Действительно, наше предприятие представляет собой необычный тандем производственной части и туристического направления.
Нестабильность рынка и регулярное колебание спроса привели к потребности диверсификации производства и поиска новых дополняющих основное производство видов деятельности. Так появилось новое для нас направление – туризм. Местонахождение предприятия в экологически чистом районе, в деревенской глуши тоже сыграло свою роль.
В силу отсутствия достаточного количества средств пришлось заниматься реконструкцией пустующих помещений и приспособлением их под туристическую деятельность. Так на высвобожденных площадях заводоуправления у нас появилась уютная деревенская гостиница, были открыты три музея, на территории завода построены деревенские домики для семейных туристов. Мы оформили кухню, где штатные повара готовят местные блюда, а актовый зал превратили в зону отдыха. Сотрудников предприятия научили проводить экскурсии и мастер-классы. Купили несколько гончарных станков для туристов. Благоустроили территорию, и туристы поехали.
Теперь сотрудники предприятия: литейщики, гончары, обжигальщики –получили дополнительную возможность заработать. Продолжая выпускать традиционную керамику на своих рабочих местах, они дополнительно обучают этому ремеслу приезжих туристов, рассказывают о технологии производства и особенностях таволожской керамики. Туристы непосредственно вовлекаются в производственный процесс и с удовольствием своими руками изготавливают собственные изделия из глины, одновременно погружаясь в историю освоения Урала первыми поселенцами из центральных областей России.
Сейчас на предприятии оформлено три экскурсионных маршрута: керамический, этнографический и геологический.
Керамический маршрут является для нас основным в сфере туристической деятельности, он связан не только с нашим производством, но и с историей хозяйственного освоения Урала, зарождением здесь промышленности и традиций. Гончарный промысел в деревнях Верхние и Нижние Таволги зародился 300 лет назад с приходом на Урал старообрядцев, подвергшихся жестоким гонениям в конце XVII века. На первые гончарные изделия наносился примитивный орнамент в виде ямок, гребенчатых штрихов (процарапок) и прищипов по верху гончарного изделия, так характерных для средней полосы России. Та же закономерность сохранилась. В эту эпоху началось постижение пластических свойств местных глин. По сохранившимся документам, только в Нижних Таволгах в 1887 году существовало 59 мастерских, в которых трудилось 108 человек. В 1912 же году в деревне работало всего 27 мастерских, а в расцвет НЭПа – около ста! В советские годы, объединив существовавшие артели, был образован Невьянский завод художественной керамики, при содействии Московского НИИ художественной промышленности. На керамическом заводе при советской власти трудилось около 200 человек. В годы перестройки завод пострадал настолько, что даже производство на нём было приостановлено. Была потеряна львиная доля производственных мощностей, большое количество технологий, растерян кадровый потенциал, который является настоящим дефицитом в сельской местности.
Только в 1998 году, уже перейдя в частные руки, предприятие смогло восстановить выпуск традиционных изделий и получило новое название «Таволожская керамика».
Этнографический маршрут основан на археологических артефактах, найденных в районе деревни Таволги. Одним из основных объектов туристического паломничества является Большой Шигирский идол, найденный в 20 км от Таволог в Шигирском торфянике в 1889 году, возраст находки, как установлено учёными, более 11,5 тысяч лет. Он в два раза старше Египетских пирамид. Копия этого объекта в 2017 году установлена на территории предприятия и привлекает большой интерес посетителей. На основе найденных при раскопках фрагментов керамики предприятие стало выпускать целую линейку керамических изделий под названием «Керамика неолита».
Геологический маршрут появился у нас совсем недавно. Своё развитие это направление в туризме получило после подарка заводу коллекции минералов экспедицией «Уралкварцсамоцветы». В 2016 году на заводе открыли геологический музей.
В настоящее время мы принимаем около 50 тыс. туристов в год, что в значительной мере позволяет поддерживать основное производство и способствует популяризации народных художественных промыслов, традиций и непрерывности исторического развития нашего края и страны.
Наибольшим спросом у нас пользуются изделия, выполненные в традиционных техниках: это и горшки для жаркого, и салатники, и чайники, а также – крынки и кувшины, в основном – посуда, хотя и цветочники тоже не обделены спросом.
Наше предприятие является хранителем традиционной таволожской керамики. Поэтому и название предприятия – «Таволожская керамика». Что же это такое традиционный таволожский стиль в керамическом производстве? Образ современной таволожской керамики был заложен пришедшими сюда в XVII веке из средней полосы России старообрядцами. Поэтому по своей форме наша керамика напоминает стиль старорусской керамической школы. Спокойные плавные линии форм говорят о широте души русских людей, о широких просторах и необъятности русских равнин. Правильно говорят, что керамика является лицом нации. В этом смысле таволожская керамика – это русская керамика. Со временем наша керамика приобрела свой уральский неповторимый стиль, отличающий её от других традиционных керамических школ.
В самом начале, в XVII–XVIII веках, местные керамисты выпускали, в основном, чернолощёную керамику.
Она обжигалась в дровяных печах. Мы восстановили этот традиционный ранний стиль, только вместо дров сейчас мы используем электричество, а чернение у нас получается за счёт покрытия керамики перед обжигом молоком.
Первые глазури на Урале появились в Таволгах, хотя точную дату появления глазурованной керамики в нашем крае установить сложно, однако их появление однозначно связано с запуском Демидовыми медеплавильного производства в Быньгах в 1739 году. Местные гончары, используя отходы медеплавильного производства, разработали собственную технологию приготовления цветной изумрудной глазури для покрытия керамических изделий. С тех пор таволожская керамика приобрела самобытный изумрудный оттенок. Со временем технология использования меди для покрытия керамических изделий была утеряна. Восстановили её на нашем предприятии совсем недавно. Сейчас мы выпускаем такую керамику в традиционном для Урала изумрудном цвете. Правда, и завода Демидовского уже нет в Быньгах, да и используем мы не отходы производства , а окись меди в виде порошка. Называется эта керамика по-старому – изумрудная керамика.
Следующим шагом в формировании традиционного таволожского керамического стиля мы обязаны приезду на наше производство сотрудников Московского научно-исследовательского института народных художественных промыслов (НИИХП). Именно они в середине пятидесятых годов XX века внедрили на Невьянском заводе художественной керамики, правопреемником которого является сейчас ООО «Таволожская керамика», ангобную роспись методом фляндровки. Эта роспись сейчас тоже стала для нашей уральской керамики традиционной. Мы оформляем в этом стиле в основном керамическую посуду и называется она ангобная керамика.
В последнее время мы работаем над воссозданием самого древнего стиля росписи , который существовал в этих краях задолго до прихода сюда старообрядцев. Он связан с эпохой неолита. Около 3-5 тысяч лет назад в среднем течении реки Нейвы существовали племена, которые изготавливали керамические изделия и оформляли их различными чертами и резами. Такая керамика была найдена во время раскопок на Аятском озере, Шайтанском озере, Чигирском озере. Это всё в пределах 20 км от Таволог. Конечно, Таволог тогда ещё не было, но традиция использовать местные глины для производства бытовой утвари зародились на Урале именно в тот период. Используя археологические находки, мы сейчас пытаемся повторить тот древний стиль, который, конечно, не дошёл до нас и был утерян в борьбе за существование. Мы даже не знаем, какой народ здесь жил в то время. Однако следы той культуры в виде черепков остались. Мы называем такую керамику неолит.
Одно из проявлений самобытного народного творчества явилось появление в местах бытования гончарного производства глиняных игрушек, которые изготавливались во многих регионах России и носили свой неповторимый стиль для каждого региона. Такие игрушки изготавливали и в Таволгах. Начиналось всё с изготовления простейших фигурок различных зверей и птиц. Чаще всего они делались в виде свистулек. Наиболее известная дошедшая до нас таволожская свистулька изготавливалась в виде птицы с нанесением орнамента на переднюю часть. В дальнейшем игрушки начинали приобретать сложные формы, воспроизводящие различные виды деятельности крестьянского быта, фигуры былинных богатырей и героев русских сказок. На предприятии «Таволожская керамика» в середине XX века изготавливали большое количество такого рода художественных изделий.
На данный момент на предприятии трудится два художника – Назарова Алла Павловна и Владислав Булмасов. Алла Павловна пришла работать на «Таволожскую керамику» после окончания Уральского горнозаводского колледжа имени Демидова и является сейчас ведущим художником предприятия. Именно ей принадлежит разработка керамики серии «Неолит». Владислав – молодой специалист, трудится на предприятии второй год, после окончания Свердловского художественного училища имени И.Д. Щадра. Основную сложность для специалистов, безусловно, составляют совмещение творческой деятельности с серийным выпуском посуды, но мы надеемся, что в скором времени сможем принять ещё одного штатного художника. Хотя наш молодой специалист Владислав, помимо основной работы, сумел ещё и расписать необыкновенными фресками стены в нашем здании старой школы, предназначенном для туристической деятельности.
Для сохранения народных традиций и популяризации нашего промысла мы ежегодно проводим не менее трёх фестивалей за лето: фестиваль народных художественных промыслов «Тайны самоцветного кольца Урала», чайный экофестиваль «Когда цветёт таволга» и бардовский фестиваль «Песни над Таволгой», в рамках первого из них традиционно вот уже восемь лет проводится региональный конкурс детской глиняной игрушки «Таволожская свистулька», где выявляются юные таланты.