Прямая речь

Цветная эпоха фарфора

интервью с главным художником Гжельского фарфорового завода Сергеем Симоновым

Цветная эпоха фарфора

Глухой кобальт, надглазурная гжель, лубочная гжель — помимо привычной бело-голубой гжели существуют и другие, менее известные разновидности этой росписи. Расскажите, какой гжелью занимаются мастера ГФЗ?

Цветной росписью в Гжели занимаются давно. Исторически она всегда была доминирующей. В XVIII — XIX веках майолику, фаянс и фарфор в Гжельской регионе расписывали именно цветными красками. На роспись кобальтом приходилась совсем незначительная часть, и было это связано с петровской модой на всё голландское. С XVIII века до середины ХХ фарфор в Гжели расписывали только надглазурными цветными красками, обжигали при температуре 850 С и добавляли золотой декор.

Кобальтовая роспись становится визитной карточкой региона только с 1946 года, когда от технического фарфора, производимого для военных нужд, перешли к бытовому и стали расписывать его кобальтом. Так было дешевле и быстрее. Цветная надглазурная роспись тоже продолжала существовать, но в значительно меньших объемах. Так, постепенно за гжелью закрепился имидж исключительно бело-синего, расписанного кобальтом фарфора.

Как давно ГФЗ занимается возрождением цветной гжели?

Новая «цветная» эпоха началась в регионе в начале 2000-х годов. Для изготовления фарфора в подглазурной цветной росписи нужны краски особой рецептуры, изменения в технологии производства, высокотемпературный обжиг при 1350 С. Мы много экспериментировали, улучшали рецептуру красок, были в чем-то первопроходцами еще до моего прихода на АО «ГФЗ». Очень пригодились знания, которые я получил, работая до этого в Германии.

С тех пор технология совершенствовалась, укрепилась. Теперь это одно из любимейших наших направлений, опирающееся на старые докобальтовые традиции Гжели.

В 2017 году мы с художницей Юлианой Косихиной, которая активно участвовала в возрождении традиции цветной подглазурной росписи, пришли работать на АО «ГФЗ». И стали активно внедрять наши вновь открытые техники на производстве, обучили приемам цветной росписи других художников. Так в XXI веке в гжели началось серийное производство цветного фарфора.

Художники используют старинные сюжеты росписей или создают собственные орнаменты и персонажей, сохраняя при этом технику?

Сюжеты — очень разнообразные. Многие наши покупатели — поклонники так называемой «традиционной» гжели — кобальтовые розы и цветы. Но мы то с вами знаем, что на самом деле традиция гораздо шире и разнообразнее. Более того, как любой народный промысел (ключевое слово — народный), гжель очень подвержена изменениям, поискам новых форм и сюжетов. В каждом историческом периоде она отвечает на современный этому периоду запрос. Мы также идем в ногу со временем. Нам важно, чтобы консервативные покупатели всегда имели возможность приобрести свою любимую розу. Но хочется и выходить за рамки предложенного историей сюжета.

Художники создают и пишут новые орнаменты с цветами, ягодами, овощами и фруктами как для кобальтовых, так и для цветных изделий. Есть художники, увлеченные темой русский сказок, басен. Она пишут сложные сюжетные, я бы даже сказал, «полотна».

В своем творчестве мы обращаемся и к стилизованной «лубочной» тематике. Но всё это в любом случае проходит через «фильтр» авторского восприятия.

Чем отличается техника работы с цветной гжелью и привычной бело-голубой?

Фарфор с кобальтовой (бело-голубой) росписью обжигается при температуре 1350 С. Именно высокая температура делает кобальт из серого синим.

Цветная надглазурная роспись с золотым пестрением предполагает низкотемпературный обжиг при 850 С. Краски наносятся в несколько слоев, неоднократно обжигаются.

А работа с цветными подглазурными красками гораздо сложнее. Тут и высокая (1350 С) температура в печи, и работа с несколькими палитрами одновременно, и особая рецептура красок! На заводе мы такие краски изготавливаем сами.

Какие новые проекты запускает ГФЗ?

Во-первых, это, конечно, сезонные коллекции. С конца лета творческая группа художников завода разрабатывает продолжение новогодней коллекции.

Во-вторых, мы активно занимаемся темой спортивных традиций с выпуском ретро изделий по проекту «Олимпийский резерв».

Третий важный проект — производство изделий, которые могут помочь улучшить экологическую ситуацию. Тему защиты окружающей среды мы считаем очень важной.

Как фарфор может помочь экологии?

Экологические свойства фарфора таковы, что он сам является частью геологии и минералогии самой планеты Земля. Все компоненты взяты из недр земли и возвращаются туда же через тысячелетия...

При использовании человеком фарфор нейтрален и по химическому составу, и по физическим свойствам. Это идеальный zero-waste (как сейчас говорят) продукт.

Во многом поэтому наши новые кофейные стаканы для кофе с собой пользуются таким спросом! Люди постепенно становятся все более осознанными в своем потреблении, хотят производить меньше бытовых отходов.

В больших городах кофе с собой очень популярен. Все пользуются одноразовыми картонными стаканчиками и после 10 минут выбрасывают их в урну. Кажется, ну и что, он же картонный? А на самом деле внутри он покрыт тонкой пленкой пластика. И разлагаться будет лет 500. Не лучше ли иметь всегда при себе свой собственный стаканчик из фарфора, многоразовый, красивый? И прекратить просто так создавать картонно-пластиковый мусор.

Кто был инициатором новой коллекции и как проходила работа над ней?

Идея пришла от наших учредителей. Они пьют кофе каждый день, часто набегу. И проблему с одноразовыми стаканами видят хорошо. Вот так по их заданию мы разработали новый для нас продукт и запустили в производство. И получили фурор! Ведь и роспись на каждом стаканчике уникальная, и мы постоянно дополняем коллекцию новыми мотивами. Сейчас у нас уже 32 вида росписи (и кобальт, и цветные краски).

Летом все покупали и заказывали стаканы в цветных незабудках Юлианы Косихиной, сейчас моментально раскупаются стаканы с кобальтовыми березками и домиками в снегу Ирины Антроповой.

Люди покупают себе, дарят близким, собирают совместно коллекции. Экологичность дополнилась важными элементами, превратившись в увлекательное действо. А мы осознаем, что за счет развития нашей экологичной линейки, снижается спрос на одноразовые вещи.

Как завод планирует развивать экологичное направление?

Мне пока не хотелось бы открывать все карты. Но мы присматриваемся сразу к нескольким сферам использования одноразового пластика, которые также вызывают обеспокоенность у экологов. Давайте немного подождем. Уверяю вас, хорошие новости не заставят себя долго ждать.

Больше по теме

В Подмосковье продолжают развивать гжельский промысел
Синим по белому
Русский фарфор
На ежегодной неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia покажут коллекцию одежды и предметов интерьера, вдохновлённую русскими народными художественными промыслами