25.12.2018

«Главное условие — доброе лицо»

В 1990 году выпускники художественно-графического факультета педагогического института им. А. И. Герцена решили возродить в Петербурге забытый кукольный промысел, существовавший в Северной столице более 200 лет назад — кукол тогда делали финно-угры. Нынешние мастера начали с простых гипсовых форм, но постепенно разработали свою технологию, и сейчас их фарфоровых дам и господ в неповторимых исторических и национальных костюмах заказывают ценители со всего света. Здесь делают русских и ингушей, арабов и украинцев, индейцев, египтян и даже полуметрового Чацкого из комедии «Горя от ума». А ещё куклы «Потешного промысла» помогают людям найти себя.

«Не китч, а искусство»

«Куклы были со мной все время, — объясняет свой выбор директор ООО НХП «Потешный промысел Галина Варенюк. — Я с ними вела занятия в школе и в институте, коллекционировала их. И всегда было интересно, почему в Молдавии, Польше, в Югославии, Чехословакии куколки в народных костюмах делались, а у нас практически нет». В сложные 90-е годы, когда все искали возможности заработать, Галина Николаевна решила сама заняться куклами, но не простыми, а этнографическими — в исторически верных костюмах. «Одежда — это не только красиво, но и важно, это один из главных элементов материальной культуры любого народа и истории. Через костюм можно лучше узнать человека и эпоху», — считает руководитель «Потешного промысла».

В 1990 году она позвала своих знакомых художников-единомышленников и предложила возродить кукольный промысел в Петербурге. Секреты прошлых мастеров узнавали по книгам, которых, правда, было совсем немного. Тогда и выяснили, что кукол в Петербургской губернии делало еще 200 лет назад финно-угорское население. В 1913 году на выставке в Петрограде были представлены финские куклы, по стилю и конструкции очень схожие с фигурками «Потешного промысла».

«В нашей команде людей с улицы не было, поэтому мы хотели делать не куклы а-ля рус, а серьёзные произведения, за которые не стыдно. И все сразу заметили, что у нас не китч, а искусство. Художники уловили эту грань», — подчеркивает Галина Николаевна.

Маленький живой человечек

С самого начала художникам поставили жёсткое условие: никакой злости и обиды на лице куклы, она должна быть доброй и спокойной. При этом дама или кавалер обязаны быть максимально похожими на людей, традиционная для кукол «условность» в «Потешном промысле» браковалась. «Мы воспринимаем куколку как маленького человечка, поэтому стараемся её расписывать как живую, — рассказывает Галина Варенюк. — У нас нет условности. Есть пупсы с глазами-точками, а у нашей куклы и реснички свои, и веки, и тени, и радужка, и зрачок. Всё есть в маленьком размере».

Первые куклы в 90-е годы выпускались по эконом-технологии. Это были семнадцатисантиметровые красавицы в национальных костюмах. Основанием служил картонный конус, голова делалась из гипса и была общей для мужских и женских статуэток. Костюм был несъёмным, целиком шился из лоскутков ткани, отделывался жаккардовой и вязаной тесьмой.

«Эти простые куклы сразу стали популярными у иностранцев, — вспоминает художник мастерской „Потешный промысел“ Екатерина Васильева. — В Петербург, как в крупнейший туристический город России, в 1990-е хлынули потоки интуристов. И нас заметили. Лучше всего тогда продавалось всё, связанное с русским стилем — куклы с косами, в кокошниках и ярких сарафанах. Такой образ русских сложился в то время на Западе. Ещё любили покупать боярынь в мехах и кукол в образах Петра I, Екатерины II».

Россиянам роскошные дамы тоже пришлись по вкусу. «Когда мы только начали делать кукол в русских национальных костюмах, женщины очень хвалили их одежду. Говорили: «О, какой замечательный сарафан! Сошью себе такой на дачу!» — смеется Галина Варенюк. Долго потакать простому вкусу высокоинтеллигентные художники не собирались. С каждым годом их куклы становились всё более точными и одновременно изящными. В один из дней в мастерскую пришел художник-керамист и предложил сменить непрочный и легко бьющийся гипс на утончённый, но крепкий фарфор. «Он при нас бросал будущие фарфоровые головки кукол на пол, и они не разбивались. Мы таким примером очень вдохновились и перешли на фарфор», — делится Галина Николаевна.

Сомневаться в том, что их этнографические куклы нужны людям, мастерицы «Потешного промысла» перестали в 1994 году, когда на одной из выставок в Санкт-Петербурге показывали коллекцию кукол народов России в национальных костюмах. Одна из посетительниц долго стояла у стенда, потом подошла к Галине Варенюк, поблагодарила её и сказала: «Вы знаете, я нашла себя». Мастер сначала даже не поняла, что женщина имеет в виду. Тогда та уточнила: «Я поняла, что я чувашка». И показала глазами на куклу в чувашском костюме. «Тогда я окончательно убедилась в том, что мы на правильном пути. Если человек, глядя на нашу куклу, внезапно понимает, кто он, осознает свои корни, свою связь с народом — это очень важно и замечательно. Мы поняли, что это дело нужно продолжать», — говорит директор «Потешного промысла».

Вскоре Художественный совет по декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремёслам при Комитете по культуре мэрии Санкт-Петербурга признал продукцию «Потешного промысла» изделием народных промыслов и ремёсел, и предприятие стало расширяться. Мастера закупили печи и организовали собственную керамическую мастерскую для формовки, отливки, замывки и обжига различных вариантов голов, рук и ног. Все модели тогда лепил известный петербургский скульптор, член Санкт- Петербургского отделения Союза художников России Николай Петрович Зиновьев.

Мастерская разработала свою многоуровневую систему производства. Всё начинается с идеи и макета. Художник сам может придумать новую куклу, но обязан учитывать все стилевые особенности и традиции промысла. Макет утверждает художественный совет предприятия и регистрирует его в инвентарной книге фондохранилища. Потом модель куклы попадает в экспериментальный цех, где мастера-конструкторы делают для неё специальный комплект лекал, составляют технический и научный паспорта, дают рекомендации по цветовому и фактурному оформлению изделия. Художник-технолог подбирает ткани, тесьму, фурнитуру и передаёт расписанные и раскроенные части будущих кукол сборщицам-одевальщицам, которые работают на дому.

Кукла Ася и кавалер Петруша Гринёв

В мастерской «Потешного промысла» делают не только этнографических кукол в национальных костюмах. Есть ещё исторические — императоры, полководцы в военных костюмах; куклы в униформе — в спортивной, рабочей и учебной одежде; сценические — в театральных костюмах, они сделаны по мотивам «Дягилевских сезонов» Льва Бакста; светские модные — в городских костюмах, сшитых по европейской моде; куклы «с полотен» великих художников; корпоративные куклы. С последними работа всегда получается особенно весёлой. «Очень необычный заказ был в прошлом году: мы делали для медицинской компании 3 000 Снегурочек и Дедов Морозов в костюмах врачей, — смеясь, рассказывает Екатерина Васильева. — Эти куклы-врачи были одеты в белые халаты, валенки. В руках они держали новогодние посохи, а на голове красовались праздничные шапки».

Художники «Потешного промысла» часто придумывают кукол без специального заказа, они постоянно изучают что-то новое — так на свет появилась коллекция высоких кукол-фараонов, индийцев и индейцев, китайцев и японцев. Мастера вдохновляются и великой русской литературой — благодаря ей любой желающий сегодня может приобрести куклу Асю, Чацкого, Петрушу Гринёва и других.

В «Потешном промысле» можно заказать и портретную куклу. Но с такими просьбами художникам работать сложно. «Люди приносят фото человека и хотят, чтобы кукла получилось точно такой же. Но ведь для настоящего портрета фотографии недостаточно: нужно увидеть самого человека, пообщаться с ним, понять его характер. Только тогда может получиться хорошая портретная кукла», — объясняет Екатерина Васильева.

Героев мастера находят и в политической жизни: после крымских событий 2014 года решили сделать портретную куклу президента Владимира Путина. Он также будет фарфоровым, в деловом костюме.

«Потешный промысел» не боится конкуренции. «Для Китая мы недосягаемы. У нас уровень совсем другой. Когда другие народы доверяют нам сделать куклу в их национальном костюме — это самая важная оценка нашей работы», — говорит Галина Варенюк.

С любой из кукол «Потешного промысла» сегодня можно познакомиться в Петербургском музее кукол, который создатели предприятия открыли в 1998 году. Сегодня в нём двенадцать залов, одна мастерская, цветущий сад, кукольный театр и более 40 000 единиц хранения.

«Главное условие — доброе лицо»

Дворцовая площадь
11 сентября 2018

Больше по теме

НОВОСТЬ
Творческие работы молодого мастера из Кузбасса высоко оценили столичные эксперты
НОВОСТЬ
ООО НХП «Потешный промысел» победило в номинации «За вклад в сохранение и развитие народных художественных промыслов России» конкурса «Золотой Меркурий»
НОВОСТЬ
Осетинскую куклу намерены сделать брендом Северной Осетии
НОВОСТЬ
Лимитированная серия кукол, посвящённая Кировской области, вышла на фабрике игрушек «Весна»