Прямая речь

Павлопосадские платки: история на всю жизнь

Павлопосадские платки: история на всю жизнь

Художник «Павловопосадской платочной мануфактуры» Виктор Иванович Зубрицкий о том, как найти своё призвание, а также об особенностях платочного рисунка и поиске подходящего названия для шали.

В один из ноябрьских дней 1963 года я, только что окончивший школу худощавый паренёк, впервые переступил фабричный порог. Для начала меня направили в «резной» отдел, в то время доски, с помощью которых набивались платки, резались вручную. Должность подобрали близкую к моим пожеланиям — копировщик рисунков. Такая работа – сложный и ответственный процесс: изображение по фрагментам переносится на свежие, только что изготовленные доски, выдержанные и склеенные соответствующим образом. Узоры аккуратно обводятся мягким карандашом, а потом перестукиваются на кальку, оставляя чёткий след, по которому уже вырезается рисунок.

Мне повезло с наставниками. Первой была Клавдия Степановна Никитина — тётя Клава – работавшая на производстве мастером. Видимо, я неплохо справлялся, потому что вскоре на меня обратила внимание Ирина Петровна Дадонова, к тому времени только начавшая работать художником на фабрике. Она заинтересовалась рисунками, которые я делал урывками во время рабочих перерывов, и однажды спросила:

— Учиться дальше хочешь?

— Конечно, — ответил я, — но только не выбрал профиль, не знаю, на чём остановиться.

— А ты долго, Витя, и не думай, — посоветовала Ирина Петровна, — поступай в Московский текстильный институт. Получишь высшее образование. Там есть факультет декоративно-прикладного искусства.  Преподают и рисунок, и композицию…

Пять лет учёбы пролетели как один день. Диплом художника я получил в 1970 году, и с того самого дня с профессией не расставался.

Выставлять свои работы я начал в 1973 году. Их показали на экспозиции Московского областного отделения Союза художников «Художники Подмосковья». За 30 лет творческой деятельности мне удалось принять участие в 70-ти всесоюзных, всероссийских, зональных, областных и международных выставках. В 1980 году я стал членом Союза художников России, а в 1987 году — членом Союза дизайнеров России. 

Платок «Герои войны 1812 года». Художник: Зубрицкий Виктор

В составе творческого коллектива художников нашего предприятия в 1981 году я был награждён Государственной премией РСФСР им. И.Е. Репина за создание серии высокохудожественных шалей. В 1999 году в составе авторского коллектива за участие в разработке и внедрении в производство коллекции платков и шалей под девизом «Традиция и современность на грани веков» стал лауреатом национального приза в области дизайна «Виктория». В 2000 году в составе творческой группы художников и разработчиков был удостоен Государственной премии в области литературы и искусства. В 2007 году меня наградили премией Губернатора Московской области «За достижения в области культуры и искусства», а в 2009 году – премией Правительства Российской Федерации в области культуры за творческие и профессиональные достижения в области культуры. В 2016 году я получил медаль Российской академии художеств «За заслуги перед Академией».

Шаль «Лабзинский». Художник: Зубрицкий Виктор

В профессии мне нравится использовать самые разные творческие приёмы, я владею техниками акварельной, масляной и темперной живописи, а также техникой надглазурной росписи керамики.

На «Павловопосадской платочной мануфактуре» мы выпускаем более 700 видов изделий: платки и шали из шерсти, шёлка или хлопка, а также палантины, шарфы, кашне и скатерти. Однако количество вещей, которые мы можем сделать потенциально, намного больше. Ведь то, что наработано раньше, в любой момент можно пустить в производство. И тогда общее количество вырастет до 1500.

Сложно назвать самое популярное изделие из ассортимента фабрики. Поскольку наши покупатели очень разные, в том числе и по возрасту, нравятся им разные вещи. Пользуются спросом и современные хиты и изделия, созданные в прошлые годы. (И даже века!) 

Всего на нашем производстве работает около 800 человек, а создающих рисунки для платочных изделий художников всего 10. Самый опытный (по стажу) и старший (по возрасту) — ваш покорный слуга, посвятивший работе на фабрике 54 года. 

Молодёжь периодически приходит работать на предприятие, в том числе и благодаря нашему взаимодействию с местной Павлово-Посадской экспериментальной детской художественной школой. Мы стараемся вовремя распознать подрастающие таланты, я, к примеру, с 1996 года преподаю ребятам курс композиции. Также «Павловопосадская платочная мануфактура» сотрудничает с Текстильной академией и с другими учебными заведениями страны, включающими факультеты декоративно-прикладного искусства. Но должен сказать, что нашим требованиям соответствует далеко не каждый художник. Платочный рисунок — это особый вид искусства, и, чтобы овладеть им, нужно обладать не только талантом, но и определёнными качествами.

Шаль «Лабзинский». Художник: Зубрицкий Виктор

Художника может вдохновить история традиций павловопосадского платка, просмотр рисунков старых мастеров, а также многое из того, что его окружает: образы природы, яркие события из жизни, музыка. В работе над новыми проектами также очень помогает посещение художественных выставок, общение с людьми, натурные зарисовки. Наконец, многие направления и подходы определяются во время горячего обмена мнениями на заседаниях Художественного совета нашего предприятия.

Все изделия «Павловопосадской платочной мануфактуры» имеют автора и название. Каждому рисунку присваивается также числовой артикул. Что касается названий, то за ними могут стоять самые разные вещи, зачастую связанные с личными историями создавших их художников. 

 

Больше по теме

Какие матрёшки сегодня в моде, зачем нужны конкурсы на производстве, и как город Киров заманивает в мир народных художественных промыслов
Изделия «Павловопосадской платочной мануфактуры» можно увидеть на экспозиции «Платки и шали в России XVIII–XXI веков» в Русском музее
Наряды «Крестецкой строчки» показали на форуме «Таврида — 2019»
История городецкой росписи