02.12.2019
Прямая речь

«Вятские узоры»

Хранители вышивальных традиций

«Вятские узоры»

21 октября 1936 года правление Кировской сетевязальной артели вынесло постановление: «Сетевязальную артель переименовать в „Артель художественных промыслов имени 8 марта“».

До начала Великой Отечественной войны предприятие выпускало строчевышитые изделия, расписанные гардины и искусственные цветы, а в военные годы перешло на выполнение фронтовых заказов. Однако 7 февраля 1943 года, в самый разгар войны, СНК РСФСР принял постановление № 128 «О мероприятиях по развитию народных художественных промыслов в РСФСР», и к лету артель вновь сосредоточила работу на производстве строчевышитых предметов.

В 1946 году предприятие завершило послевоенную перестройку и полностью занялось выпуском художественных изделий. Помимо ручной, стала широко внедряться машинная вышивка. Сначала работали на механизмах 1-го и 22-го «А» классов, впоследствии они были заменены на машины 97-го класса. Такие механизмы, как ткацкий станок и гончарный круг, облегчали труд мастеров, не уничтожая творческого элемента работы при создании изделий народного прикладного искусства. С их помощью выполнялись операции, аналогичные тем, что раньше проделывались только вручную.

С 1956 года начали укрепляться связи Артели имени 8 марта с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Совместными усилиями были разработаны новые приёмы выполнения машинной вышивки, а с внедрением оборудования «ВМ-50» началось освоение тамбурных швов, цепного шва и шва «обкрутка». Помимо этого, был выработан особый характер кировской вышивки, перекликающийся с прославившим регион образом нарядной дымковской игрушки. Отличительными чертами вышивки из Кирова стали: цепной шов в соединении с аппликацией, а также выразительный орнамент в сочетании с ярким колоритом.

В 1960 году артель была реорганизована в Фабрику строчевышитых изделий имени 8 марта, которая в октябре 1963 года объединилась с Советской фабрикой кружев. Это событие стало переломным в судьбе промысла. У объединённого предприятия — Кировской фабрики строчевышитых и кружевных изделий имени 8 марта — появилась возможность расширить производство, повысить профессиональное мастерство художников и исполнителей, а также наметить перспективы дальнейшего развития.

В феврале 1966 года первая партия льняных изделий фабрики была отправлена в Швецию, а в 1967 году на Всемирной выставке в канадском Монреале были показаны более 20 кировских изделий с вышивкой и кружевом. С того времени продукция фабрики стала очень популярной как в нашей стране, так и за рубежом. Украшенные текстильные изделия экспортировались в 27 стран мира (в том числе в Японию, Англию, Францию, Бельгию, Швецию) и неоднократно отмечались высокими наградами.

С 1972 года Совет по народным художественным промыслам стал регулярно утверждать работы кировской фабрики. В этом же году в городе Белая Холуница был открыт филиал предприятия по выпуску строчевышитых и кружевных изделий. А в 1978 году построили новый корпус третьего филиала в городе Советске, что позволило добавить к кружевному производству, швейное и вышивальное. Отличительной чертой изделий этого периода было сочетание в одном предмете вышивки и кружева.

Введение в строй нового производственного корпуса на головном предприятии в 1982 году позволило увеличить общую численность работников до 1 500 человек. Коллектив художников в творческой лаборатории расширился до 10 человек, теперь 3 художника делали эскизы для кружева, а 7 — для вышивки.

Ассортимент изделий включал скатерти, дорожки, полотенца, фартуки, салфетки, кухонные комплекты на окна, постельные и гостиные комплекты, женскую, мужскую и детскую одежду. Все предметы были украшены традиционным кировским кружевом, вышивкой (ручной, машинной, тамбурной) в сочетании с тесьмой или аппликацией из гладкокрашеных и набивных тканей.

Творческий коллектив фабрики принимал участие в областных, республиканских и международных выставках декоративно-прикладного искусства. За создание высокохудожественных изделий с новыми композиционными решениями растительного орнамента, а также за разработку перспективных моделей женской одежды с традиционной кировской вышивкой предприятие неоднократно награждалось дипломами и медалями. Коллекции изделий фабрики хранятся в Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии, Кировском областном художественном музее А. М. и В. М. Васнецовых, Кировском историко-краеведческом музее, Советском районном краеведческом музее (Советск, Кировская область).

В начале 90-х годов предприятие постигла участь большинства российских промыслов — оно пришло упадок, но после 1995 года фабрика постепенно начала выходить из кризиса, в первую очередь за счёт смены ассортимента. Интерес к женской одежде, украшенной вышивкой и кружевом, никуда не исчез, однако большой спрос возник на уникальные дорогостоящие вещи, которые раньше создавались только для выставок. Производство таких предметов гардероба позволило развивать и совершенствовать мастерство художников и исполнителей в непростой переходный период.

Стремление сделать продукцию конкурентоспособной заставило расширить круг поставщиков тканей и ниток, что положительно сказалось на качестве изделий, а также позволило разнообразить их цветовую гамму. Колористические и фактурные особенности современных материалов дали толчок к поиску и внедрению новых выразительных средств и приёмов вышивки, новых технологий.

Создание участка автоматной вышивки в 2009 году привело к увеличению качества изображений на изделиях фабрики. Предприятие расширило ассортимент, новый дизайн вещей продолжил ориентироваться на традицию, но включил в себя и элементы современной моды. Интересным экспериментом для фабрики стало участие в проекте «Современные художники для промыслов».

В ноябре 2016 году ООО «Фабрика строчевышитых и кружевных изделий „8 Марта“» была переименована в ООО «Вятские узоры».

Работа продолжается, художники создают новые, выполненные в традициях народного творчества, предметы, которые пользуются спросом как в России, так и за рубежом.

В основном каталоге фабрики представлено около 200 изделий постоянного спроса, предметы домашнего текстиля объединены в коллекции по рисункам вышивок («Вятский петух», «Вятские гуляния», «Дымка», «Матрёшки», «Русское поле» и другие). Больше всего покупатели любят изделия с традиционной вятской тамбурной вышивкой, гладьевой вышивкой матрёшек и дымковскими орнаментами.

На фабрику приходят работать по любви (и по специальности).

Дизайнер-художник Елена Геннадьевна Вахрушева начала работу на предприятии в 90-е годы в качестве вышивальщицы. После, получив образование дизайнера, она стала работать художником по вышивке.

Старшее поколение мастериц-вышивальщиц работает на дому, они выполняют ручную, строчевую и тамбурную вышивку. Нина Ивановна Мальцева и Лидия Николаевна Пестова делятся:

— На замену старшему поколению, к сожалению, молодёжь не приходит. Нет учебных заведений по обучению вышивальному промыслу, а те молодые, которые обучались непосредственно на предприятии, уходят в другие сферы. В настоящее время остро стоит проблема кадров в швейном и вышивальном деле. На участке автоматизированной компьютерной вышивки работают два мастера, которые обучались на предприятии.

Новые рисунки и модели создаются дизайнером с помощью наших покупателей и заказчиков. В сотрудничестве с ними возникают новые идеи, которые в свою очередь, мы воплощаем в жизнь. Художник переносит рисунок на бумагу или в компьютерную программу и экспериментальным путём добивается красоты и качества изделия, меняя цвета, технологии, материалы. С бумаги рисунок переносится на ткань, и по нему вышивают, либо компьютерный вариант реализует вышивальный автомат.

Одним из самых интересных заказов было создание костюмов для известного ансамбля песни и танца «Искорка» из города Котельнича Кировской области. Начиналась работа с разработки дизайна комплекта традиционного русского комплекта. Затем — подбор тканей трёх оттенков, пёстротканой «клетки» и отделочных материалов (тесьмы разных видов, ткани для аппликации), создание рисунка для тамбурной вышивки, проработка моделей, утверждение и крой. И наконец, вышивка, пошив и подгонка по фигуре. Плодотворная работа всего коллектива фабрики привела к созданию неповторимых костюмов для ансамбля.

Больше по теме

Соревнование по золотному шитью
Красным по белому, белым по кумачу
Развитие тарусской вышивки: космические мотивы и помощь Паустовского
Главный художник фабрики «Крестецкая строчка» Мария Евгеньевна Афанасьева внесена в Книгу почёта Новгородской области