

С трансляцией радиоэфира КП можно ознакомиться здесь.

Фото: Сергей Куксин/РГ.

Больше по теме

Кировские предприниматели приняли участие в семинаре «Региональные бренды России – новые точки роста»
О традициях и народных промыслах страны пойдёт речь в рамках радиомарафона «Своё, родное!»
Мазок кисти – как почерк: мастер-класс по жостовской росписи провели для россиян сотрудники фабрики
Международный Фестиваль НХП и ремёсел «Руками женщины» приглашает участников