«Не отставать от хохломы»
Сегодня никто не может точно сказать, почему промысловое предприятие назвали именно «Агиделью». Вероятно, всё дело в реке Агидель (в переводе на русский язык — Белая река), которая течёт в Башкирии. Её называют жемчужиной этого края.
В далёкие 1960-е — 1970-е годы только что созданному предприятию тоже было велено искать и создавать жемчужины, только народные, исторические. В России в то время все восхищались хохломой, правительство Башкирии решило, что республика не должна отставать от других, и позвало именитых мастеров на свою землю. Те приехали с семьями: мужья вытачивали матрёшек, ложки, чаши. Жёны их расписывали и воспитывали себе смену. «Я сама пришла семнадцатилетней девушкой на трехмесячные курсы по росписи в „Агидель“ в 1975 году, — вспоминает Татьяна Матюшина. — Нас всех учили прямо в цехах, мастер собирал группу из двадцати человек и показывал, как надо». Уже тогда «Агидель» занималась сразу несколькими промыслами — ткачеством, ковровым и браным (это одна из техник узорного ткачества, на предприятии с её помощью делали скатерти — примечание автора), пошивом одежды с ручной вышивкой в технике «Ришелье» (изящный ажурный узор — прим. автора), «Тамбурная», «Гладью» и изготовлением деревянной посуды.
Когда мастера «Агидели» освоили все основные народные промыслы из разных регионов России, правительство Башкирии задало новый ориентир: искать и воссоздавать свою собственную национальную культуру. «Мы создали экспериментальную группу и поехали по сёлам-деревням башкирским, — рассказывает Татьяна Матюшина. — Там собирали всё, что видели — посуду, аппликации, рисунки с ковров. Возвращались в „Агидель“ и перекладывали эти рисунки на современные деревянные изделия».
Сегодня именно благодаря этим экспедициям живёт и пользуется спросом исторический башкирский орнамент. Чаще всего его используют при пошиве одежды и на лаковых шкатулках. «Говорят, что этот миниатюрный орнамент уже стал нашим почерком. Главная его черта — обязательная симметрия. С её помощью противопоставляются день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьма, мужское и женское, левое и правое, — делится Татьяна Матюшина. — Ещё всегда присутствуют роговидные элементы. Рог символизирует благополучие и уютный быт. Также часто встречается образ волны: она символизирует течение жизни. По форме башкирский традиционный орнамент бывает как геометрическим, так и растительным. В геометрическом используются фигуры в виде треугольников, квадратов и четырёхугольников, зигзагов, крестов, ромбов и кругов. В цветочном — спирали, сердцевидные фигуры, розетки».
При росписи посуды на предприятии часто используют приём «Витейка», когда повторяющиеся элементы орнамента собирают в композицию, которая как бы опоясывает изделие. Есть у башкирского орнаменты и свои цвета-символы: зелёный (цвет вечной зелени), оранжевый (цвет изобилия и богатства) и красный (цвет тепла и огня).
Современные мастера «Агидели» переделали хохломскую технологию на свой лад: здесь теперь не используют ртутные и масляные краски — их сменили безопасные акриловые, вместо ягодок и русских народных сюжетов — на изделиях красуются башкирские образы. А вот фирменный золотой фон хохломы сохранился.
Тёплый и лёгкий «камень»
В 2001 году на «Агидели» решили искать новые пути-технологии. «Пересмотрели всё, что было, всех изучили и для себя выгоду всё-таки нашли», — улыбается Татьяна Михайловна. «Выгодой» она называет разработанную предприятием уникальную технологию «Намокание», когда дерево после двадцати различных операций над ним практически перестает внешне отличаться от камня. На предприятии таким образом имитируют и лазурит, и яшму, и малахит, и другие полудрагоценные камни. «Все удивляются, когда трогают, потому что выглядит, как натуральный камень, а на самом деле — это липа», — раскрывает тайны мастер.
Из липы на «Агидели» делают почти всё — деревянную посуду, которая безопасна, потому что внутри её обрабатывают разве что полезным воском, сувенирные тарелки, панно, шкатулки.
Особой популярностью пользуются портретные тарелки, которые делаются из пресс-массы (прессованные опилки — примечание автора), ДВП или из цельной липы. На тарелках можно изобразить портрет абсолютно любого человека. Он выполняется либо в технике лаковой миниатюры (как на шкатулках), либо в технике «Деколь» (когда изображение печатается на фарфоровых тарелках). Мастера из «Агидели» уже сделали такие тарелки даже с портретами первых лиц государства.
Для Сабантуев и уроков
Ещё один предмет для гордости «Агидели» — юрты. Их начали делать в тяжелые 90-е годы, и тогда эти народные жилища буквально спасли предприятие от разорения. Юрты заказывали местные власти для Сабантуев (народный праздник башкир и татар в честь завершения весенних посевных работ — примечание автора) вместе с национальными костюмами и шапками (которые также шьют на предприятии) и тем самым обеспечивали «Агидель» работой.
Чуть позже юрты оценили и в министерстве образования — теперь исконно башкирские жилища стали заказывать школы для уроков истории и краеведения. «Агидель» и тогда, и сейчас может угодить всем: здесь делают юрты размером от 2,5 до 20 метров. Последнее время их стали часто заказывать владельцы кафе: юрта помогает им привлекать посетителей.
«Это неудивительно, мы все вещи делаем своими руками, от души, с теплом и любовью. И люди чувствуют это, — считает Татьяна Матюшина. — Надо поддерживать народные промыслы, потому что время идет, но они не устаревают, все так же радуют глаз».