Городецкой росписи более 170 лет, промысел сформировался в близлежащих поселениях вокруг Городца Нижегородской области. О том, как фабрика сохраняет и передаёт художественные традиции, нам рассказала главный художник предприятия Наталья Приваловская.
— Наталья Семёновна, каковы Ваши главные функции и задачи на предприятии?
— Мы на фабрике проводим экскурсии, популяризируем промысел. К нам приходят школьники, здесь организуются мастер-классы. У нас есть свои конкурсы. Художники фабрики всегда участвуют в различных конкурсах, готовят для них композиции. Также работаем в музеях — собираем материалы. Я как главный художник все эти процессы контролирую. Очень люблю свою работу и своё предприятие. Интересно создавать что-то новое, чего раньше не было — новые композиции, находиться в постоянном творческом подъёме. Благодаря своей работе я встречаюсь с разными людьми, посещаю другие регионы и зарубежные страны.
— В каких выставках участвует предприятие?
— Предприятие участвует в самых разных выставках — городских, районных, региональных, областных, а также в международных по линии Министерства культуры. Наши художники занимали призовые места и получали грамоты. Особенно важны для предприятия выставки-продажи. Поэтому обязательными для нас являются весенняя и зимняя «Ладья».
Выставки значимы тем, что они развивают вкус и популяризируют народное творчество. Так, однажды в Новокуйбышевске на выставку художественных промыслов Нижегородской области пришёл посетитель с ирокезом, в рваных джинсах, мы ему предложили самому взять в руки краски и кисти. На следующий день он привёл с собой маму и сестру, при этом исчез ирокез, юноша был одет совершенно по-другому: рубашка, пиджак. Принес с собой тарелку, чтобы самостоятельно её расписать.
— Вы упомянули «Ладью». Как относитесь к тому, что на этой выставке участвуют как профессиональные художники и мастера, так и любители?
Это, на мой взгляд, неплохо. Те, кто начинает свой творческий путь, могут увидеть настоящий уровень искусства, это повышает их культурный уровень. Так что совместное участие в выставке только всем на пользу.
— Что именно предприятие преставляет на выставках?
— На выставки привозим наши традиционные изделия, которые выпускаются, а также новинки, которые создаются в течение года, с которыми хочется познакомить гостей и покупателей. Сегодня чрезвычайно важны информированность о развитии НХП, популяризация отрасли. Я недавно была на конференции, где много говорили о том, что в общественном пространстве недостаточно сведений о народных художественных промыслах. В последнее время их можно собирать лишь по крупицам. Необходимо объединяться и больше рассказывать о развитии промыслов в нашей стране. Выставки в этом играют значимую роль.
— Расскажите о своих покупателях. Бывают ли необычные?
Покупатели — обычные частные лица, которые любят народные художественные промыслы, гости, в том числе зарубежные. Бывает, что отдельные фирмы заказывают изделия на подарки — к юбилейным датам, например.
Из зарубежных — это принцесса Диана, своих деток она качала на нашем коне-качалке. Жена американского министра также приобретала у нас сундучок. Среди россиян могу привести пример покупки игрушек и сундучка для Андрея Малахова. Зарубеж заказывают очень редко. Раньше мы отправляли изделия в 32 страны, но сейчас это отдельные частные заказы.
— Даёте ли советы, как интересно обыграть продукцию в интерьере?
— Городецкая роспись имеет уникальную возможность интересно выглядеть в современном интерьере. У нас представлены самые разные колоритные темы и сюжеты: цветочные, растительные орнаменты, разные сюжеты по литературным произведениям и из жизни города и деревни. Обычно к нам приходят те, кто уже знает свой интерьер, они подбирают изделия по цвету либо нужную композицию. Мы им помогаем в этом.
Наша продукция представлена как предметами интерьера, так и утилитарными изделиями. Ведь народное искусство и утилитарно, и несет эстетические функции.
— Было ли время, когда промысел совсем забыли? И как он развит сегодня?
— Нашему промыслу в этом году исполняется 175 лет, долгое время он был связан с прялками. Промысел угасал в начале века, в период Великой Отечественной войны — тогда производились такие необходимые изделия, как ящики, лыжи. После войны он возродился в 1956 году. С этого времени каждый год появляются новые изделия.
Развивается промысел благодаря молодёжи. Опыт передаётся от мастера к ученику, которого сначала знакомят с разными элементами росписи. Художники цеха обучаются в течение 3 месяцев. Затем им присваивают разряд, и они приступают к начальным стадиям росписи. Традиции промысла сохраняются именно на предприятии. Художественный промысел — это коллективный труд. В одиночку создавать что-то новое в рамках традиций практически невозможно.