Михаил Мишустин посетил Жостовскую фабрику декоративной росписи. Председатель Правительства встретился с представителями ведущих предприятий народных художественных промыслов.
В своём обращении к работникам фбрики Михаил Мишустин подчеркнул: власти понимают, что предприятиям НХП важна государственная поддержка. Поэтому в федеральном бюджете предусмотрены субсидии на производство и реализацию изделий НХП. В текущем году на эти цели предусмотрено 600 млн рублей. Такие средства позволят компенсировать часть расходов, включая закупку сырья и материалов. Сегодня подписано постановление Правительства, которое совершенствует правила этой поддержки. Теперь она будет предоставляться авансом. Речь идёт о субсидии на оплату энергоресурсов и в том числе – страховых взносов. Компенсацию эту можно будет получить сразу, не дожидаясь конца месяца, а после завершения текущего периода – возмещение в размере 40% указанных затрат. Ожидается, что эта мера снизит нагрузку, в первую очередь, на производство, повысит финансовую устойчивость.
«Хочу вас заверить, что предприятия народных промыслов не останутся без внимания и поддержки государства. Мы готовы создавать условия для развития такого предпринимательства – именно с учётом его особенностей, высокой художественной ценности, самобытности, малых объёмов выпуска продукции. Президент подчёркивал, что для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества – это не только бесценное наследие, но и преимущество. Их надо не просто беречь, но приумножать и передавать нашим будущим поколениям», – сказал Михаил Мишустин.
Михаил Мишустин также обратил внимание на проблему контрафакта. Он призвал активнее бороться с подделками:
«Что касается таких изделий, такой красоты, то тут борьба с контрафактом является залогом успеха, потому что подделка нивелирует всю ту работу и профессионализм, которым обладают мастера, которым обладают народные промыслы. И здесь, мне кажется, было бы здорово, если бы система предприятий была бы объединена СРО, саморегулирующимися организациями, которые могли бы в том числе через такой портал, как ваш, «Промыслы.рф», информировать людей о этом. Поэтому он должен быть популярным».
Председатель Правительства ознакомился с работой художников-декораторов, расписывающих традиционные жостовские подносы. О технике производства гостю рассказал заслуженный художник РФ, главный художник фабрики Михаил Лебедев. В одной из мастерских, где одновременно работают десять художников, на специально подготовленном стенде он показал, через какие стадии проходит изделие, прежде чем на его поверхности расцветет очередной букет.
Фото: кадр из видео ТАСС.
По словам Лебедева, традиционная жостовская роспись многослойна, техника включает несколько этапов. Мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности, а после просушки в несколько слоев наносится основной рисунок, выписывается объем цветов и листьев. Оконченный вид работе придает тонкая прорисовка лепестков и прожилок листьев. Для декоративного эффекта используются металлические порошки, перламутр, металлизированные пасты. Роспись покрывается прочным прозрачным глянцевым лаком.
Мастера используют отечественные материалы – не только металлические листы для подносов, но и беличьи кисти, и краски, и лак, и масло. Лебедев рассказал, что благодаря этому новые санкции на объёме производства совсем не отразились. Более того, на фоне некоторого сокращения импорта спрос со стороны отечественного потребителя, наоборот, вырос.
Фото: Сергей Куксин/РГ
Затем художник Наталья Фролова показала Михаилу Мишустину и сам живописный процесс. «Это очень красиво, порисуйте пожалуйста», – попросил её премьер. Мастер рассказала, что сейчас работает над старинным мотивом, в технике сочетания прозрачного и плотного письма, с использованием потали, что придает изображению эффект свечения. Гость спросил, почему используются именно беличьи кисти, художница пояснила, что они мягкие, и это позволяет делать тонкие и прозрачные мазки.
Председатель Правительства обратился к сотрудникам предприятия. НХП, по его словам, представляет наследие, через которое сохраняется связь поколений.
«Вы принимаете участие в таких мероприятиях, открываете людям традиционные народные промыслы. Для вас это не просто работа, а дело и смысл жизни. Это хорошо видно в ваших изделиях, которые хорошо знают, ценят», – сказал Михаил Мушустин.
Он отметил также, что в настоящее время народные художественные промыслы живут не только в России, но и за рубежом – как визитная карточка нашей страны. Председатель Правительства выразил желание обсудить, что необходимо сделать для дальнейшего развития, найти решения, которые смогли бы поддержать промыслы и сохранить отрасль, чтобы молодежь не уходила с фабрики, а «продолжала дело своих отцов и матерей».
Фото: кадр из видео 1tv.ru
Обращаясь, к работникам фабрики, Михаил Мишустин также сказал:
«Одним из примеров продвижения продукции стал портал Промыслы.рф, который буквально только что нам показали коллеги. Важно, чтобы этот ресурс был удобным и полезным для таких, как вы, предприятий. Это очень хорошая площадка для новых брендов и для развития тех традиционных брендов, которые есть. Я рассчитываю, что она будет набирать популярность и поможет заинтересовать молодежь и всех, кто заинтересован в приобретении предметов искусства, народного промысла. А в перспективе поможет решить кадровые вопросы, о которых все руководители фабрик говорят: найти ребят, которые бы так же захотели заниматься народными промыслами, как и вы, уважаемые коллеги, и увидели бы в этом своё призвание».
Фото: Сергей Куксин/РГ
Директор фабрики Андрей Климачев показал премьеру готовую продукцию. За 200 лет существования промысла было создано более 150 форм знаменитых жостовских подносов, каждая из которых обладает идеально выверенными пропорциями. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сейчас мастера расписывают не только подносы, но и другие подарки и предметы декора, такие как елочные шары, подстаканники, вазы, картины и многое другое.
Фото обложки: Сергей Куксин/РГ