18.09.2019
Прямая речь

Как привить культуру через ложки и народные орнаменты

Как привить культуру через ложки и народные орнаменты

В небольшом городе Павлово в Нижегородской области уже 128 лет работает «Павловский завод им. Кирова», на котором создают изделия народно-художественного промысла. Сейчас здесь выпускают столовые приборы, кухонные принадлежности, туристические ножи и другие предметы из металла. На предприятии гордятся художественностью своей продукции, её самобытностью и возможностью развивать в людях культуру через предметы быта. 

У потомка павловских умельцев — дед был кустарём-замочником, а мать из промысла козаковской филиграни — Владимира Голубина не было шансов заниматься чем-то иным в жизни, кроме как народно-художественными промыслами. Сейчас он совмещает две значимые должности: директора «Павловского техникума народно-художественных промыслов России» и главного художника ОАО «Павловского ордена Почета завода художественных металлоизделий имени Кирова».

«С 1966 года (когда ему было восемь лет — прим.ред.) я не мыслю себя без карандаша, кисти, —  вспоминает он про свое детство. — Уже в школе учитель рисования не отвечал на мои запросы, и я стал искать, где можно развиваться. Тогда мать привела меня в изостудию во дворце культуры, познакомила меня с учителем, и я стал заниматься». 

Уже тогда он твёрдо решил, что станет художником и через три года поступил в местное художественное училище, а ещё через три года его закончил. Потом недолго работал на павловском заводе сувениров мастером гальванического цеха, затем — армия, после возвращения — снова обучение в изостудии, работа мастером производственного обучения в художественном училище и поступление в костромской педагогический институт имени Некрасова на художественно-графический факультет.

В 1999 году Владимира Голубина назначили директором родного художественного училища и параллельно пригласили в качестве заместителя главного художника на Павловский завод им. Кирова. Предприятие в том же году как раз стало базовым для профучилища. А с 2004 года он сам стал главным художником завода. «Если хорошо работают предприятия народно-художественных промыслов, значит нужны наши выпускники, а если нужны выпускники, значит устойчиво работает павловский техникум», — объясняет он взаимосвязь.

Перечень его обязанностей внушительный: организация работы художников, доведение работ до «соответствующего художественного уровня», помощь в изготовлении штампов, тиражировании, расписывании, руководство экспериментальной творческой лабораторией, вдобавок Голубин представляет изделия на экспертных советах,  руководит подготовкой, с составлением технологических описаний. 

История павловского завода началась в 1887 году, когда в тогда ещё село Павлово приехал сын обрусевшего немца Александр Штанге. «Романтик, Дон Кихот, он создал артель, чтобы объединить кустарей, и вести их по этому пути, — рассказывает Голубин. — Ему это удалось, артель развивалась. В довоенные годы она служила примером для создания других артелей. Он умер в 1932 году, подняв к тому времени свою артель на высокий уровень. В войну здесь выпускались стабилизаторы для авиационных бомб, лопаты сапёрные, ложки солдатские, замки и другая продукция. В 70-е годы замочное производство передали на Украину, а здесь полностью перешли на изготовление столовых приборов. И это привилось и продолжает развиваться, повышается конкурентоспособность, сохраняются традиции».

Сейчас павловский завод производит художественные металлоизделия: столовые приборы, в том числе для баров и ресторанов, кухонные принадлежности, туристические и походные ножи, есть художественная ковка, в планах — начать производство окладов икон. Предметы делают как из нержавеющей стали, так и из серебра, например, в ножах используется мельхиор, дамасская сталь, латунь, дерево ценных пород, береста, кожа. 

Технологический процесс весьма сложен. Всё начинается с ковки болванок на тяжёлых молотах, затем на болванке изготавливают штамп, с помощью которого идёт тиражирование первых образцов изделий. Потом — сложная обработка изделий: полировка, придание привлекательности внешнему виду, художественная роспись на рабочей части, локальная роспись.  

Как отмечает главный художник: «Вплоть до упаковки всё художественное. Чтобы никакого промышленного внешнего вида не было, а традиционное. Стараемся развивать и продолжать традиции павловских умельцев и мастеров, чтобы они не угасали».

Казалось бы, столовые приборы сделать несложно, но на подготовку нового изделия требуется не менее года. Ведь набор состоит из столовых вилки, ложки и ножа, чайной и кофейной ложек. Дизайн каждого элемента нужно придумать и утвердить, изготовить штампы. Трудоёмкое производство.

Художник приводит в пример заграничные столовые приборы, отмечает, что они удобные, но  выглядят как медицинские инструменты «блестит, скользит». «Если взять изделия нашего предприятия, то вы сразу увидите на ручке орнаментации богатые, рельеф очень чёткий, низкий, что позволяет изделие хорошо промывать в машинах. На черпаках есть роспись, нитрид-титановое покрытие. Есть роспись по золотому покрытию, есть просто по полированной поверхности. Видно, что изделие — начиная от ручки, кончая черпаком — художественное», — сравнивает Голубин. 

Он отмечает, что на предприятии стараются «изыскивать» старинные изделия, столовые приборы и соблюдать традиции. Чтобы это был национальный русский орнамент и роспись. Например, в росписи есть мотивы фиалки, крыжовника, маков, незабудок. По его словам, «ложка она и есть ложка, но наша ложка более изысканная». Какую линию не взять — все стараются соответствовать изделиям народно-художественных промыслов, переплетение со старинными формами. Он считает важным с детства воспитывать культуру: «Вот возьмёт ребёнок изделие нашего завода, а оно красивое, с орнаментом, и уже напитывается культурой. Наша ложка хоть и металлическая, но тёплая».

Есть у завода и сувенирная продукция, например, подарочные наборы к Олимпиаде в Сочи, где ручки украшены официальной олимпийской символикой. Примечательно, что для Олимпиады-80 предприятие также выпускало сувенирные столовые приборы. А сейчас завод  уже начал производить подарочные наборы с изображениями городов, принимающих Чемпионат мира по футболу.

 

 

 

Больше по теме

Запуск коллаборации Жостовской фабрики с дизайнером Сергеем Сысоевым
С обустройством старинной кузницы можно ознакомиться на видеоэкскурсии в рамках проекта «Экскурсовод дома»
История городецкой росписи
Чудо чудное, диво дивное. Городецкая роспись