Прямая речь

Скромное обаяние льна

Альбина Марычева о жизни Шуйской фабрики

Скромное обаяние льна

Альбина Валентиновна Марычева, инженер-технолог Шуйской строчевышевальной фабрики посвятила искусству вышивки по льну сорок лет своей жизни. Это почти половина всего срока существования фабрики, основанной в 1934 году. Альбина Валентиновна знает о производстве, или, как она выражается, рождении, льняных вышитых изделий всё — от первой творческой искры, озаряющей фантазию художника, задумавшего новый образ, до ее воплощения в неповторимые произведения старинного русского искусства, по сей день вызывающие восхищение и гордость.

Создание каждой модели — коллективная работа

Первоначально над замыслом работают художник и модельер. Все наши изделия выпускаются с вышивкой, и очень важно, чтобы она была основательно продумана. Имеет значение всё — размер вышивки, ее расположение, насколько гармонично она вписывается в задуманный образ, не «перегружает» ли модель. Позже к процессу подключается конструктор. Вместе решается, какого типа вышивка оптимально подойдет — ручная, машинная или тамбурная, но чаще всего техники комбинируются. Каждую модель у нас обязательно обсуждает весь творческий коллектив. Получив его одобрение, специалисты создают лекала и технические рисунки, необходимые для нивелирования искажения по размерам, и только тогда изделие запускается в производство.

Производственный цикл начинается с раскроя ткани. Дальше идет так называемая дёжка — мастер вручную продергивает и закрепляет нитки, создавая сеточку, на которую потом на машине наносится рисунок. Завершает процесс ручная вышивка, и только тогда изделие идет в пошив. Время работы над одним изделием сильно зависит от объема и характера вышивки. Бывает, что одну модель вышивают десять мастериц в течении месяца. Но столько усилий вкладывается, конечно, только в эксклюзивные вещи, предназначенные для выставок или подиумных показов.

Подиумные коллекции — особый вид творчества на фабрике. Эта работа невероятно кропотливая и затратная в материальном плане.

Модели для показов отличаются необычными конструкциями, нетрадиционным сочетанием тканей и смелыми цветовыми решениями, при том, что мы обязательно сохраняем народный крой. Например, коллекция «Рябиновый костер» яркая, красно-оранжевая. В ней мы впервые рискнули комбинировать лен и шифон, ткани сильно различающиеся по фактуре и свойствам. И, судя по отзывам, не прогадали. Нежная коллекция «Серебряные росы» выполнена из белого льна с комбинированной ручной и машинной вышивкой, а металлическая нить, вплетенная в узор, создает эффект морозного узора и блеска снежинок. А в коллекции «Как упоительны в России вечера» эффектно смотрится сочетание синего и белого льна.

В свое время мы создавали много коллекций для подиумных показов и участвовали в многочисленных конкурсах. Сегодня таких мероприятий стало заметно меньше. К тому же всё, что фабрика выставляет, она производит за свой счет, а в современных экономических условиях, когда мы вынуждены закупать лен за рубежом, это требует немалых затрат. Конечно, это не значит, что мы вовсе не хотим представлять свое творчество широкой публике. Фабрика постоянно участвует и получает высокие награды в Российском фестивале моды «Плес на Волге. Льняная палитра», организованном известным кутюрье Вячеславом Зайцевым. Мы с большим успехом показывали свои коллекции в вологодском «Русском доме» и традиционно на выставке-ярмарке «Ладья» в московском «Экспоцентре».

Учитывая, что подиумные модели всегда уникальны и создаются в единственном экземпляре, стоимость их довольно высока. Авторские платья, жилеты и туники не по карману простому покупателю. И все же находятся желающие и на них.

Эксклюзивные коллекции пользуются большим успехом в качестве сценических костюмов у фольклорных коллективов. Среди наших покупателей выдающиеся российские актрисы Мария Шукшина и Инна Чурикова. Есть клиенты и за рубежом. Наши изделия с удовольствием покупают в Австралии и Арабских Эмиратах. Даже испанская королева носит один из жилетов, созданных нашими мастерицами. Во время визита в Москву короля Испании Хуана Карлоса его супруга приобрела один в магазине «Вышивка и кружево» на Старом Арбате.

Но, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы наши вещи носили не только звезды и знаменитости. Для массового покупателя мы немного упрощаем конструкцию и вышивку. Модель остается красивой и элегантной, но становится доступной по цене.

Бывает к нам обращаются люди со своими идеями. Если они соответствуют нашим эстетическим канонам и технологически возможны — мы не отказываем.

Дело в том, что не всякая ткань подходит под вышивку. И не всякий фасон пригоден для вышивки. Очень сложные резные фасоны для этого не годятся. Вышивку же надо где-то расположить, и она не должна «спорить» с кроем. Но маленькая и невзрачная она тоже не смотрится. Большинство покупателей все же ориентируются на наш имеющийся ассортимент.

Есть еще такой нюанс — далеко не все люди понимают, как лен носить. Это же совершенно другое мироощущение. Большинство из нас — и женщин, и мужчин — привыкли к джинсам, футболкам и свитерам. Лен — это принципиально иная эстетика. Как в нем выйти на улицу, как себя вести — нам часто задают такие вопросы. Объяснить словами это довольно трудно. Вы купите, поносите и почувствуете. Очарование льна больше на уровне ощущений. Это простой, легкий, естественный материал, но одновременно изысканный, чувственный и немного волшебный.

Зарубежных аналогов шуйской ручной вышивки не существует. В различных культурах используются отдельные техники, но подобного тому, что делают наши мастерицы, нигде в мире нет. Впрочем, и между собой изделия из разных российских регионов различаются.

Каждая область имеет свои традиции. Причем это касается даже соседних областей, находящихся недалеко друг от друга. У кого-то клеточки дёржки побольше, как в Нижегородской области, а в изделиях Палехских мастериц преобладает вышивка «кубанцами» — узор составляется из отдельных ажурных квадратиков, группирующихся в геометрические фигуры. В Верхнем и Нижнем Ландехе и в Холуе распространена гладьевая вышивка.

В 70-е годы прошлого века только в одной Ивановской области было девять строчевышивальных фабрик, и каждая имела свое лицо. Те, кто с нами работал, даже без маркировки сразу видели, откуда вещь. У каждой был свой почерк, свои традиции. Даже один и тот же узор на разных фабриках выполняли по разным технологиям. Когда нас спрашивают о перспективных планах, мы говорим, что наша главная цель — сохранить традиции. Если мы их потеряем, восстановить будет уже невозможно. А ведь это наша истинная культура, искренняя и неповторимая.

Больше по теме

Традиционная вышивка фабрики «Крестецкая строчка» в коллекции haute couture дизайнера Ульяны Сергеенко
Красным по белому, белым по кумачу: история заонежской вышивки
Главный художник фабрики «Крестецкая строчка» Мария Евгеньевна Афанасьева внесена в Книгу почёта Новгородской области
Вышиваем по азбуке: как работают мастера «нижегородского гипюра»