Вся работа велась вручную на домотканом холсте льняными нитками в ручных пялах (больших пяльцах) ломаной иглой. Изделия, созданные по такому принципу, стали называть строчевыми, поскольку технологически процесс их изготовления был ближе к шитью, чем к кружевоплетению. Крестецкая строчка объединила гипюр (игольное кружево) и традиции народной перевити — вышивки по ткани, где убирали часть нитей. Работы старорахинских мастериц — поначалу полотенца и скатерти, затем покрывала, занавески — быстро завоевали любовь покупателей, бывавших в Крестцах, появился уверенный спрос, и с 1860-х годов изобретение рукодельниц становится промыслом. Вскоре причудливой строчкой начинают украшать одежду и разные предметы быта.
Более полувека промысел существовал кустарно, и только в 1917 году мастера Крестецкого уезда объединились в Крестецкое кустарное кредитное товарищество. В 1929 году была создана первая артель «Крестецкая строчка», от которой ведёт свой отсчёт история фабрики «Крестецкая строчка».
«Наши изделия – это связь с нашим прошлым, восхищение красотой нашей новгородской земли»
Жизнь любого народного промысла – это кропотливая работа мастеров и их любовь к своему делу. Об уникальном промысле, которым занимается фабрика «Крестецкая строчка», об особенностях своей работы нам рассказала художник предприятия Юлия Варфоломеева. Она трудится в отрасли народных художественных промыслов более тринадцати лет. И все эти годы работает на фабрике «Крестецкая строчка». В настоящее время является единственным художником в штате из 90 сотрудников. Коротко о себе она рассказала так:
«Родилась в посёлке Крестцы Новгородской области. Закончив школу, прошла обучение в Новгородском учебно-производственном комплексе, после которого пришла работать на фабрику «Крестецкая строчка» в качестве вышивальщицы цеха ручной вышивки. Проработав четыре года вышивальщицей, попробовала свои силы в фабричном конкурсе по созданию новых образцов художественных изделий и заняла почётное второе место, что стало определяющим фактором для смены квалификации. В июне 1996 года была назначена на должность художника-модельера в экспериментальную мастерскую фабрики. Четыре года набиралась опыта у старших коллег и при этом сама активно участвовала в процессе создания моделей женской одежды».
Однако в связи с кризисной ситуацией в ОАО «Крестецкая строчка» в сентябре 2000 года Юлии Варфоломеевой пришлось уволиться. В 2015 году на фабрике произошла смена владельцев. Готовясь к глобальной реконструкции производства, новый генеральный директор Антон Георгиев пригласил на встречу бывших сотрудников, в числе которых была и Юлия Николаевна. Она с радостью отреагировала на предложенную возможность снова заняться любимым делом. С начала 2016 года Юлия Николаевна приступила к работе в должности художника ООО «Крестецкая строчка», и до настоящего времени она создаёт эскизы строчевых узоров. За пять лет работы возрождённой фабрики значительно расширился ассортимент продукции. Появились новые коллекции столового текстиля и предметов интерьера. Была запущена новая линия производства женской одежды. В настоящее время около 300 артикулов строчевых изделий выпускаются по эскизам, созданными с Юлией Николаевной. Ажурным старинным узорам художник гармонично придаёт современное звучание. Вот что рассказала Юлия Варфоломеева об особенностях своей работы.
- Как появляются идеи эскизов для строчевых изделий? Откуда берётся вдохновение?
- Вдохновение меня не покидает никогда. И как-то это само собой получается. Увижу модель – в воображении сразу рождается рисунок узора. Вывожу каждую линию по клеточкам миллиметровой бумаги, рисую простым карандашом, будто иглой веду, представляя, как вышивальщица перевьет каждую нить в сетке полотна. Орнаменты крестецкой строчки часто сравнивают с рисунком на морозном окне, которые напоминают кристаллы снежинок, лучи звёзд, фантастические ветви и волшебные растения. И это понятно: ведь давным-давно крестьянки вышивали в основном зимой, когда не были заняты земледельческими работами. Я часто использую архивные материалы легендарных крестецких мастериц, их зарисовки в тетрадочках, фотографии советского времени, образцы экспериментальной мастерской (основана в 1931 г.) и старинные изделия, которые составляют экспозицию нашего фабричного музея строчевой вышивки.
- Старинные ажурные узоры в ваших эскизах вы делаете современными. Меняются ли при этом сами узоры?
- Базовых строчевых узоров у нас около тридцати. А орнаментов – бесконечное количество. Ведь крестецкие узоры – они, как в калейдоскопе. Постоянно рождается новая композиция. Наши изделия – это связь с нашим прошлым, восхищение красотой нашей новгородской земли, история о преемственности, любви к труду и постоянное стремление создавать новое.
Выполненные в актуальных модных тенденциях и в гармонии со старинной вышивкой изделия «Крестецкой строчки» смотрятся современно. Например, блуза-косоворотка из чёрного льна – яркий пример гармоничного применения традиционного элемента русского костюма в современном базовом гардеробе. Модель выглядит шикарно за счёт ажурной ручной вышивки контрастными нитками. Она подходит буквально всем женщинам, независимо от возраста и типа фигуры, впишется практически в любой стиль. Её можно носить и с джинсами, и кожаными леггинсами, и юбкой в стиле милитари.
- Носите ли вы сами изделия с использованием крестецкой строчки, пользуетесь ли ими в быту?
Конечно, ношу и пользуюсь. Почти у каждого в нашем коллективе есть дома что-нибудь: блузы, скатерти, салфетки, задёжечки (занавески на половину окна), постельное бельё. Лён – очень износостойкая ткань и при использовании современных средств не сложна в уходе. Есть вещи, хранящиеся как память о бабушках, ведь когда промысел зарождался, почти в каждом доме стояли пяла и строчили целыми семьями, включая детей и мужчин, а в советские времена на нашей фабрике работало 600-700 человек. У меня, например, есть наволочка на подушку, которой 50 лет (её я храню), и скатерть с салфетками, которыми пользуюсь.
- Какой бы вы хотели видеть перспективу развития промысла?
- Мне бы очень хотелось, чтобы в каждом доме были изделия «Крестецкой строчки», чтобы они переходили от поколения к поколению и изумляли своей красотой не только жителей России, но и многих стран мира, как это уже было в истории нашей любимой фабрики.
В сентябре 2019 года за заслуги по сохранению традиций строчевого промысла Юлия Варфоломеева была отмечена Благодарственным письмом главы Крестецкого муниципального района, а в декабре 2020 года стала обладательницей Почётной грамоты Министерства промышленности и торговли Новгородской области. В коллективе Юлия Николаевна пользуется заслуженным уважением и авторитетом. Мастерица внесла немалый вклад в развитие родного промысла. Сегодня фабрика «Крестецкая строчка» работает с индивидуальными заказами, соотрудничает с современными дизайнерами, модельерами и известными телеведущими: с модным домом Ульяны Сергиенко, с Татьяной Рогаченко из кулинарной школы «Novikov School», Еленой Малышевой, Ларисой Гузеевой, Александром Васильевым, Еленой Летучей, Екатериной Одинцовой, писательницей Ириной Огановой, Викторией Шиляговой.