В Минпромторге России организован Молодёжный альянс НХП – движение представителей молодого поколения, большая часть которых тесно связана с промыслами и уже имеет историю собственного профессионального успеха. Молодёжь тонко чувствует грань между традициями и современными трендами, может содействовать тому, чтобы традиции НХП успешно воплощались в современном производстве, а изделия, изготовленные на основе традиционных художественных промыслов, были востребованы в повседневном обиходе.
Инициативы молодых профессионалов сегодня особенно востребованы. Известно, что в постиндустриальную эпоху знания и творчество являются определяющими факторами развития – отрасль НХП основана именно на них, на таланте человека.
В Минпромторге России впервые прошло собрание Молодежного альянса народно-художественных промыслов. Организатором и модератором выступила заместитель директора Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России Лилия Нургатина. В заседании рабочей группы участвовали:
- Жанна Галанина – директор ООО «Ярославская керамическая мануфактура»;
- Денис Коротков – креативный директор ООО ТД«Семёновская роспись»;
- Валерий Митронин – коммерческий директор ООО «Дятьковский хрустальный завод»
- Вадим Востриков – заведующий отделом декоративно- прикладного и изобразительного искусства областного дома народного творчества и кино «Центральный» Калужская область , член экспертного Совета по НХП Министерства культуры Калужской области, Народный мастер РФ;
- Алиса Геннадьева – руководитель и основатель бренда «НЕВО-ЛАДОГА» керамика НХП Ленинградской области , член Союза художников РФ;
- Анастасия Аверьянова – директор «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой», директор Фонда содействия просвещению и образованию «Русский Наследник»
- Алексей Комаров – генеральный директор ООО «Экспоресурс – выставки и конференции», заместитель Председателя Правления Ассоциации организаций НХП, ремесленников и художников «Наследие и Традиции»;
- Ксения Илауски – искусствовед, президент Некоммерческого фонда поддержки и развития народных художественных промыслов и ремёсел , член Ассоциации народного искусства и дизайна, заместитель директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел»;
- Дмитрий Белов – коммерческий директор ООО «Городецкая золотая вышивка»;
- Елена Галкина – главный художник АО «Хохломская роспись»;
- Анастасия Праведнова – PR-директор ООО «УК «ГЖЕЛЬ» Гжельский фарфоровый завод.
Участники встречи поделились своим опытом и идеями развития интереса к НХП среди молодого поколения. Например, Анастасия Праведнова так рассказала о привлечении молодежи к народному промыслу:
«Когда я пришла 3 года назад работать на Гжельский фарфоровый завод, средний возраст нашей целевой аудитории по всем опросам и чекам, статистике сайта был 60+. Сейчас мы очень сильно омолодились. Это не значит, что 60+ перестали интересоваться гжелью – мы просто привели большое количество молодых людей. Это связано с тем, что мы стали продвигать дизайнерские коллекции совместные, стали активно работать с молодежью, с соцсетями, стали много рассказывать о гжели – о том, что она не такая, как кажется. Мы стали заниматься развенчиванием мифов, что гжель – это только синий фарфор. …Мы вышли в большое пространство соцсетей. У нас больше 50 тысЯЧ подписчиков. Показали, что гжель гораздо интереснее».
На молодых людей, тесно связанных с народными художественными промыслами, возлагается ответственная миссия стать гармоничным посредником между прошлым и будущим. Как отметила заместитель директора Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России Лилия Нургатина,
«Мы хотим создать молодежное движение, которое бы формировало смысл. Чтобы это была полноценная НКО, чтобы она могла участвовать во всех возможных грантах, была бы мозговым центром для развития сферы НХП, создала бы работающую систему».
Молодёжному альянсу предстоит сформировать перспективы своей деятельности. Эффективным для работы могло бы стать, в частности, сотрудничество с различными партнерами – например, с Всемирным ремесленным советом по Азиатско-Тихоокеанскому региону, Росмолодёжью и другими объединениями. Впереди у Молодежного альянса – большое поле работы по развитию народных художественных промыслов и интереса к изделиям отрасли.