- Татьяна Дмитриевна, почему вас, химика, интересует декоративно-прикладное искусство и народные промыслы?
- Есть очень интересная дисциплина – этноэкология, изучающая обычаи, традиции, верования разных этнических групп, особенности их жилища, пищи, одежды, утвари. Ведь практически всем народам свойственно уважительное и бережное отношение к материалам, их рациональное использование, выявление уникальных свойств. Дерево, металл, ткань, пряжа, кожа, мех, стекло, керамика используются человеком с древних времен и остаются основой творчества для современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Почему бы и нам не заняться этим увлекательным делом?
- Вы считаете, что можно создать народный промысел вот так, на пустом месте?
- Пустого места в этом деле не бывает – все новое создается на базе старого, имеющихся традиций и техник. Просто нужен новый взгляд мастера – так, например, возникла русская матрёшка: известно и время её появления – 1890-е годы, и авторы – художник Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин, а также исходный образец – японское изделие «семь богов счастья». Оказывается, ей всего 130 лет! А нам кажется, что матрёшка была на Руси испокон веков как символ красоты, благополучия, процветания большого дружного семейства.
Организовать (или возродить) народный промысел, конечно, вполне реально. Примеры: движение «Искусства и ремёсла» в Великобритании, «Веркбунд» в Германии, а в России – Абрамцевский кружок и мастерские в Талашкино. Или, например, горная деревня Лефкара на Кипре, где женщины изготавливают потрясающие ажурные вышивки, а мужчины – филигранные изделия из серебра, и туристы со всего мира стремятся их приобрести. Да и у нас в Башкирии есть отличный пример создания самобытной техники башкирской росписи по дереву и лаковой миниатюры в традициях Хохломы и Палеха. Но можно ведь и не ограничиваться этим, а создать что-то новое, так же опираясь на старые традиции.
- Что же именно вы предлагаете создать?
- Ответ вполне конкретный – комплекс ремёсел «Дело РУК». Это не просто рукоделие, а именно дело РУК, причем РУК – заглавными буквами, потому что означают они «Роспись, Украшения, Кружево».
- Ну, честно говоря, эти виды творчества не новы…
- Вы совершенно правы! Имеются вековые традиции во всех этих трёх направлениях декоративно-прикладного искусства (ДПИ), однако каждый художник создает в них что-то новое, и, если это новое закрепить, отработать в изделиях и передать мастерам – возникнет новая техника, а то и новый промысел. Или, для начала, новое хобби для художников-любителей!
- Так что же нового, например, в вашей росписи? Кстати, что вы расписываете?
- Стекло и керамику. Благо, сейчас все для этого есть – прекрасные краски, в том числе витражные – и импортные, и отечественные, контуры, кисти - только фантазируй и рисуй! Но, надо сказать, не все любят фантазировать, многим больше нравится рисовать по образцу, обводя контуром подложенный под стекло бумажный трафарет. Залив контур рисунка прозрачными красками, можно получить почти настоящий витраж или изделие в стиле «тиффани».
Еще очень увлекательно расписывать недорогую посуду из бесцветного стекла с готовыми выпуклыми рельефными узорами, обводя эти самые узоры, а потом заливая их красками. Так получаются интересные тарелки «Павлин», «Венеция», «Осенний сад». Да, это работа «по шаблону», но многих это вполне устраивает – можно за 2-3 часа изготовить прекрасный подарок hand-made. И выбор цветовой гаммы красок и контуров при этом даёт много возможностей.
Для тех же, кто шаблонов не признает, есть свободная роспись: берётся гладкий однотонный предмет – тарелка, кружка, ваза – и вперед! Основные этапы те же – разметка контуром, заливка красками, обводка тем же контуром и не забыть закалить изделие в духовке минут 10-15, чтобы им можно было пользоваться: это всё же прикладное искусство – вещи для жизни! Я люблю после обводки ещё сделать верховую роспись – покрыть залитые краской разноцветные фрагменты мелкими орнаментальными значками, да к тому же дополнительно обвести их по внешнему краю металлическим контуром тонкой «каймой», как будто сделанной из золотой или серебряной проволоки – канители. Я эту технику так и называю «Канитель» – ещё и потому, что она достаточно трудоёмка.
Но мой опыт проведения мастер-классов и работы в клубе показывает, что такой избыточный декор нравится не всем. Многие любители минимализма останавливаются на стадии заливки, еле уговариваю их обвести контуры для четкости рисунка. Видимо, хотят, чтобы яркие краски сияли во всей красе, не прячась под декоративной вязью. В общем, у каждого свой вкус…
- А кружево? Что нового вы в него внесли? Разработали новую технику?
- Нет, техника как раз известная – вязание на вилке. Его используют для изготовления шалей, палантинов, жилетов. Но загляните в Интернет – и не найдете ни одного случая соединения этих кружевных полос с тканью. В то же время обычными узорами, выполненными крючком, во многих странах издавна украшали ткани – вспомним хоть ажурные «подзоры» и занавески. Они очень милы и уютны, но, честно говоря, немного грубоваты, совсем уж в крестьянском стиле. А кружева, связанные на вилке из тонких хлопчатобумажных ниток, очень нежные, по виду почти как вологодские, хотя несравнимо проще в изготовлении. Они не утяжеляют изделие (скатерть, салфетку, блузку), а, наоборот, придают ему воздушность.
Думаю, что эта техника, как и витражная роспись, может стать основой нового народного промысла, тем более, возможно, что в старину башкирки чем-то подобным занимались. Так, Сергей Аксаков упоминает, что башкирские женщины, отдыхая, крутили в руках какие-то рогатки, быстро продевая через них цветные нитки. Это очень похоже на вязание на вилке, хотя может быть, они таким образом ткали пояса. Но в любом случае можно создать новый стиль, назвав его, например, «ченечке-стиль» Можно, конечно, и «форк-стайл», но «ченечке-стиль», по-моему, интереснее. Если на такую воздушную салфетку поставить расписной набор для вина или чая, любой «заморский» гость придёт в восторг!
- Ну и последняя буква осталась в вашей аббревиатуре необъясненной: «У» - украшения…
- Эта буква и слово в бренде «Дело РУК» наименее конкретны. Ведь изделиями hand made можно и дом украсить, и костюм дополнить, а также подарить их кому угодно. Поэтому сюда входит все – кожаная бижутерия (кулоны, серьги, браслеты), панно, шкатулки, вазы, праздничные композиции. В нашем клубе перед праздниками мы всегда стараемся изготовить побольше подарков, и чтобы ни один не повторялся!
- Слово «клуб» прозвучало уже не раз в нашей беседе. Расскажите, пожалуйста, что это за клуб?
- Боюсь даже сглазить, но похоже, что сбылась, наконец, моя давняя мечта – удалось создать у нас в УГНТУ студенческий клуб «Дело РУК» при Общественном факультете творческого развития и культуры (ОФТРК), которым руководит замечательная женщина Зинфира Тимерхановна Абдульманова. Я очень благодарна ей за то, что она в меня поверила, даже нашла мне помощницу – студентку Герасимову Дашу. И, сначала в порядке эксперимента, а потом на постоянной основе мы с ребятами стали проводить полноценные трёхчасовые мастер-классы по росписи стекла и керамики, по вязанию на вилке и текстильному декору. Студенты ходят на занятия очень активно, причем не только девочки, но и мальчики. Пришлось даже ввести предварительную запись, т.к. в нашем клубе всего 8 мест, и это связано даже не с теснотой помещения (оно достаточно просторно и уютно), а с необходимостью уделить внимание каждому студенту, проверить, как получается, показать, как надо. Это ведь ручные техники, их издали не покажешь… Зато как приятно каждому участнику унести с занятия вещь, выполненную своими руками!
Сейчас мы в клубе всерьез увлечены идеей создания новых народных промыслов для Башкортостана. А это и унификация техник и подбор материалов, и обучение мастеров – работа предстоит большая. Еще надо, чтобы руководство республики заинтересовалось этим проектом, тогда будут и заказы, и стимул для дальнейшего развития.
- А сейчас кто-то вас поддерживает?
- До последнего времени меня поддерживали и верили в «Дело РУК» только моя дочь Инна Хамидуллина (она доцент-химик, живет в Москве, но именно ей принадлежит идея делать художественные вещи в башкирских традициях) и ее подруга, моя помощница, Анжелика Веревкина. Потом проект поддержали в «Растем вместе» и УГНТУ, и думаю, что это только начало.
- И традиционный вопрос: над чем вы сейчас работаете?
- Лично, как мастер? Над чайным сервизом «Бурзян» в изумрудно-бело-золотой гамме. Роспись свободная, но чуть «просвечивает» национальный орнамент. Вместе с кружевной скатертью «Иней», выполненной в технике «ченечке-стиль», этот сервиз отправится в Тольятти в качестве подарка нашим коллегам.
- Ну что же, Татьяна Дмитриевна, остается только пожелать успеха вам и вашему клубу «Дело РУК». Надеюсь, что вам удастся решить амбициозную задачу создания новых народных промыслов для нашей республики.
- Спасибо, мы тоже надеемся! Но, даже если не получится, то объединение творческих людей, создающих красоту, – уже хорошее дело!
Информация и фото: Молодежная газета РБ.