Прямая речь

Интервью с Татьяной Спириной

главным художником «Беломорских узоров»

Интервью с Татьяной Спириной

            

От Архангельска до деревни Борок, если считать по Северной Двине, 380 км. А до деревни Палащелье, что находится на правом берегу реки Мезень, и того меньше – всего 320. По северным меркам расстояние небольшое, а по историческим – от современности их отделяет не одна эпоха. Сегодня названия деревень, чье население вряд ли дотягивает до трехсот человек, а две трети домов брошены и пустуют, мало кто знает за пределами Архангельской области. Зато искусство, рожденное в них – борецкая и мезенская росписи, известно всему миру. 

Борецкая роспись – красная, зеленая, золотая, охристая. Нарядное многоцветье на белом фоне, с обязательным алым травным рисунком. Сюжеты – узорные кусты со сказочными птицами, кони, впряженные в расписные повозки, могучее древо жизни, дающее начало всему земному. Мезенская же совсем другая. Цвета – только красный и черный. Сюжеты – кони и птицы – не живописные, а графические, примитивно-условные. Этот вид росписи считается наиболее древним. Говорят, что истоки его не в русском изобразительном искусстве, а в первобытных рисунках северных народов. Как и в старину, современные мастера расписывают свои изделия вручную. Это делает каждое изделие уникальным и неповторимым.

Всего существует более десятка видов северной росписи, и все их делают мастера уникального Архангельского предприятия «Беломорские узоры». Фабрика была создана в 1968 году, когда Советское правительство приняло постановление восстановить утраченные культурные традиции России. Первый директор «Беломорских узоров» Валентина Дерягина сама ездила в экспедиции по всему Поморью и привозила из деревень, затерянных на суровых берегах Северной Двины посуду, игрушки и расписные короба, одежду, скатерти и прялки. 

Сегодня на фабрике производят четыре вида народных художественных промыслов: вышивку, ткачество, резьбу и роспись по дереву. В Каргопольском филиале делают легендарные глиняные игрушки. Когда-то местные умельцы занимались еще и камнем. Ангидрит, или костяной шпат, добывали в Холмогорском районе, но позже производство закрыли. 

Татьяна Спирина, главный художник «Беломорских узоров» работает на фабрике почти семнадцать лет и считает, что это «недавно». На предприятии действительно есть люди, чей трудовой стаж составляет полвека. Для мастеров это вовсе не курьезный факт, а наглядный пример для подражания. Татьяна тоже мечтает проработать в «Узорах» до пенсии, а может и дольше. «Всю творческую жизнь» как она выражается, потому что не мыслит себя вне искусства и любимого дела.

— Любовь к рисованию — это у меня всегда было, — рассказывает Татьяна, — я в Архангельске родилась, но все детство провела у бабушки в Кижах. Бабушка сама росписями не занималась, работала в музее. Да я тоже сначала просто рисовала. Пейзажи, дома старинные. Наблюдала за природой. Потом уже в Архангельске поступила в художественное училище №35. Сейчас там росписям уже не учат, но раньше было. На «Беломорские узоры» взяли не сразу, в 90-е годы с работой было тяжело, а в 2001 году пришла расписчицей сразу четвертого разряда. Но вообще люди к нам по разному попадают. Вот недавно пришла ткачиха, женщина 42 лет. Решила росписью заниматься. Научили ее всему, разряд присвоили. 

Татьяна говорит, что вышивка и роспись похожи. Да и резьба тоже. Часто в одном изделии совмещаются разные техники. В сюжетной линии и тех, и других предпочтение изображениям животных. Особенно популярны птицы и лошади, и конечно знаменитый «приморский голубок». Этот элемент росписи часто называют птицей счастья.

— Сюжеты для изделий подбираем в музеях, ищем в архивах, но и своя коллекция большая — за 50 лет много собрали. Сейчас, конечно, роспись поярче и повеселее — краски то новые. Что-то добавляем, какие-то новые мотивы, но все равно соблюдаем традицию. Не как некоторые, в интернете поищут и совмещают две разные росписи — одна борецкая, другая пермагорская. У нас такого нет. Специально для всех интересующихся мастер-классы проводим. Объясняем, что росписи похожи да все разные, и путать их не надо.

Старинные прялки — основной источник информации для художников. Поскольку умение прясть считалось важным достоинством любой женщины, прялки были в каждом доме. С ними ходили на посиделки, соревнуясь друг с другом у кого красивее. Женихи часто дарили прялки невестам, иногда с надписями от кого и к кому. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте. Матери завещали особо ценные изделия дочерям. В каждой деревне прялки имели свою традиционную форму и орнамент. Например, борецкие назывались «корневыми», то есть сделанными из одного куска дерева. Они были довольно большими по размеру, имели две круглые «серьги» и нарядную фигурную ножку. 

— Сохранилось много сарафанов, рубах, полотенец, но в основном прялки. Их раньше делали больше на продажу или в подарок. К тому же у них, в отличии от ложек, нет контакта с водой, что тоже способствует сохранности. Ложек то в старину много расписывали, но ими пользовались, поэтому старинных осталось мало.  Вообще, для меня очень важно, чтобы нашими изделиями люди пользовались. Это самый лучший способ сохранить традиции. Так вещи по настоящему живут, становятся родными для всех членов семьи, переходят от поколения к поколению. У меня самой дома все наше северное, народное – скатерти, шторы, посуда, доски. 

Поступают Татьяне заказы и на вполне современные сюжеты. Например, как то расписывала деревянные фигуру животных для одного музей, который не хотел использовать в экспозиции чучела, предпочитая более гуманную художественную технику. А недавно делала и вовсе экзотический заказ — черепаху в национальном татарском костюме. Еще Татьяна рассказала, что в прошлом году фанатки Филиппа Киркорова заказывали для своего кумира рубаху с традиционной вышивкой. Говорят, певец остался доволен, а вручение подарка даже по телевизору показывали. 

Фото Павла Кононова

Больше по теме

Работы молодых мастеров художественных промыслов в Вологде
Ежегодная выставка-ярмарка народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2019» пройдет в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» с 4 по 8 марта
«Души и рук творенье»
Выставка «РусАртСтиль»