— Глухой кобальт, надглазурная гжель, лубочная гжель — помимо привычной бело-голубой гжели существуют и другие, менее известные разновидности этой росписи. Расскажите, какой гжелью занимаются мастера ГФЗ?
— Цветной росписью в Гжели занимаются давно. Исторически она всегда была доминирующей. В XVIII — XIX веках майолику, фаянс и фарфор в Гжельском регионе расписывали именно цветными красками. На роспись кобальтом приходилась совсем незначительная часть, и было это связано с петровской модой на всё голландское. С XVIII века до середины ХХ фарфор в Гжели расписывали только надглазурными цветными красками, обжигали при температуре 850 С и добавляли золотой декор.
Кобальтовая роспись становится визитной карточкой региона только с 1946 года, когда от технического фарфора, производимого для военных нужд, перешли к бытовому и стали расписывать его кобальтом. Так было дешевле и быстрее. Цветная надглазурная роспись тоже продолжала существовать, но в значительно меньших объемах. Так, постепенно за гжелью закрепился имидж исключительно бело-синего, расписанного кобальтом фарфора.
— Как давно ГФЗ занимается возрождением цветной гжели?
— Новая «цветная» эпоха началась в регионе в начале 2000-х годов. Для изготовления фарфора в подглазурной цветной росписи нужны краски особой рецептуры, изменения в технологии производства, высокотемпературный обжиг при 1350 С. Мы много экспериментировали, улучшали рецептуру красок, были в чём-то первопроходцами ещё до моего прихода на АО «ГФЗ». Очень пригодились знания, которые я получил, работая до этого в Германии.
С тех пор технология усовершенствовалась, укрепилась. Теперь это одно из любимейших наших направлений, опирающееся на старые докобальтовые традиции Гжели.
В 2017 году мы с художницей Юлианой Косихиной, которая активно участвовала в возрождении традиции цветной подглазурной росписи, пришли работать на АО «ГФЗ». И стали активно внедрять наши вновь открытые техники на производстве, обучили приёмам цветной росписи других художников. Так в XXI веке в Гжели началось серийное производство цветного фарфора.
— Художники используют старинные сюжеты росписей или создают собственные орнаменты и персонажей, сохраняя при этом технику?
— Сюжеты очень разнообразные. Многие наши покупатели — поклонники так называемой «традиционной» гжели, кобальтовых роз и цветов. Но мы-то с вами знаем, что на самом деле традиция гораздо шире и разнообразнее. Более того, как любой народный промысел (ключевое слово — народный), гжель очень подвержена изменениям, поискам новых форм и сюжетов. В каждом историческом периоде она отвечает на современный этому периоду запрос. Мы также идём в ногу со временем. Нам важно, чтобы консервативные покупатели всегда имели возможность приобрести свою любимую розу. Но хочется и выходить за рамки предложенного историей сюжета.
Художники создают и пишут новые орнаменты с цветами, ягодами, овощами и фруктами как для кобальтовых, так и для цветных изделий. Есть художники, увлечённые темой русский сказок, басен. Они пишут сложные сюжетные, я бы даже сказал, «полотна».
В своём творчестве мы обращаемся и к стилизованной «лубочной» тематике. Но всё это в любом случае проходит через «фильтр» авторского восприятия.
— Чем отличается техника работы с цветной гжелью и привычной бело-голубой?
— Фарфор с кобальтовой (бело-голубой) росписью обжигается при температуре 1350 С. Именно высокая температура делает кобальт из серого синим.
Цветная надглазурная роспись с золотым пестрением предполагает низкотемпературный обжиг при 850 С. Краски наносятся в несколько слоёв, неоднократно обжигаются.
А работа с цветными подглазурными красками гораздо сложнее. Тут и высокая (1350 С) температура в печи, и работа с несколькими палитрами одновременно, и особая рецептура красок! На заводе мы такие краски изготавливаем сами.
— Какие новые проекты запускает ГФЗ?
— Во-первых, это, конечно, сезонные коллекции. С конца лета творческая группа художников завода разрабатывает продолжение новогодней коллекции.
Во-вторых, мы активно занимаемся темой спортивных традиций с выпуском ретро изделий по проекту «Олимпийский резерв».
Третий важный проект — производство изделий, которые могут помочь улучшить экологическую ситуацию. Тему защиты окружающей среды мы считаем очень важной.
— Как фарфор может помочь экологии?
— Экологические свойства фарфора таковы, что он сам является частью геологии и минералогии самой планеты Земля. Все компоненты взяты из недр земли и возвращаются туда же через тысячелетия...
При использовании человеком фарфор нейтрален и по химическому составу, и по физическим свойствам. Это идеальный zero-waste (как сейчас говорят) продукт.
Во многом поэтому наши новые кофейные стаканы для кофе с собой пользуются таким спросом! Люди постепенно становятся всё более осознанными в своём потреблении, хотят производить меньше бытовых отходов.
В больших городах кофе с собой очень популярен. Все пользуются одноразовыми картонными стаканчиками и после 10 минут выбрасывают их в урну. Кажется, ну и что, он же картонный? А на самом деле внутри он покрыт тонкой пленкой пластика. И разлагаться будет лет 500. Не лучше ли иметь всегда при себе свой собственный стаканчик из фарфора, многоразовый, красивый? И прекратить просто так создавать картонно-пластиковый мусор.
— Кто был инициатором новой коллекции и как проходила работа над ней?
— Идея пришла от наших учредителей. Они пьют кофе каждый день, часто набегу. И проблему с одноразовыми стаканами видят хорошо. Вот так по их заданию мы разработали новый для нас продукт и запустили в производство. И получили фурор! Ведь и роспись на каждом стаканчике уникальная, и мы постоянно дополняем коллекцию новыми мотивами. Сейчас у нас уже 32 вида росписи (и кобальт, и цветные краски).
Летом все покупали и заказывали стаканы в цветных незабудках Юлианы Косихиной, сейчас моментально раскупаются стаканы с кобальтовыми берёзками и домиками в снегу Ирины Антроповой.
Люди покупают себе, дарят близким, собирают совместно коллекции. Экологичность дополнилась важными элементами, превратившись в увлекательное действо. А мы осознаем, что за счёт развития нашей экологичной линейки, снижается спрос на одноразовые вещи.
— Как завод планирует развивать экологичное направление?
— Мне пока не хотелось бы открывать все карты. Но мы присматриваемся сразу к нескольким сферам использования одноразового пластика, которые также вызывают обеспокоенность у экологов. Давайте немного подождём. Уверяю вас, хорошие новости не заставят себя долго ждать.