12.05.2021

О производстве из уст мастера

О производстве из уст мастера

Вся работа велась вручную на домотканом холсте льняными нитками в ручных пялах (больших пяльцах) ломаной иглой. Изделия, созданные по такому принципу, стали называть строчевыми, поскольку технологически процесс их изготовления был ближе к шитью, чем к кружевоплетению. Крестецкая строчка объединила гипюр (игольное кружево) и традиции народной перевити — вышивки по ткани, где убирали часть нитей. Работы старорахинских мастериц — поначалу полотенца и скатерти, затем покрывала, занавески — быстро завоевали любовь покупателей, бывавших в Крестцах, появился уверенный спрос, и с 1860-х годов изобретение рукодельниц становится промыслом. Вскоре причудливой строчкой начинают украшать одежду и разные предметы быта.

Более полувека промысел существовал кустарно, и только в 1917 году мастера Крестецкого уезда объединились в Крестецкое кустарное кредитное товарищество. В 1929 году была создана первая артель «Крестецкая строчка», от которой ведёт свой отсчёт история фабрики «Крестецкая строчка».

«Наши изделия – это связь с нашим прошлым, восхищение красотой  нашей новгородской земли»

Жизнь любого народного промысла – это кропотливая работа мастеров и их любовь к своему делу. Об уникальном промысле, которым занимается фабрика «Крестецкая строчка», об особенностях своей работы нам рассказала художник предприятия Юлия Варфоломеева. Она трудится в отрасли народных художественных промыслов более тринадцати лет. И все эти годы работает на фабрике «Крестецкая строчка». В настоящее время является единственным художником в штате из 90 сотрудников. Коротко о себе она рассказала так:

 «Родилась в посёлке Крестцы Новгородской области. Закончив школу, прошла обучение в Новгородском учебно-производственном комплексе, после которого пришла работать на фабрику «Крестецкая строчка» в качестве вышивальщицы цеха ручной вышивки. Проработав четыре года вышивальщицей, попробовала свои силы в фабричном конкурсе по созданию новых образцов художественных изделий и заняла почётное второе место, что стало определяющим фактором для смены квалификации. В июне 1996 года была назначена на должность художника-модельера в экспериментальную мастерскую фабрики. Четыре года набиралась опыта у старших коллег и при этом сама активно участвовала в процессе создания моделей женской одежды».

Однако в связи с кризисной ситуацией в ОАО «Крестецкая строчка» в сентябре 2000 года Юлии Варфоломеевой пришлось уволиться. В 2015 году на фабрике произошла смена владельцев. Готовясь к глобальной реконструкции производства, новый генеральный директор Антон Георгиев пригласил на встречу бывших сотрудников, в числе которых была и Юлия Николаевна. Она с радостью отреагировала на предложенную возможность снова заняться любимым делом. С начала 2016 года Юлия Николаевна приступила к работе в должности художника ООО «Крестецкая строчка», и до настоящего времени она создаёт эскизы строчевых узоров. За пять лет работы возрождённой фабрики значительно расширился ассортимент продукции. Появились новые коллекции столового текстиля и предметов интерьера. Была запущена новая линия производства женской одежды. В настоящее время около 300 артикулов строчевых изделий выпускаются по эскизам, созданными с Юлией Николаевной. Ажурным старинным узорам художник гармонично придаёт современное звучание. Вот что рассказала Юлия Варфоломеева об особенностях своей работы.

- Как появляются идеи эскизов для строчевых изделий? Откуда берётся вдохновение?

- Вдохновение меня не покидает никогда. И как-то это само собой получается. Увижу модель – в воображении сразу рождается рисунок узора. Вывожу каждую линию по клеточкам миллиметровой бумаги, рисую простым карандашом, будто иглой веду, представляя, как  вышивальщица перевьет каждую нить в сетке полотна.  Орнаменты крестецкой строчки часто сравнивают с рисунком на морозном окне, которые напоминают кристаллы снежинок, лучи звёзд,  фантастические ветви и волшебные растения. И  это понятно: ведь давным-давно  крестьянки вышивали в основном зимой, когда не были заняты земледельческими работами. Я часто использую архивные материалы легендарных крестецких мастериц, их зарисовки в тетрадочках, фотографии советского времени, образцы экспериментальной мастерской (основана в 1931 г.) и  старинные изделия, которые составляют экспозицию нашего фабричного музея строчевой вышивки.

- Старинные ажурные узоры в ваших эскизах вы делаете современными. Меняются ли при этом сами узоры?

- Базовых строчевых узоров у нас около тридцати. А орнаментов – бесконечное количество. Ведь крестецкие узоры – они, как в  калейдоскопе. Постоянно рождается новая композиция. Наши изделия – это связь с нашим прошлым, восхищение красотой  нашей новгородской земли, история о преемственности, любви к труду и постоянное стремление создавать новое.

Выполненные в  актуальных модных тенденциях и в гармонии со старинной вышивкой  изделия «Крестецкой строчки»  смотрятся современно.  Например, блуза-косоворотка из чёрного льна – яркий пример гармоничного применения традиционного элемента русского костюма в современном базовом гардеробе. Модель выглядит шикарно за счёт ажурной ручной вышивки контрастными нитками.  Она подходит буквально всем женщинам, независимо от возраста и типа фигуры, впишется практически в любой стиль. Её можно носить и с джинсами, и кожаными леггинсами, и юбкой в стиле милитари.

- Носите ли вы сами изделия с использованием крестецкой строчки, пользуетесь ли ими в быту?

Конечно, ношу и пользуюсь. Почти у каждого  в нашем коллективе есть  дома что-нибудь: блузы, скатерти, салфетки, задёжечки (занавески на половину окна), постельное бельё.  Лён – очень износостойкая ткань и при использовании современных средств не сложна в уходе. Есть вещи, хранящиеся как память о бабушках, ведь когда промысел  зарождался, почти в каждом доме стояли пяла и строчили целыми семьями, включая детей и мужчин, а в советские времена на нашей фабрике работало  600-700 человек. У меня, например, есть наволочка на подушку, которой 50 лет (её я храню), и скатерть с салфетками, которыми пользуюсь.

- Какой бы вы хотели видеть перспективу развития промысла?

- Мне бы очень хотелось, чтобы в каждом доме были изделия «Крестецкой строчки», чтобы они переходили от поколения к поколению и изумляли своей красотой не только жителей России, но и  многих стран мира, как это  уже было в истории нашей любимой фабрики.

В сентябре 2019 года за заслуги по сохранению традиций строчевого промысла Юлия Варфоломеева была отмечена Благодарственным письмом главы Крестецкого муниципального района, а в декабре 2020 года стала обладательницей Почётной грамоты Министерства промышленности и торговли Новгородской области. В коллективе Юлия Николаевна пользуется заслуженным уважением и авторитетом. Мастерица внесла немалый вклад в развитие родного промысла. Сегодня фабрика «Крестецкая строчка» работает с индивидуальными заказами, соотрудничает с современными дизайнерами, модельерами и известными телеведущими: с модным домом Ульяны Сергиенко, с Татьяной Рогаченко из кулинарной школы «Novikov School», Еленой Малышевой, Ларисой Гузеевой,  Александром Васильевым, Еленой Летучей, Екатериной Одинцовой, писательницей Ириной Огановой, Викторией Шиляговой.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Мастерская кружевоплетения Центра народной культуры
НОВОСТЬ
Главный художник фабрики «Крестецкая строчка» Мария Евгеньевна Афанасьева внесена в Книгу почёта Новгородской области
ИСТОРИЯ
«Нет на свете ничего интереснее тамбовского орнамента». О традиционной вышивке Тамбовской губернии
СОБЫТИЕ
Мастер-класс по вышивке «верхошов»