18.12.2018

Вышиваем по азбуке: как работают мастера «нижегородского гипюра»

Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области Наталья Харламова в своих изделиях умело сочетает стиль и функциональность. Она не устает повторять: красивые изделия прямым образом влияют на наше настроение, ведь льняные вещи с воздушной вышивкой — это не только дань традициям и культуре, но и эстетика. А ещё Наталья уверяет, что любовь к промыслу начинается с детства. 

Ты нам ёжика, мы тебе — игрушку

«Наташ, поменяй рисунок на игрушку! Наташа, а Наташа, ну пожалуйста!» — так упрашивали друзья в детском саду четырёхлетнюю Наталью Харламову, которая уже с раннего детства поняла, что жизнь свою она свяжет с творчеством. 

Наталья с улыбкой вспоминает: «В детстве я любила рисовать персонажей из русских народных сказок, получала от этого невероятное удовольствие, никаких конфет мне за это и не нужно было (смеётся). В моих начинаниях меня поддерживали родители, поэтому определили в художественную школу, а бабушка зацепилась за моё увлечение и с ранних лет помогала, начала изучать народные промыслы. Так что когда мои сверстники только начинали мечтать о будущей профессии, я уже знала, что хочу связать жизнь с изобразительным искусством».

Страх перед швейной машинкой

В двенадцать лет Наталья всерьёз увлеклась шитьём. «Я начинала с нарядов для кукол, после шила их сама, придумывала модели и конструкции, полюбила домоводство», — вспоминает мастер.

Чтобы заниматься любимым делом, ей пришлось преодолеть детский страх и научиться совсем не свойственному ребёнку терпению.  

«Сейчас забавно вспоминать, что я боялась швейной машинки, особенно электрической, ножной. Ничего удивительного. Я — маленькая девочка, совсем ребёнок, а машинка огромная, гудит, шумит, трясётся!» —  признается Наталья.

Преодолеть страх помогла бабушка, которая сама всю жизнь увлекалась вышиваниям и часами напролёт рассказала Наталье о том, какие существуют техники вышивки: крестиком, ришелье, гладь и, конечно, нижегородский гипю́р. Затем — художественная школа, художественное училище прикладного искусства, а с февраля 1987 года она начала свою работу художником экспериментальной группы строчевышивальной фабрики — ЗАО «Гипюр».

От Чкаловской артели до предприятия

С тех пор Наталья Харламова ни разу не меняла место работы. «Исторически сложилось, что промысел, располагается в месте традиционного бытования, в селе Василёво», — добавляет художница. 

Ещё в конце ХIХ века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид строчевой вышивки «по выдергу», то есть по сетке, со звучным названием «гипюр» (от французского слова «guipure» — сквозная, воздушная вышивка). Такая вышивка с удивительно красивым орнаментом не встречалась в других районах России. Прозрачностью и лёгкостью она напоминала кружево. 

«В первой четверти ХХ века местные мастерицы стали объединяться в артели. Первая из них (по строчке и вышивке белья) появилась в селе Катунки. Её основательница — известная вышивальщица Софья Дубынина. Позже появились и другие — Новинская, Пуреховская строевые артели. А в 1927 году была создана артель в районном центре Василёво (через 10 лет ей присвоили имя Валерия Чкалова). Здесь изготавливали покрывала, накидки, скатерти и занавески с ажурной ручной вышивкой. А в 1960 году эта артель преобразована в Чкаловскую строчевышивальную фабрику. Вообще, время настало такое: все артели реорганизовывались в фабрики, закончилась их эпоха», — объясняет Наталья.

И вот, спустя почти полвека, наследником Чкаловской строчевышивальной фабрики стало предприятие ЗАО «Гипюр».

«Ассортимент у нас богатый: мы выпускаем одежду изо льна, постельное и столовое белье, предметы интерьера, панно, сувенирную продукцию», — перечисляет художник. 

Лён, покоривший Европу

Ценность и популярность этим изделиям придает не только вышивка, но и сам материал, ведь все вещи производятся из натурального льняного полотна.

«Этот материал всегда высоко ценился. Так, ещё жрецы древнего Египта и аристократия Греции отдавали предпочтение льну, правда, далеко не всем он был доступен. На Руси ко льну относятся всегда с уважением и трепетом. Что уж говорить, первым стандартом России, утверждённым Петром I, был стандарт на лён», — отсылает к истории мастер. 

Наталья уверена: если вы начнёте носить лён, то это навсегда. У кого появилась одна вещь, непременно в скором времени появится и другая. 

«Это не просто красиво, но и экологично. Ваше тело дышит! Такое ощущение, что ткань считывает какую-то программу с поверхности кожи, дополняет её, в такой одежде вы почувствуете гармонию с самим собой», — считает художник.

Кроме того, у этого материала просто иммунитет к износу и повреждениям. Кажется, что вещи изо льна — на века.

«Ткань довольно прочная, не впитывает запахи, не накапливает статическое электричество. Преимуществ масса! Для некоторых изделий мы лён специально мнём, получается эффект сжатого полотна, это сейчас очень актуально, причём во всем мире. В Европе, например, любят носить льняные жакеты, пиджаки и пальто. Причём в тренде эта самая «помятость». Мы вдохновляемся показами мод, сотрудничаем с российскими дизайнерами, прислушиваемся к их идеям. Например, у нас в коллекции есть одежда довольно свободной формы в стиле бохо (она сейчас просто на пике популярности), есть необычные двухъярусные платья с накидками, а к ним у нас же можно подобрать аксессуары: шляпки, колье, сумочки», — рекомендует Наталья.

Дело цвета 

«Я очень хорошо помню времена, когда выбор ткани и ниток был невелик, всё было сереньким, — вздыхает Наталья. — Но в конце девяностых случился настоящий прорыв на рынке льна: появляется разноцветная ткань, нитки чуть ли не всех оттенков, потрясающая цветовая гамма! Всё это позволило разнообразить ассортимент».

Сегодня художники «Гипюра» создают изделия с вышивкой в цвет ткани или играют на контрастах.

«Например, если ткань серая, мы подбираем нитки сероватых оттенков — светлее или чуть темнее, главное, чтобы гипюр дышал. Вот так и проверяется мастерство настоящего художника», — хитро улыбается Наталья.

Мы вышиваем в технике «нижегородский гипюр». И это очень красиво

В основе сквозной вышивки — заполнение узором сетки, полученной путем подрезания и выдёргивания долевых и поперечных нитей из ткани полотняного переплетения.

«Это невероятно красивая техника вышивания, она меня сразу покорила и не отпускает до сих пор. Я, как художник, стараюсь придать своим узорам рельефную выразительность, где-то усиливаю узор введением цвета. Такой простор для фантазии! Думаю, что и от характера вышивальщицы многое зависит. Я по натуре человек мягкий, конфликты стараюсь сглаживать, чужое раздражение — обходить стороной. Поэтому и линии у меня бывают в вышивке плавные, мягкие», — признаётся Наталья.

К каждому заказу — индивидуальный подход

«Вот, например, нам заказывал костюмы один известный русский народный ансамбль, мы задумали ярко-васильковые костюмы с белой вышивкой, которую непременно должно было быть видно со сцены. Так что выбрали крупные формы, смотрелось очень нежно, глаз радовался», — делится секретами мастер.

Изделия мастериц ЗАО «Гипюр» постоянно участвуют во всероссийских и зарубежных выставках и ярмарках, часть продукции идёт на экспорт в Канаду, Германию и Америку.

Есть у гипюрного узора своя азбука

У вышивальщиц свой язык, правда, почти утерянный. Наталья решила по крупицам его восстановить и составить алфавит нижегородского гипюра. 

«Для создания самого узора мастера используют традиционные вышивальные элементы гипюра, их около пятидесяти. Все названия необычные, это своего рода «вышивальная азбука». Посудите сами: «куколка», «подковка», «мушка», «настил», «борона», «цепочка», «тень», «сетка» и так далее. Интерес к этой теме появился, когда я решила повысить квалификацию, получить высшее образование: я культуролог, арт-менеджер», — рассказывает Наталья. Полная таблица элементов и разделок вышивки нижегородского гипюра была составлена на основе архивных документов, печатных изданий и опросов старейших мастеров промысла. «Я до сих пор собираю информацию, общаюсь с мастерами, которые работают в этой технике, изучаю профильную литературу, постоянно пополняю азбуку. Это огромный труд, — добавляет Наталья. — Названия такие ласковые, игривые, потому что придумывали их женщины. Вышивальщицы с трепетом относятся к своему мастерству, в каждое произведение душу вкладывают».

«Нижегородский гипюр» — поэзия из ниток и льна

«Помимо традиционных узоров, мы создаём необычные сюжетные композиции. Есть у меня панно, посвящённое юбилею Пушкина, работала над ним долго, но оно того стоило. Это настоящая поэзия из ниток и льна. Представьте, панно, по которому плывет грациозный лебедь, слегка склонивший голову, контур вышивки вольный, линии мягкие», — описывает свою работу художник.

Не стоит забывать и о панно, посвящённых важным общественным событиям и юбилейным датам: «Москва — 850 лет», «Юбилейное», «Золотые купола», «Победа», «Нижегородский кремль» и другие. 

История на вышивальном языке

«Вдохновить на работу может всё, что угодно: и живопись, и природные пейзажи, песни, стихи… Иногда, прежде чем приступить к большой работе, я сама пишу небольшие, — объясняет Наталья. — Так, перед тем как приступить к работе над панно «Победа», я написала текст, а уже после перешла к изображению. Вот отрывок из моих заметок: «Все, что изображено на этом панно, имеет свое символическое значение. Роль солдата в победе в Великой Отечественной Войне бесспорна, слава победителям и вечная память павшим героям. В центре панно — букет цветов, который представлен в нижегородском гипюре в виде кокошника. Не просто так именно этот женский головной убор расположен по центру: какая бы судьба не выпала на плечи русской женщине, она с гордостью, терпением, неповторимой стойкостью несла свой венец и вставала рядом с мужчиной плечом к плечу. В нижней части букета цветы слегка наклонены — это печаль и скорбь по погибшим. Но большая часть цветков направлена вверх, это символ жизни. В верхней части панно — панорама Красной площади на фоне салюта, олицетворяющего торжество победы». Вот вы прочитали это, а в голове уже появилась картинка. Так же и у меня. Как только рождается смысловая линия, приступаю к рисованию».

Многие работы Натальи представлены в выставочном зале ЗАО «Гипюр». Она проводит экскурсии, рассказывает подрастающему поколению о традициях уникального промысла вышивки. Раскрывает секреты мастерства так, через небольшие истории-зарисовки.

Ещё Пушкин русских вышивальщиц воспевал

Психологи утверждают: очень важно окружать себя красивыми вещами, это прямым образом влияет на ощущение счастья. Льняные вещи с воздушной вышивкой — это не только дань традициям, это особая врачующая эстетика, культура нашей повседневности.

«В изделиях мы составляем узоры на основе традиций и правил композиции. Мы специально подбираем такие формы, которые не противоречат естественному восприятию прекрасного. Есть же такая эстетика, которая разрушает человека, в основе её — формы, которые нас пугают, отталкивают. Это, может, и незаметно, всё ощущается на подсознательном уровне. В народных художественных промыслах вы такого не найдете. Окружите себя вещами народных художественных промыслов, необязательно сразу на полку ставить, их запросто можно использовать в быту: постельное белье, скатерти, одежда, салфетки… Сами не заметите, как изменится настроение в доме. Мы же в каждую вещь вкладываем часть своей души, это такая мощная энергия добра. Я вот иногда за работой тихонечко пою, в основном народные песни. Почти как в прошлые века. Вышивальщицы — это и сказочницы, и волшебницы. Только вместо слов у нас — узоры. Еще Пушкин это отметил. Вспомните, с какой нежностью он про вышивальщицу говорил:

«Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно, 

Глаза и кудри опустя, —

Я в умиленье, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!»

 

 

 

Вышиваем по азбуке: как работают мастера «нижегородского гипюра»

Нижний Новгород

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Скрестить творчество и геометрию
ИСТОРИЯ
Вышивка строгих линий: как крестецкая строчка сохраняет актуальность более 150 лет
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Вятские узоры»
НОВОСТЬ
Соревнование по золотному шитью