19.09.2019

Владимир Москвитин: «Огонь — это соавтор художника»

Владимир Москвитин: «Огонь — это соавтор художника»

Его предприятие «Турина гора» уже более тридцати лет знакомит россиян со скифским миром Алтая.

Владимир Москвитин по образованию экономист, а по призванию — художник. В конце 80-х годов решился открыть дело мечты — кооператив керамистов. За тридцать лет он стал одним из самых известных предприятий народных промыслов в России. С помощью уникальной технологии «Живопись по фаянсу» здесь делают панно с российскими и европейскими панорамами, посуду с особенным алтайским орнаментом и вазы в виде скифских амазонок. А ещё «Турина гора» показывает всему миру алтайских духов и охраняющих древнее золото скифов грифонов. О творческом и коммерческом путях «Туриной горы» сегодня рассказывает её директор, художественный руководитель и вдохновитель Владимир Москвитин.

«Работа с глиной — это какое-то волшебство»

— Владимир Михайлович, с чего всё начиналось? Когда и почему вы решили заниматься керамикой?

— Я только по образованию экономист, а так — человек творческий. С детства любил лепить, и у меня это получалось — понимал объём, чувствовал пластику. Где-то в 1986 году случайно познакомился с художниками-керамистами, увлёкся их идеями. И в 1988 году, как только вышел закон о кооперации, открыл своё дело, назвал «Кооператив керамика». Именно оно потом и выросло в ООО «Турина гора». Мне всегда хотелось что-то в глине увидеть. Во-первых, это сложный технологический процесс, во-вторых, это какое-то волшебство. Приобретение формы через огонь, преломление огнём — это очень важно. И сложно, ведь не было у нас в крае предприятий такого уровня.

Начинали мы с пяти человек, работали на базе кирпичного завода, там была глина и какое-то оборудование. Первым заказчикам лепили самые обычные горшочки для жаркого, садово-парковые скульптуры всякие, вазы небольшие, кружки. Это было время тотального дефицита, и мы делали для людей самые необходимые вещи. Но всегда хотелось расти в художественном плане, поэтому параллельно мы ездили к мастерам в другие города, смотрели, сравнивали, изучали их технологию, что-то понимали и пытались изобрести своё.

— Сегодня уже можете похвастаться своей собственной технологией?

— Наш стиль — это живопись по фаянсу. Он отличается от всех других методов декорирования. Только мы им владеем. Технология сложная, потому и не прижилась во многих предприятиях. У нас художник фактически вслепую делает весь сюжет и рисунок. Сначала, как обычно, делается черепок — либо в форме отливается, либо лепится — как угодно. Потом вытягивается на гончарном круге перед первым утильным обжигом. Рельеф до этого на него наносится не глазурированием, а с помощью процарапки. А дальше мы работаем с солями металлов — кобальтом, никелем, хромом, железом. У каждого из них есть свой цвет. Сложность в том, что, когда мы покрываем этот черепок, соль как бы исчезает, она не видна. Но наносить глазурь художник должен именно по ней, и срабатывает это очень по-разному.

— Кто выбирает сюжеты?

— В основном, художественный руководитель — то есть я. Завожу идею, а дальше мы вместе с остальными мастерами доводим её до совершенства. Сюжеты у нас сложные. Это исторические архитектурные пейзажи — Москва Гиляровского, либо Москва белокаменная, где ходят цари, барышни. Мы воссоздаем атмосферу того времени, пытаемся её передать максимально органично и архаично одновременно.

Мы всё это изображаем даже на вазах, и художник должен быть очень осторожным, чтобы не переборщить с глазурью, иначе она просто стечёт вниз. Наше творчество — сложнейший набор всевозможных технологических приёмов, из которых получается живописная картина. Под действием огня — полноправного соавтора художника в этом случае — рисунок преломляется и, если там, например, изображена вода, то она шумит и бежит, как в реальной жизни. И побеждаем мы всегда именно за счёт этой сложной и кропотливой работы.

«Стерегущие древнее золото грифы»

— У вас есть необычная тематика в изделиях — «Скифо-Сибирский звериный стиль». Вы его сами разработали?

— Это одно из наших главных направлений с 2000-х годов. В его основе — древняя культура Алтая, следы которой была найдены на Пазырыкских и Башадарских курганах. Там были обнаружены интереснейшие находки — рисунки животных.

Мы уже несколько лет ездим в экспедиции и там мы сами снимаем на микалентную бумагу наскальные рисунки и петроглифы. Микалента накладывается на наскальный рисунок, при намачивании приобретает форму её поверхности и практически детально воспроизводит структуру. После высыхания микалентная бумага затирается красителем. Потом изображение можно по-разному оформлять — на панно, вазах, кружках.

Я вот сделал скульптуру героя алтайского эпоса «Маадай-Кара» Когюдей-Мергена — это фигура в виде головы грифона, полуживотного-полуптицы. Грифон — вообще один из главных символов Алтая, он упоминается даже у Геродота. В его записях алтайские скифы назывались «стерегущими золото грифами». У нашего Когюдей-Мергена есть и подруга — Алтын Кескю. Это парная работа.

Звериный стиль — это не только статуэтки. Есть светильники «Алтын-Чеек», «Каратюрек», есть вазы — «Скифская амазонка», «Кувшин желаний», «Трёхглавый грифон».

— Кто придумывает эти вазы и называет их?

— Всё начинается с керамических форм, а уже потом они определяют и содержание, и название, и стиль. Я создаю эскизы, а формы придумывают художники. У нас есть целая стилистика пластического декора, который соединяется с живописью. Мы не боимся дополнять готовые глиняные формы скульптурными импровизациями. Это могут быть цветы, рельефы, головы грифонов. Есть постоянно использующиеся формы, но, если художник захочет сделать рыбу или скифскую амазонку, я не буду ему запрещать. Мы даём художнику работать в его собственном направлении. Я никогда никого не ограничивал в уникальности авторских работ.

— Кто сегодня больше интересуется вашим промыслом? Государство? Частные лица?

— Это зависит от конкретного периода времени. Мы постоянно работаем с Храмом Христа Спасителя. Они заказывают у нас тарелки, кружки — разную сувенирную продукцию с видом церкви. С Подарочным фондом президента тоже периодически сотрудничаем, со Счетной палатой Российской Федерации, Государственной Думой, с музеем Кремля. Откликаемся на всё, что происходит — недавно сделали вазу с изображением всех российских городов, где будет проходить Чемпионат мира по футболу-2018. Её подарили вице-премьеру Виталию Мутко. Наш промысел сегодня — единственный в Сибири, но всегда подчеркиваю, что сначала я художник, а уже потом бизнесмен. И поэтому мы всё время будем создавать искусство, которого ещё никто не видел.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Иконостас от «Фарфора Сысерти» появится в храме Усть-Абакана
НОВОСТЬ
Кировская область намерена сделать дымковскую игрушку брендом региона
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Таволожская керамика: союз истории и приключений
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Керамика с казачьим духом