13.03.2019
Прямая речь

Как превратить дерево в камень и другие секреты башкирской «Агидели»

«Агидель» появилась в Башкирии в 1963 году после объединения артелей ремесленников. Здесь начинали с ковров и одежды, а сейчас уже создали свой стиль росписи по дереву с национальными мотивами, разработали уникальную технику «намокание» и поставили на поток самобытные юрты. А ещё благодаря «Агидели» в башкирскую моду снова входят традиционные костюмы. Об истории и современной жизни главного промыслового предприятия Республики Башкирия рассказывает начальник художественного цеха Татьяна Матюшина.

«Не отставать от хохломы»

Сегодня никто не может точно сказать, почему промысловое предприятие назвали именно «Агиделью». Вероятно, всё дело в реке Агидель (в переводе на русский язык — Белая река), которая течёт в Башкирии. Её называют жемчужиной этого края.

В далёкие 1960-е — 1970-е годы только что созданному предприятию тоже было велено искать и создавать жемчужины, только народные, исторические. В России в то время все восхищались хохломой, правительство Башкирии решило, что республика не должна отставать от других, и позвало именитых мастеров на свою землю. Те приехали с семьями: мужья вытачивали матрёшек, ложки, чаши. Жёны их расписывали и воспитывали себе смену. «Я сама пришла семнадцатилетней девушкой на трехмесячные курсы по росписи в „Агидель“ в 1975 году, — вспоминает Татьяна Матюшина. — Нас всех учили прямо в цехах, мастер собирал группу из двадцати человек и показывал, как надо». Уже тогда «Агидель» занималась сразу несколькими промыслами — ткачеством, ковровым и браным (это одна из техник узорного ткачества, на предприятии с её помощью делали скатерти — примечание автора), пошивом одежды с ручной вышивкой в технике «Ришелье» (изящный ажурный узор — прим. автора), «Тамбурная», «Гладью» и изготовлением деревянной посуды.

Когда мастера «Агидели» освоили все основные народные промыслы из разных регионов России, правительство Башкирии задало новый ориентир: искать и воссоздавать свою собственную национальную культуру. «Мы создали экспериментальную группу и поехали по сёлам-деревням башкирским, — рассказывает Татьяна Матюшина. — Там собирали всё, что видели — посуду, аппликации, рисунки с ковров. Возвращались в „Агидель“ и перекладывали эти рисунки на современные деревянные изделия».

Сегодня именно благодаря этим экспедициям живёт и пользуется спросом исторический башкирский орнамент. Чаще всего его используют при пошиве одежды и на лаковых шкатулках. «Говорят, что этот миниатюрный орнамент уже стал нашим почерком. Главная его черта — обязательная симметрия. С её помощью противопоставляются день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьма, мужское и женское, левое и правое, — делится Татьяна Матюшина. — Ещё всегда присутствуют роговидные элементы. Рог символизирует благополучие и уютный быт. Также часто встречается образ волны: она символизирует течение жизни. По форме башкирский традиционный орнамент бывает как геометрическим, так и растительным. В геометрическом используются фигуры в виде треугольников, квадратов и четырёхугольников, зигзагов, крестов, ромбов и кругов. В цветочном — спирали, сердцевидные фигуры, розетки».

При росписи посуды на предприятии часто используют приём «Витейка», когда повторяющиеся элементы орнамента собирают в композицию, которая как бы опоясывает изделие. Есть у башкирского орнаменты и свои цвета-символы: зелёный (цвет вечной зелени), оранжевый (цвет изобилия и богатства) и красный (цвет тепла и огня).

Современные мастера «Агидели» переделали хохломскую технологию на свой лад: здесь теперь не используют ртутные и масляные краски — их сменили безопасные акриловые, вместо ягодок и русских народных сюжетов — на изделиях красуются башкирские образы. А вот фирменный золотой фон хохломы сохранился.

Тёплый и лёгкий «камень»

В 2001 году на «Агидели» решили искать новые пути-технологии. «Пересмотрели всё, что было, всех изучили и для себя выгоду всё-таки нашли», — улыбается Татьяна Михайловна. «Выгодой» она называет разработанную предприятием уникальную технологию «Намокание», когда дерево после двадцати различных операций над ним практически перестает внешне отличаться от камня. На предприятии таким образом имитируют и лазурит, и яшму, и малахит, и другие полудрагоценные камни. «Все удивляются, когда трогают, потому что выглядит, как натуральный камень, а на самом деле — это липа», — раскрывает тайны мастер.

Из липы на «Агидели» делают почти всё — деревянную посуду, которая безопасна, потому что внутри её обрабатывают разве что полезным воском, сувенирные тарелки, панно, шкатулки.

Особой популярностью пользуются портретные тарелки, которые делаются из пресс-массы (прессованные опилки — примечание автора), ДВП или из цельной липы. На тарелках можно изобразить портрет абсолютно любого человека. Он выполняется либо в технике лаковой миниатюры (как на шкатулках), либо в технике «Деколь» (когда изображение печатается на фарфоровых тарелках). Мастера из «Агидели» уже сделали такие тарелки даже с портретами первых лиц государства.

Для Сабантуев и уроков

Ещё один предмет для гордости «Агидели» — юрты. Их начали делать в тяжелые 90-е годы, и тогда эти народные жилища буквально спасли предприятие от разорения. Юрты заказывали местные власти для Сабантуев (народный праздник башкир и татар в честь завершения весенних посевных работ — примечание автора) вместе с национальными костюмами и шапками (которые также шьют на предприятии) и тем самым обеспечивали «Агидель» работой.

Чуть позже юрты оценили и в министерстве образования — теперь исконно башкирские жилища стали заказывать школы для уроков истории и краеведения. «Агидель» и тогда, и сейчас может угодить всем: здесь делают юрты размером от 2,5 до 20 метров. Последнее время их стали часто заказывать владельцы кафе: юрта помогает им привлекать посетителей.

«Это неудивительно, мы все вещи делаем своими руками, от души, с теплом и любовью. И люди чувствуют это, — считает Татьяна Матюшина. — Надо поддерживать народные промыслы, потому что время идет, но они не устаревают, все так же радуют глаз».

Больше по теме

Работы молодых мастеров художественных промыслов в Волгограде
Новая дизайнерская коллекция с использованием народных художественных промыслов представлена на Неделе высокой моды в Париже
«Души и рук творенье»
Выставка «РусАртСтиль»