30.04.2020

Разнообразие живописи по фарфору

Разнообразие живописи по фарфору

Куда может привести желание рисовать, всякий ли рисунок подходит фарфору, менялась ли техника живописи на изделиях из этого материала и о многом другом мы узнали из рассказа Светланы Сергеевны.

Сегодня ООО «Фарфор Сысерти» является лидером в уральском фарфоровом производстве. Созданные здесь изделия популярны во всех регионах России и вызывают интерес у зарубежных коллекционеров. Ассортимент завода разнообразен, в нём представлены художественные изделия из фарфора как бытового, так и декоративного назначения. Ручной труд составляет здесь 80% от всего технологического процесса. Значительная его доля приходится на работу живописцев.

Светлана, расскажите, пожалуйста, что вас привело в профессию?

– В профессию привело желание рисовать. Мой папа в молодости рисовал для себя, художников в семье не было. Мне нравилось это занятие, и мама меня решила отдать в художественную школу. По окончании педагог посоветовала учиться дальше. Тогда из города Качканара Свердловской области я приехала в Сысерть, чтобы учиться в училище, в котором готовили живописцев для фарфорового завода и работать именно на этом заводе, поскольку на Урале он единственный специализируется на производстве фарфора. Чем больше я совершенствовалась в профессии, тем интереснее она становилась для меня, я изучала разные виды росписи. Постепенно она меня  затянула. Сейчас этого училища уже нет. Ученики сразу приходят на завод, обучаются три месяца.  Кто-то начинает работать и задерживается, кто-то –  нет. Многие уходят, потому что приходится работать с красками, из-за их испарений довольно тяжёлым становится воздух для дыхания, не все могут к этому привыкнуть, возникают головные боли. Используемые для фарфора краски довольно традиционны, они не меняются уже много лет: это специальные керамические краски для этого материала, люстры, флюс, в подглазурной росписи – жидкие соли и кобальт. Что касается меня, то я здесь работаю с 1986 года, и не вижу себя в  другой профессии.

Работа Светланы Кадочниковой. Кофейная пара. Роспись «Букет»

Как поменялась техника живописи по фарфору  за время вашей работы?

– На протяжении многих лет традиционной остаётся мазковая роспись по фарфору. Но если раньше рисунки были очень простыми, то сегодняшние образцы и виды росписи более сложные. Добавилась лессировочная роспись, мы работаем с ней уже 15 лет. Это техника получения глубоких переливчатых цветов за счёт нанесения полупрозрачных красок на основной цвет. Лессировка позволяет создать сложный фон, передать глубину изображения, смягчить переходы цвета. Изображение в этой технике становится объёмным и воздушным. Этой технике нас обучал приезжавший на Сысертский завод художник из Санкт-Петербурга. В технике лессировки мы пишем портреты, архитектуру, пейзажи. Для этого используется очень тонкая, как иголочка, кисть. Слои росписи накладываются один на другой. Изделие с росписью, выполненной  в этой технике, обжигается до 5-7 раз: обжигают каждый слой.

Работа Светланы Кадочниковой. Скульптура «Хозяйка Медной горы»

Как с течением времени менялись сюжеты росписи по фарфору? И какие особенно популярны сегодня?

– Самый распространённый сюжет в росписи по фарфору – цветочная тематика. Сейчас появляются новые направления. Многие подбирают фарфор под стиль своего интерьера. Поскольку стилевые направления в интерьере меняются, то меняется и оформление фарфора.  Спрос настолько разнообразен, что я встречалась с заказами кружек просто чёрного цвета. И заливку внутренней поверхности могут заказать однотонную – зелёную или красную, например. Оттенки используют при этом очень яркие. На мой вкус, такое оформление несколько чужеродно фарфору, традиционная мазковая цветочная роспись для фарфоровых изделий подходит намного больше. Популярны также пейзажи, которые выполняются в лессировочной технике. Пейзажи, как правило, демонстрируют нашу уральскую местность: виды Екатеринбурга, например. Пользуются спросом и архитектурные сюжеты, изображения храмов. Например, у нас есть изображение Храма на Крови в Екатеринбурге (Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших). Очень интересен сервиз «Царская семья», где изображены все члены семьи Николая II – супруга и дети. Их портреты выполнены лессировочной росписью, в декоративном оформлении применили флюс – стекловидное вещество для получения разных оттенков одного цвета и объёмного мазка. Здесь также использовано много золота. Этот сервиз выпускали три раза. Один из них путешествует по выставкам.

Сервиз «Царская семья»

Какие перспективы у фарфорового промысла, по вашему мнению?

– Вообще у Фарфора Сысерти были планы построить новый завод. Думаю, у фарфора большие перспективы, несмотря на популярность поточного, массового производства изделий. Ручная роспись существует столько лет, что я даже не представляю, что она может исчезнуть. Ручная работа незаменима ничем. К примеру, если портрет, выполненный в технике лессировочной росписи,  сравнить с портретом в технике деколи  (когда изображение переносится на керамику с бумажной основы и обжигается) – это совершенно разные изделия. Разница огромная. Когда рисунок сделан рукой, он смотрится мягко, без жёстких чётких границ.

В ежедневной работе нашей художественной лаборатории каждый раз появляется что-то новое: новые идеи, новые образцы, которые мы создаём. Если мы в течение дня расписываем, например, три скульптуры, то они получаются у нас совершенно разными, одинаковыми их сделать невозможно. Часто сюжеты возникают в процессе работы. Никто нас не ограничивает в творческой фантазии. На свободную тему мы варьируем сюжеты так, как нам нравится. Правда, это не касается изделий на заказ, здесь уже командует заказчик.

 

Больше по теме

НОВОСТЬ
Иконостас от «Фарфора Сысерти» появится в храме Усть-Абакана
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«На фарфор выплёскиваем мысли»: как становятся дулёвскими мастерами
ИСТОРИЯ
История городецкой росписи
СОБЫТИЕ
Чудо чудное, диво дивное. Городецкая роспись