Искусство резьбы по кости существовало всегда. Это, пожалуй, единственный вид изобразительного мастерства, историю которого можно так сформулировать. Кость – чуть ли не первый материал, который стал использовать человек. Из кости делали украшения, предметы быта и интерьера, оружие, культовые принадлежности и многое другое. Мастерство передавалось детям от родителей, родителям – от бабушек и дедушек, тем – от их предков. Таким образом выстраивалась профессиональная преемственность, уходящая корнями в далёкое прошлое. Судьба Дмитрия Кугаевского, художника-костореза из Тобольска, в этом плане не исключение.
«Я с одиннадцати лет на фабрике. С детства всё знал и видел. Сам рисовал и лепил. Родители, конечно, подсказывали. У нас семейная династия, мать и отец – потомственные косторезы (Наталья и Алексей Кугаевские, члены Союза художников России – прим.авт). Из армии пришёл, другой перспективы и не видел. У нас все так. Маму привела за руку её мама после школы. Отец после морей пришел на фабрику. Художественное образование? Есть, а как же! В шестом классе полгода ходил в художественную школу. Потом мама забрала, не нравилось ей, что засиживаюсь там допоздна. Вообще в России существуют училища, где резьбе по кости учат. Но у нас как… приходит молодежь, некоторые первый раз в жизни в руках лобзик держат, мастер показывает, полгода обучает. Кто не тянет, отсеиваются. Кому нравится – остаются.
Раньше как было… Есть, скажем, улица, и на ней косторезы живут. А на соседней – все ложкари. Или даже целая деревня. Все ходят друг к другу, учатся. Один потом собирает готовые изделия и взёт продавать».
Всего в России существует четыре школы косторезного искусства: Холмогорская в Архангельской области, Тобольская (единственная в нашей стране фабрика), Якутская, Хотьковская и Чукотская. Изделия у всех разные. Опытный мастер сразу определяет, что откуда. Например, Холмогоры – это шкатулки, вазы, броши мелкие, тонкая резьба. Якутия режет своеобразно. Так же как и в Тобольске скульптуры имеют круглые формы, но сюжеты совсем другие. За границей косторезов тоже немало. Японские нэцкэ, ставшие популярными в России после одного старого советского фильма, представляют собой маленькие костяные фигурки. А вот китайские мастера, наоборот, любят крупный формат, вырезают рельефные саги на целом бивне мамонта. Бивень, кстати, закупают у нас.
«Говорят, в Якутии дети в хоккей играют бивнями вместо клюшек. Рассказывали, что бивни находили в местах жертвоприношений. Но и сегодня можно по Иртышу пройтись и собрать коллекцию костей. Весной Иртыш поднимается и срывает вмёрзшую землю вместе со льдом, часть берега утекает и торчат куски. Но весной воды много, мы осенью ходим. Нашли как-то зубы и кости мамонта. Ещё когда рыбаки вытаскивают сети, там бывает полно костей мамонта по 15-20 см. Рыбаки их просто выбрасывают, а нам годятся в работу. Раньше использовали зубы кашалота, но как их убивать запретили, сырья не стало. Бивня тоже теперь мало. Вот лосиный рог есть. Но его отбеливать надо. Вообще для работы любые кости годятся. В конце 70-х привозили коровьи с мясокомбината в Екатеринбурге. Но сейчас им выгодней кости на муку пускать для комбикорма.
Приятней всего работать с мамонтом. Он мягкий, так не колется. Да и по цене лучше одну скульптуру из бивня сделать, чем десять из коровьей кости».
Один бивень мамонта может достигать двух метров в длину и весить до 80 кг. Стоимость хорошо сохранившегося бивня иногда доходит до тысячи долларов за килограмм. Осколки стоят, конечно, меньше, но и их с удовольствием используют мастера. Начинался Тобольский промысел и вовсе с производства иголок и напёрстков. Сейчас художники-косторезы предпочитают более затейливые сюжеты.
«Я что вижу, то и делаю. Вот собачка у меня села интересно. Взял и вырезал её. Или подметил, как человек прошел. Делаешь сцену охоты, вспоминаешь. Петуха недавно вырезал, мы кур-то держим.
Можно нарисовать на кости и выпиливать, но я могу и без рисунка, просто по памяти. Из мамонта фигурку за полдня вырезаю. Но кто всего год проработал, тот может и целый день провозиться.
Мой любимый сюжет – царская охота. Его постоянно заказывают, очень популярный. Делал её, кстати, для академика Чазова. Берут и на подарки, и коллекционеры. Наш губернатор (Матвей Гагарин, XVIII век – прим. авт) даже Петру Первому целый бивень подарил. Хранится в Оружейной палате. А моя мечта – шахматы сделать. Большие, сантиметров по двадцать. Стол специальный склеить из капа берёзового. Но это по времени долго, и материала много надо – целых шестнадцать лосей на тридцать две фигуры»