02.06.2020
Прямая речь

Свет и тепло творения

О промысле и воспитании в Николо-Сольбинском монастыре

Свет и тепло творения

КЕРАМИКА МАСТЕРСКОЙ НИКОЛО-СОЛЬБИНСКОГО МОНАСТЫРЯ:
СЮЖЕТЫ, ТЕХНИКА, СТИЛЬ

Все лучшие качества души человека отражаются в его художественных творениях. Изделия, вышедшие из рук мастера, потом долгое время радуют глаз, создают тёплую атмосферу вокруг и несут внутренний свет. Так происходит и с керамикой, изготовленной в Николо-Сольбинском женском монастыре.

Керамическая мастерская здесь существует с 2011 года. Работающие в ней специалисты расширяют ассортимент, улучшают качество росписи, сюжеты которой многообразны: здесь можно найти сцены монастырской и сельской жизни, животный мир и растительный рисунок, разнохарактерный пейзаж: как умиротворённый, так и динамичный, с особой игрой света и тени – и тот и другой отражают красоту природы во все времена года. В основу производства сольбинской керамики легли лучшие традиции русских народных промыслов, при этом получился оригинальный ни с чем не сравнимый и совершенно новый вид росписи. Такое открытие стало возможным благодаря неустанным молитвам сестер монастыря и в результате постоянных творческих поисков.

В мастерской создаются объёмные и плоскостные утилитарные и художественные объекты: посуда, сувениры, декоративные предметы для интерьера. Своеобразие художественной техники позволяет создавать как многоцветные, так и монохромные предметы. Декор посуды основывается на комбинировании фактур: лессировка, пастозность, процарапывание контура. Тональность варьируется от пастельной до ярко-насыщенной. Гармония цветовой гаммы в сочетании с тонко переданными природными и растительными мотивами придаёт сервизам неповторимый колорит, создающий особое настроение.


О том, как начиналась работа мастерской, вспоминает монахиня Феодосия:

—  Всё начиналось «с нуля». Матушка всегда хотела создать в монастыре рукодельные мастерские. Святые отцы с самого зарождения монашества занимались рукоделием. Они продавали изделия своих рук и этим не только кормились, но и передавали людям Божие благословение и частицу благодати через предметы, созданные с молитвой.

Мы решили заняться изготовлением керамических изделий. Мне поручили это послушание, и я, абсолютно не зная ничего о керамике, всё должна была изучить: технологию, рисунок, материалы. Ещё мне надо было закупить необходимые инструменты, краски, глину, печи, – ведь в моём распоряжении было только пустое помещение. Я должна была начать и наладить выпуск изделий: посуды, сувениров, подарков, игрушек.

Постепенно здесь сложился собственный стиль, мастерская стала выпускать оригинальную керамику.

Инокиня Тамара, старшая сестра в керамической мастерской:

—  Развитие мастерских в монастыре получило благословение патриарха Алексия II и благословение матушки игумении.  Долгое время мы не находили собственные стилевые особенности, матушка и сестры усердно молились, и Господь открыл именно такой вид рисунка, как у нас сейчас. Так к  2015 году стиль постепенно сложился: декоративная расписная глазурь на тёмно-шоколадном фоне. Почему используется именно такой фон – объяснить сложно, мы всегда работали по белому, и когда приехавший мастер показал новую технику, мы ей не заинтересовались: решили, что тёмная керамика не будет иметь успеха. Однако решили попробовать, стали делать образцы, и потом, как это бывает в народном искусстве, стиль сам собой укоренился – мы даже не поняли, в какой именно момент мы стали делать такую керамику. Создали партии – сервизов, других изделий, которые понравились матушке. Получившийся стиль начали развивать: сначала два цвета использовали, потом добавили палитру.

В нашей мастерской есть группа, которая разрабатывает рисунки, сюжеты, и есть мастера, которые распределяют между собой эти рисунки и воспроизводят их на изделиях. Кто-то рисует, кто-то обводит контуры, кто-то заливает краской. Такая работа сохраняет единство стиля, узнаваемость наших изделий. Среди мастеров – как специалисты-художники, так и те, кто не имеет художественного образования. У нас новичок садится рядом с мастером и учится, постепенно осваивает технику.

Творческая группа из нескольких человек придумывает рисунок, форму; сначала изображают их на бумаге, потом задуманное воплощается в гипсе, затем снимается форма для литья. Изделие проходит три высокотемпературных обжига и расписывается керамическими глазурями.

Серии у нас разные, каждая имеет свое название. Мы постоянно стараемся расширять ассортимент. 

На фото: сестра Тамара


Всё производство керамической мастерской монастыря делится на три группы: статуэтки святых, сувениры и посуда. Статуэтки святых, по словам инокини Тамары, – узконаправленная деятельность, здесь работает профессиональный скульптор. Посуда – это все необходимые предметы для обеда или чаепития: кувшины, кастрюли, вазочки, пиалы, чашки, кружки, ковшики, чайные и кофейные сервизы, квасники, бутыли для святой воды и так далее.  А сувениры – это ёлочные игрушки, подсвечники, колокольчики, ассортимент церковной утвари, декоративные предметы для интерьера. И везде стоит логотип «Сольба».

С МОЛИТВОЙ И ЛЮБОВЬЮ К ДЕЛУ

Работа с керамикой весьма трудоёмка. Но вопрос о выборе профессии перед инокиней Тамарой не стоял: она с детства любила рисовать, позднее получила образование художника-керамиста и захотела проходить практику при монастыре. Приехала на Сольбу и осталась здесь. Процесс создания керамики требует не только воображения, но и трудолюбия, терпения. При этом монастырская керамика отличается от светской отсутствием кричащих сюжетов, аляповатых красок. В ней всё должно соответствовать месту, где было произведено изделие – святой обители. В изделии очень важны детали, они должны быть аккуратными и изящными.


Инокиня Тамара, старшая сестра в керамической мастерской:

— Когда я только приступила к этому послушанию, мне дали расписывать небольшие декоративные бочонки для меда, и я изображала на них храмик в лесу и речку. Так много этих бочонков нарасписывала, что даже устала от них. Создание керамики очень трудоёмко. Здесь важен опыт: иногда мы делаем пробные образцы, чтобы посмотреть, что в итоге получится.

Наш день начинается и заканчивается молитвой, в течение дня мы стараемся произносить Иисусову молитву. Так что всё освящено молитвами, послушание идёт на пользу душе. Главное, с любовью относиться к этому труду. Тогда сразу почувствуется, что изделие сделано не просто так, а с любовью. В этом послушании есть радость. Сделал партию без брака, получился удачный рисунок – всё радость.


Коллектив из 10 мастеров достаточно стабилен. Здесь трудятся художники, литейщики, а также обучаются девочки из монастырского приюта и школы. Для них проводятся занятия по программе дополнительного образования. Им поручается посильная для школьников работа. В литейном цеху ученицам, обладающим способностями к лепке, дают работу более сложную, она их заинтересовывает, увлекает. Так они получают базовые навыки, которые смогут применить в дальнейшем.


Инокиня Тамара, старшая сестра в керамической мастерской:

— Наша мастерская не учебная, а действующая. Поэтому дети имеют возможность окунуться во все производственные циклы, которые проходит керамика. Среди учениц сегодня есть девочки, которые постоянно приходят и проявляют стабильный интерес к керамике. Судя по работе тех, кто сегодня трудится в мастерской из некерамистов и непрофессионалов-художников, становится очевидным: здесь можно всему научиться и получить необходимые навыки.


Коллектив единомышленников, где наряду с монахинями трудятся светские специалисты, профессионально и ответственно подходит к производству изделий, которые не только красивы, но и практичны. Все изделия сделаны здесь вручную с молитвой и любовью к делу.

ОБИТЕЛЬ ДОБРОТЫ

Уже не первый год при монастыре работает «Добрая школа на Сольбе», имеющая лицензию и государственную аккредитацию. Ее выпускники получают аттестаты государственного образца. Все учащиеся воцерковлены, они исповедуются, причащаются, учатся анализировать свои поступки, признавать ошибки, исправляться. На примере близкого окружения – сестёр обители – они привыкают слушаться старших, жертвовать личными интересами ради ближних. Основателем школы и её директором является Настоятельница монастыря – игумения Еротиида.


О том, как школа начинала работать и как сегодня здесь организован образовательный процесс, рассказывает её завуч – монахиня Паисия:

На фото: монахиня Паисия с ученицей

— Матушка организовала детский приют при монастыре в 2007 году. Тогда встал вопрос об обучении ребят. Сначала оно проходило в форме экстерната, затем мы использовали семейную форму образования: прикрепились к Переславской школе, где сдавали экзамены. Занятия проводили на территории монастыря приглашённые учителя, частично педагоги были своими  – из сестёр обители.

В 2011 году мы получили лицензию на образовательную деятельность, прошли аккредитацию, теперь у нас средняя школа – 11 классов. Здесь всё так же учатся дети из приюта (оказавшиеся в трудной жизненной ситуации из разных регионов России) и дети сотрудников. После 9 и 11 классов они продолжают своё образование в колледжах и институтах по медицине, юриспруденции, экономике, строительству и другим специальностям. Впервые мы выпустили одиннадцатиклассников в 2014 году, нынешний выпуск будет седьмым. Выпускники часто встречаются по праздникам, в каникулы. Монастырь при необходимости помогает многим из них, в частности, с оплатой учёбы, жилья и т.д. В последние годы в школе обучается более 60 учеников.

В отличие от программы светской школы, у нас введены православные компоненты: мы изучаем Закон Божий, основы православной веры, занимаемся церковным пением, церковнославянским языком.

Кроме того, в нашей школе представлено хорошее дополнительное образование, в частности, музыкальное – хор, фортепиано, сольфеджио, и театральное. Наши дети выступают с концертами и театральными постановками на больших сценах в Москве, Ярославле, других городах, а также за границей. Несколько раз в год выступают в Кремле. Впоследствии желающие могут обучаться в нашем колледже по специальности «хоровое дирижирование».

Спектакли в школьной театральной студии ставятся как на православную тематику – рождественские, пасхальные, так и на светскую. Главное в них - классическая основа сказок, в которых добро обязательно побеждает зло. Это и русские народные сказки, и сказки Ганса Христиана Андерсена, например.

В программу дополнительного образования у нас также входит рукоделие. Девочки делают красивые подарки гостям, красиво вышивают, шьют, вяжут, занимаются бисероплетением, рисованием, участвуют в художественных конкурсах. Все изделия при этом получаются эксклюзивными.

Дети также занимаются спортом, что необходимо для их физического развития и здоровья.


Ученики школы живут в непосредственной близости к природе, имеют возможность ухаживать за животными и работать на земле – летом выращивают свой небольшой огородик. Тонкий и продуманный подход монастыря к духовно-нравственному воспитанию и разностороннему образованию может служить хорошим примером для подражания.

Сегодня Николо-Сольбинский женский монастырь не только активно воспитывает подрастающее поколение и развивает художественные традиции. Он привлекает внимание к наследию национальной культуры и выявлению молодых талантов: здесь проводятся мастер-классы и фестивали декоративного искусства. Мастера обители участвуют также в выездных художественных выставках.

 

Больше по теме

Керамическая мастерская Николо-Сольбинского женского монастыря продолжает традиции народных художественных промыслов
Таволожская керамика: союз истории и приключений
Керамика с казачьим духом
Предприятие «Семикаракорская керамика» сможет получать поддержку из регионального бюджета