02.12.2019
Прямая речь

О деликатности и вере в своё дело

Старооскольский гончарный промысел

О деликатности и вере в своё дело

Старооскольская глиняная игрушка — это разные образы. Деревенские уточки, курочки, петушки, коровки, кони, козлики; лесные жители: медведи, лисы,олень; городские жители: барышни с сумочками, парочки, всадники, семьи. Женский образ: баба с кувшином, барышня с ребёнком, баба с курочкой. Изучив все эти образы, научившись лепить, у мастера начинается своё видение глиняной игрушки.

Много вопросов возникает, но главным остаётся только один: «Как сохранить?»

Сохраняя традиционные методы лепки, мастер начинает творить на заданные темы. Это конкурсы, выставки, творческие эксперименты. Как например удачный творческий эксперимент с мастером по майолике — старооскольские игрушки расписаны в стиле майолики. Трудность заключалась в лепке больших глиняных фигур нужной формы с пространством под роспись.

Вручную слепленные большие фигуры очень капризны. Раскрытие темы в конкурсе, посвящённом войне 1812 года, привело к созданию «Гусара» и композиции «Герои войны 1812г.».

«Хоровод» — это излюбленная тема всех керамистов. В нашей игрушке теперь тоже есть такой. Очень всегда хотелось слепить «Дерево». Сначала появились ёлки, а потом и сказочные деревья.

Настало время окунуться в особенности древней старооскольской игрушки. Хорошая коллекция экспонатов хранится в Старооскольском краеведческом музее. Замечательные хранители любезно предоставляли древние образы для изучения.

Сложность заключается в том, что у этих игрушек не осталось ни одного носителя традиции лепки и росписи. Всю технологию приходится познавать самостоятельно. Но мы не сдаёмся! 

«Артель «Старооскольский гончарный промысел» создана в 2015 году мастерами МАУК «Старооскольский Центр декоративно-прикладного творчества», в котором работа по сохранению и возрождению и развитию традиционного промысла старооскольской глиняной  игрушки велась с 2002 года. 

В начале пути мы совершенно не знали, с чего начинать эту деятельность, много думали, пробовали.  

Для начала необходимо было подготовить базу для успешного освоения мастерами этого промысла, искали мастеров, готовых взяться за это нелегкое дело. Нужны были люди, которые поняли бы всю важность этой затеи, отнеслись серьёзно и рискнули бы взять на себя эту ответственность  за судьбу промысла. Кроме того, необходимо было, чтобы новые мастера органично и бережно бы стали взаимодействовать с последней из потомственных мастеров старооскольской игрушки Натальей Михайловной Гончаровой, которой на тот момент было уже 86 лет.   

Было непонятно, как это сделать в наших условиях, и поэтому было много проб и ошибок, но в 2004 году наша мастер по игрушке Шереметьева Ирина Николаевна впервые приняла участие во Всероссийской художественной выставке «Россия-10».  

Дальше опять были неудачи, сотрудники приходили и уходили по различным причинам, потому что не понимали серьёзности и важности этого дела.  Позже пришла идея организовать клуб по изучению старооскольской глиняной игрушки «Традиция». Это была хорошая идея, потому что с помощью клуба можно было шире вести работу по игрушке, привлекая большое количество интересующихся, устраивать выставки, конкурсы, конференции и мастер-классы. В 2007 году клуб начал свою работу. В качестве руководителя я пригласила известного в городе коллекционера, и как он себя позиционировал, знатока старооскольской игрушки Б.А Шевченко. К тому же, как он утверждал, был многие годы вхож  в дом к потомственным мастерам старооскольской игрушки сёстрам Гончаровым, с целью общения и изучения игрушки. К сожалению, работа с ним не сложилась, потому что на практике оказалось, что всё далеко не так, как им позиционировалось. Тем временем я узнала, что в городе ещё есть мастера, которые многие годы тесно общались с сёстрами Гончаровыми и, тем более, с 1989 года имеют звание Народный мастер России по старооскольской игрушке, супруги Лобынцевы — Владимир Иванович и Татьяна Викторовна. С ними-то и началась настоящая работа в клубе. 

Лобынцев Владимир Иванович

За долгие годы была проведена огромная работа с мастерами и педагогами города по широкой популяризации игрушки как в Старом Осколе, так и за его пределами, с помощью  мастер-классов, конкурсов, выставок. Самым крупным мероприятием по пропаганде промысла стал организованный в августе 2008 года в честь 90-летнего юбилея сестер Гончаровых и  в последствии названный их именем Фестиваль народных мастеров и художников «Слобода мастеровая», который с тех пор проводится один раз в два года, собирает сотни участников и гостей не только из Старого Оскола, но и других регионов. Но самым большим достижением стало появление ученицы Татьяны Викторовны и Владимира Ивановича  — сегодня уже Народного мастера России и Белгородской области Рощупкиной Оксаны Михайловны, которая успешно освоила, приняла игрушку. Оказывается, это очень важно, чтобы мастер именно принял игрушку как нечто свое, близкое и естественное. В этом случае он будет лепить её всегда  и никогда не бросит, потому что она уже станет неотделимой его частью и естественным продолжением его внутреннего мира. Много было мастеров и педагогов, интересующихся историей и технологией лепки старооскольской игрушки, но остаются единицы — те, кто так близко воспринял игрушку и стал по-настоящему неравнодушен к её судьбе. 

Запоминающимся моментом в работе клуба стали съёмки программы Первого канала «Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом в  феврале 2011 года. Приятно было осознавать, что старооскольская игрушка вызвала такой интерес и деятельность клуба была освещена на федеральном канале. В 2013 году  Старый Оскол посетила съёмочная группа канала «Культура», программы «Пряничный домик», которая также сняла программу о деятельности клуба «Традиция». Такой интерес говорит о том, что работа нами  была проделана большая и важная, достигнуты определенные результаты, игрушка стала обретать широкую известность за пределами Старого Оскола. 

В 2014 году  нам поступило предложение пройти регистрацию Наименования места происхождения товара старооскольской игрушки, с целью сохранения промысла, стилевых особенностей и самобытности  промысла.

Хорошо обдумав и посовещавшись, мы приняли решение провести регистрацию. Процесс оказался очень длительным, около четырех лет ушло на подготовку материалов и документов. На тот момент федеральное  законодательство предусматривало регистрацию такого права только на индивидуальные предприятия, поэтому нам пришлось создать производственный кооператив «Артель «Старооскольский гончарный промысел», который и работает по сей день.

В артели работают сегодня три мастера: Народные мастера России и Белгородской области Лобынцев Владимир Иванович и Рощупкина Оксана Михайловна,  а также ученица Владимира Ивановича и Оксаны Михайловны — Зиновьева Екатерина.

К сожалению, за период регистрации артели не стало ещё одного мастера, Народного мастера России и Белгородской области — Лобынцевой Татьяны Викторовны, супруги Владимира Ивановича.

Несмотря ни на что, мастерами постоянно ведётся работа по привлечению новых учеников, хотя это не так просто, потому что сейчас время такое, интересуются игрушкой многие, но что бы сделать это мастерство  своей профессией, на это готовы пойти лишь единицы. Причины разные: во-первых,  в век развития новых информационных технологий нет престижа ручного труда, во-вторых, стоимость на игрушки не велика, и поэтому она не приносит сиюминутной баснословной прибыли, о которой многие мечтают. На то, чтобы научиться лепить игрушку, могут уйти годы, сразу лепить как надо не получается практически ни у кого, новички теряют быстро интерес и терпение и, едва научившись, уходят.  Это нужны своего рода фанаты этого дела, но увы...

Я заметила, что «надежный» мастер появляется один раз в три - четыре года.

Для регистрации  мастерами было подготовлено всего 44  основных образца игрушки, но Экспертным советом  при Министерстве промышленности и торговли было зарегистрировано 42 образца, хотя  на самом деле их гораздо больше в различных вариациях. Ведь каждый мастер не может обойтись без художественного варьирования образов при обязательном сохранении традиционной пластики и стилевых особенностей.

Появляются новые образы, такие как «Семья медведей» Татьяны Викторовны Лобынцевой; «Хозяйка» и «Казак» Владимира Ивановича Лобынцева; «Хоровод» и «Гусары» Рощупкиной Оксаны Михайловны.

Мастера очень осторожно подходят к созданию новых образов, потому что они должны органично сочетаться с существующими, абсолютно повторяя стилевые особенности игрушки. Поэтому новых образов рождается мало, но они уже вошли в художественный образный ряд игрушки и продолжают жить своей жизнью. 

Самые необычные заказы — старооскольская игрушка-шкатулка  для ставропольского музея шкатулок и старооскольская игрушка-колокольчик для коллекционера  колокольчиков из Воронежа. Наибольшим спросом пользуются небольшие игрушки-свистульки, их берут для детишек. Сюжетные композиции приобретают для подарков, в частные и музейные  коллекции.

 

 

 

 

 

Больше по теме

«Здесь люди рождаются с генетической способностью лепить»
Всё началось со свиста
«Ковровская глиняная игрушка» получит помещение в безвозмездное пользование
«Заиграй, моя игрушечка»