От произведения искусства к сувениру и наоборот
Важно помнить о происхождении палехской лаковой миниатюры из иконописной традиции. Продолжающим развивать это наследие в первую очередь необходимо сосредоточиться на изучении корней, только благодаря им сквозь века мы сможем прорастить новые ветви.
Нужно изменить расхожее отношение к палехской миниатюре как к красивому сувениру, созданному вручную изделию народных промыслов, и попробовать возродить такое мастерство, когда обыденный предмет становится произведением искусства.
Попытки возрождения такого рода сейчас предпринимаются в мастерской «Духанин». Мы формируем коллектив художников, участвующих в процессе создания произведений высочайшего качества путём копирования лучших образцов из музейных фондов и собственной коллекции мастерской. Это работа осуществляется при участии художественного руководителя мастерской, который консультирует живописцев и оказывает им другие виды помощи. Именно так накапливается опыт, совершенствуется качество, оттачивается техника. От работников мастерской требуется усердие и желание овладеть сложными приёмами росписи. Мы с большим вниманием относимся к качеству произведения, а также к соблюдению авторских прав художника как к одному из способов борьбы с подделками.
Качественное произведение невозможно повторить без специальной подготовки. Это же касается и пространства. Когда нас окружают сделанные на совесть и с любовью вещи, мир преображается.
В последнее время благодаря замечательным переменам Палех стал привлекательным для гостей и туристов. Мы тоже постарались сделать мастерскую достойным дополнением к преображению посёлка и, конечно, комфортной для сотрудников. Невероятно важна для нас и та помощь, которую уже оказали и продолжают оказывать наши единомышленники: поддержка администрации посёлка и области, представителей учреждений культуры и искусства, а также всех, кто любит Палех и верит в его возрождение.
Но самая сложная задача – воссоздать творческую среду и улучшить понимание целей современного Палеха. Решить её нам помогает сотрудничество с Государственным музеем палехского искусства (хранителем традиций) и Палехским художественным училищем (кузницей кадров).
О собственном пути в промысле
С самого детства я был увлечён искусством Палеха и с усердием стремился достичь такого мастерства, которое находишь в работах старых мастеров. Я всегда считал, что любое дело необходимо начинать с истоков, поэтому большая часть жизни была отдана именно иконописи, изучению традиций. Через это занятие пришло и понимание задач, стоящих перед современным Палехом. Конечно, я не считаю, что всё постиг, многое ещё впереди.
Для меня палехская миниатюра – это искусство, вневременное и символичное, а если считать его промыслом, то, несомненно, это промысел Божий (ведь благодаря Ему были сохранены традиции, техника иконописи и многое другое). Важно то, что с помощью палехской миниатюры – самодостаточного, оптимистичного и уникального искусства – мы узнаём наших предков и их видение мира.
О сюжетах как принципе работы мастерской
Мы непрерывно учимся, а учиться нужно на лучших образцах, сформировавших наше представление о прекрасном. При этом, как и в прежние времена, большое значение имеет и техническое мастерство, и живописность отобранных образцов.
В сказках добро побеждает зло, в песнях славится красота родного края и отображается жизненный уклад русского человека, в былинах и исторических сюжетах запечатлена тема защиты отечества.
Наши сюжеты – из жизни, ведь художник и сам творец, стремящийся преобразить мир, сделать его источником вдохновения.
В серии «12 месяцев» русские традиции интерпретированы на современный лад. Времена года поочерёдно сменяют друг друга, каждый месяц влечёт за собой определённые события, эмоции и сюжеты. Это то, что близко и понятно русскому человеку.
Продолжая такой подход, сейчас мы разрабатываем коллекцию «Русские праздники».
Фотографии: http://duhanin.com